Энциклопедия - о

   Энциклопедия

Оперативно-тактическое изучение района выезда

Оперативно-тактическое изучение района выезда — форма тактической под­готовки личного составапожарной охраны. Проводится с целью приобретения необходимых знаний о планировке и характере застройки района, транспортных магистралей, улиц и проездов, о расположении и пожарной опасности наиболее важных объектов, о системепротивопожарного водоснабжения, опре­деления кратчайших путей следования к месту вызова.

Основными источниками сведений для оперативно-тактического изучения района выезда яв­ляются:
Изучение района выезда осуществляется в ходе пожарно-тактической подготовки личного состава оперативных подразделений пожарной охраны. В процессе занятий изучаются сведе­ния:
  • о границах района выезда части, расположение, наименования и характеристика основных транспортных магист­ралей, улиц, переулков, площадей, набережных, нумерация зданий на них;
  • размещение, характер за­стройки и общая планировочная структура жилых микрорайонов и кварталов (плотность застройки, этажность зданий, ихогнестойкость, разрывы и так далее);
  • места расположения и общая пожарная опас­ность наиболее важных промышленных предприятий, складских, административных, общественных зданий (детские сады и ле­чебные учреждения, объекты с массовым пребыванием людей) и зданий повышенной этажности, места хранения сильнодействующих ядовитых, радиоактивных ивзрывчатых веществ;
  • характеристика сис­тем противопожарного водоснабжения района выезда, трассировка и диаметрводопроводных сетей и рас­положение на нихпожарных гидрантов, расположение и ёмкость пожарных водоёмов, естественных и искусственныхводоисточников и подъездов к ним, возможность использования источников водо­снабжения для целейпожаротушения;
  • средства связи, сигнализации, которые можно использовать при пожарах;
  • участки района выезда с ограниченным запасомводы или её отсутствием, с не­удовлетворительными подъездами к водоисточникам и водