Энциклопедия - о
Энциклопедия
Оперативно-тактическое изучение района выезда
Оперативно-тактическое изучение района выезда — форма тактической подготовки личного составапожарной охраны. Проводится с целью приобретения необходимых знаний о планировке и характере застройки района, транспортных магистралей, улиц и проездов, о расположении и пожарной опасности наиболее важных объектов, о системепротивопожарного водоснабжения, определения кратчайших путей следования к месту вызова.
Основными источниками сведений для оперативно-тактического изучения района выезда являются:
Основными источниками сведений для оперативно-тактического изучения района выезда являются:
- план (карта) района выезда;
- планы икарточки тушения пожара;
- другие документы;
- самостоятельная работа на местности.
- о границах района выезда части, расположение, наименования и характеристика основных транспортных магистралей, улиц, переулков, площадей, набережных, нумерация зданий на них;
- размещение, характер застройки и общая планировочная структура жилых микрорайонов и кварталов (плотность застройки, этажность зданий, ихогнестойкость, разрывы и так далее);
- места расположения и общая пожарная опасность наиболее важных промышленных предприятий, складских, административных, общественных зданий (детские сады и лечебные учреждения, объекты с массовым пребыванием людей) и зданий повышенной этажности, места хранения сильнодействующих ядовитых, радиоактивных ивзрывчатых веществ;
- характеристика систем противопожарного водоснабжения района выезда, трассировка и диаметрводопроводных сетей и расположение на нихпожарных гидрантов, расположение и ёмкость пожарных водоёмов, естественных и искусственныхводоисточников и подъездов к ним, возможность использования источников водоснабжения для целейпожаротушения;
- средства связи, сигнализации, которые можно использовать при пожарах;
- участки района выезда с ограниченным запасомводы или её отсутствием, с неудовлетворительными подъездами к водоисточникам и водозаборам, особенности организациитушения пожаров на этих участках.
Энциклопедия
Оперативный дежурный
Оперативный дежурный гарнизона пожарной охраны — старшее должностное лицо дежурной смены службы пожаротушения, если иное не установлено начальником гарнизона.
При отсутствии в гарнизоне службы пожаротушения оперативным дежурным назначается в соответствии с утвержденным начальником гарнизона графиком должностное лицо подразделенийпожарной охраны (за исключениемначальников караулов). Оперативный дежурный обязан:
При отсутствии в гарнизоне службы пожаротушения оперативным дежурным назначается в соответствии с утвержденным начальником гарнизона графиком должностное лицо подразделенийпожарной охраны (за исключениемначальников караулов). Оперативный дежурный обязан:
- руководить в период боевого дежурстванештатной службой гарнизона;
- владеть оперативной обстановкой в гарнизоне, принимать меры к устранению выявленных недостатков в несениислужбы пожарной охраны, в том числе с выездом на место происшествий;
- обеспечивать контроль за несениемгарнизонной икараульной службы в соответствии с требованиями Устава и выполнение заданий начальника гарнизона;
- обеспечивать подготовку и проведение гарнизонных мероприятий, лично участвовать в их проведении;
- организовывать и лично проводитьпожарно-тактические занятия (учения), контролировать организацию и проведение занятий по боевой и иным видам подготовки в подразделениях;
- изучать передовой опыт несения службы пожарной охраны;
- осуществлять взаимодействие со службами жизнеобеспечения;
- обеспечивать своевременную постановку вбоевой расчёт пожарных автомобилей и иной мобильнойпожарной техники, в том числе возвратившейся в подразделение послепожара, рассматривать обоснованность вывода пожарной техники из боевого расчёта и принимать необходимые решения;
- организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы гарнизона.
- проверять в установленном порядке несение караульной службы в подразделениях, проведение занятий по профессиональной и иным видам подготовки;
- запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии оперативной обстановки в гарнизоне, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации службы пожарной охраны;
- отдавать в период боевого дежурства руководителям (начальникам караулов) подразделений и должностным лицам нештатных служб гарнизона в пределах своей компетенции распоряжения по вопросам гарнизонной и караульной службы, в том числе по временной передислокации мобильной пожарной техники с последующим уведомлением об этом начальника гарнизона;
- отстранять в крайних, не терпящих
Энциклопедия
Оперативный штаб
Оперативный штаб — временно сформированный нештатный орган управления напожаре, который создается, если натушение пожара привлекаются силы и средства по повышенному номеру (рангу) вызова, при организации на месте пожара трех и более боевых участков по тушению пожара, при необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению пожара.
Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителемРТП. В состав оперативного штаба могут входить:
Литература: Боевой устав пожарной охраны. М., 2001.; Кимстач И.Ф., Девлишев П.П., Евтюшкин Н.М. Пожарная тактика. М., 1984.
Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителемРТП. В состав оперативного штаба могут входить:
- заместитель начальника штаба;
- начальник тыла;
- представители администрации предприятия;
- другие лица по усмотрению РТП.
- сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру;
- определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП;
- обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
- организация подготовки и обеспечение ведения основных действий по тушению пожара;
- учёт сил и средств на пожаре, расстановка их по участкам тушения пожара (секторам), ведение соответствующей документации;
- создание на пожаре резерва сил и средств;
- обеспечение работыГДЗС и связи на пожаре;
- обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожаре;
- реализация мер по поддержанию основной готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.
Литература: Боевой устав пожарной охраны. М., 2001.; Кимстач И.Ф., Девлишев П.П., Евтюшкин Н.М. Пожарная тактика. М., 1984.
Энциклопедия
Описание пожара
Описание пожара — документ, составляемый на крупные или характерныепожары (пожары с убытком 3 420 МРОТ и более, пожары с групповой гибелью людей (3 и более человек), с количеством травмированных 10 и более человек, а также пожары, анализ причин возникновения и результатов тушения которых представляет практический или научный интерес).
Описание пожара содержит информацию о ходеразвития и тушения пожара; составляется должностными лицами подразделений или органов управления подразделенийпожарной охраны в срок не более 30 суток с момента возникновения пожара. Описание пожара состоит из карточки исследования пожара и приложений. Карточка исследования пожара включает в себя все основные вопросы по развитию и организации тушения пожара и наиболее полно и детально отражает результаты его изучения.
При составлении описания пожара необходимо:
Описание пожара содержит информацию о ходеразвития и тушения пожара; составляется должностными лицами подразделений или органов управления подразделенийпожарной охраны в срок не более 30 суток с момента возникновения пожара. Описание пожара состоит из карточки исследования пожара и приложений. Карточка исследования пожара включает в себя все основные вопросы по развитию и организации тушения пожара и наиболее полно и детально отражает результаты его изучения.
При составлении описания пожара необходимо:
- давать краткие, точные, достоверные и исчерпывающие ответы на все пунктыкарточки учета результатов изучения крупного пожара (пункты о возникновении и развитии пожара и о ходе тушения и руководства тушением пожара освещаются в более подробном изложении с обязательной оценкой действияРТП, оперативного штаба и подразделений пожарной охраны);
- включать сведения о времени событий на пожаре только после тщательной проверки;
- давать детальный анализ всех действий участвующих в тушении пожара подразделений пожарной охраны и их руководителей,участников тушения пожара, а также условий, которые привели к развитию пожара до крупных размеров;
- освещать подробно применение новых способов, методов и средств тушения, интенсивность подачиОТВ, поведение конструкций и другое;
- освещать положительные и отрицательные стороны профилактической работы в организации (на объекте) и оперативно-тактическую характеристику организации (объекта);
- выводы и предложения давать таким образом, чтобы руководство органов управления пожарной охраны могло разработать мероприятия, обеспечивающие улучшение профилактической работы, организации тушения пожара, совершенствование противопожарных норм и правил, а также вносить предложения об изменении законодательства по вопросампожарной безопасности;
- таблицу основных показателей сосредоточения сил и средств развития и тушения пожаров, а также совмещенный график роста (во времени) площади пожара и суммарного расхода ОТВ составлять после тщательного анализа и проверки цифровых данных.
- таблицу основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и тушения пожара;
Энциклопедия
Оповещение о пожаре
Оповещение о пожаре, см. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Энциклопедия
Опорный пункт пожаротушения
Опорный пункт пожаротушения — специально оборудованное здание (сооружение) или территория, предназначенные для размещения действующего резервапожарной техники, ОТВ и эксплуатационных материалов согласно нормам типовой табельной положенности для опорных пунктов пожаротушения. Создаются с целью повышения эффективности действий при тушении пожара и проведенияАСР (далее -тушение пожара) посредством наращиваниясредств пожаротушения на местепожара. Организация и общее руководство работой опорного пункта пожаротушения возлагается на руководителей органов управления пожарной охраны. Руководители органов управленияпожарной охраны:
Опорные пункты создаются по решению руководителей органов управления пожарной охраны на базе их подразделений. Руководство опорным пунктом осуществляет начальник подразделения, на базе которого он создан. Количество опорных пунктов определяется наличием пожароопасных, особо важных и режимных объектов экономики на территории субъекта РФ, рациональным размещением пожарной техники и иного имущества, обеспечением своевременного и эффективного их использования при пожаре, наличием необходимых специалистов, а также местными условиями.
Опорные пункты подразделяются на следующие виды:
- несут ответственность за создание опорных пунктов и их техническую оснащённость;
- обеспечивают своевременное приведение в готовность пожарной техники и возможность оперативного использования ОТВ и эксплуатационных материалов опорного пункта;
- определяют порядок учёта пожарной техники, ОТВ, эксплуатационных материалов (далее — имущество) опорного пункта;
- обеспечивают разработку плана приведения опорного пункта в готовность.
Опорные пункты создаются по решению руководителей органов управления пожарной охраны на базе их подразделений. Руководство опорным пунктом осуществляет начальник подразделения, на базе которого он создан. Количество опорных пунктов определяется наличием пожароопасных, особо важных и режимных объектов экономики на территории субъекта РФ, рациональным размещением пожарной техники и иного имущества, обеспечением своевременного и эффективного их использования при пожаре, наличием необходимых специалистов, а также местными условиями.
Опорные пункты подразделяются на следующие виды:
- территориальные — создаются на базе территориальных подразделений пожарной охраны;
- объектовые — создаются на базе объектовых подразделений пожарной охраны на основании договоров между руководителями соответствующих предприятий
Энциклопедия
Оптико-электронный дымовой пожарный извещатель
Оптико-электронный дымовой пожарный извещатель, см. Дымовой пожарный извещатель.
Энциклопедия
Организация пожарной охраны
Организация пожарной охраны — процесс создания подразделенийпожарной охраны, осуществляющихпрофилактику пожаров, спасание людей, имущества припожарах, их тушение и проведениеАСР.
ПодразделенияФПС создаются в целях организации профилактики итушения пожаров в организациях (объектовые подразделения), в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения), в населённых пунктах (территориальные подразделения). Финансовое обеспечение деятельности ФПС, социальных гарантий и компенсаций её личному составу является расходным обязательством РФ. Материально-техническое обеспечение ФПС осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством РФ. Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности ФПС определяются Положением о ФПС.
Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ. Финансовое обеспечение деятельности подразделенийГПС, созданных органами государственной власти субъектов РФ, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов РФ является расходным обязательством субъектов РФ.
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Ведомственная пожарная охрана создается федеральными органами исполнительной власти, организациями в целяхобеспечения пожарной безопасности. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями.
Частная пожарная охрана создается в населённых пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с ГК РФ.
Добровольная пожарная охрана создается для участия в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров в населённых
ПодразделенияФПС создаются в целях организации профилактики итушения пожаров в организациях (объектовые подразделения), в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения), в населённых пунктах (территориальные подразделения). Финансовое обеспечение деятельности ФПС, социальных гарантий и компенсаций её личному составу является расходным обязательством РФ. Материально-техническое обеспечение ФПС осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством РФ. Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности ФПС определяются Положением о ФПС.
Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ. Финансовое обеспечение деятельности подразделенийГПС, созданных органами государственной власти субъектов РФ, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов РФ является расходным обязательством субъектов РФ.
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Ведомственная пожарная охрана создается федеральными органами исполнительной власти, организациями в целяхобеспечения пожарной безопасности. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями.
Частная пожарная охрана создается в населённых пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с ГК РФ.
Добровольная пожарная охрана создается для участия в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров в населённых
Энциклопедия
Организация пожаротушения
Организация пожаротушения — совокупность управленческих, инженерно-технических и оперативно-тактических решений, обеспечивающих спасение людей,эвакуацию или защиту отОФП имущества и успешноетушение пожаров в населённых пунктах и на различных объектах. Организация пожаротушения включает в себя:
- разработку и реализацию инженерно-технических пожарно-профилактических решений для успешного тушения пожаров;
- создание подразделенийпожарной охраны, оснащение их необходимой техникой, средствами связи и определение им конкретных задач;
- организацию связи и взаимодействия между подразделениями пожарной охраны, службами жизнеобеспечения, иными специальными службами городов, поселений и объектов, привлекаемыми к тушению пожаров;
- разработку документов предварительного планирования действий по тушению пожаров;
- организацию службы пожарной охраны и готовности к тушению пожаров и проведениюАСР;
- координацию деятельности всех видов пожарной охраны; комплекс НПА, направленных наобеспечение пожарной безопасности на охраняемой территории и в организациях.
Энциклопедия
Органы государственного пожарного надзора
Органы государственного пожарного надзора — структурные подразделения ФПС, созданные в целях организации и осуществления в порядке, установленном законодательством РФ, деятельности по проверке соблюдения организациями и гражданамитребований пожарной безопасности и принятию мер по результатам проверки. К органамГПН относятся:
Литература: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре»; Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации (утв. приказом МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132).
- структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН;
- УГПН территориальных органов МЧС -региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- управления (отделы, отделения) ГПН территориальных органов МЧС России — органов, специально уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);
- отделы (отделения, инспекции, группы) ГПН подразделений ФПС, созданных в целях организациипрофилактики итушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.
Литература: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре»; Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации (утв. приказом МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132).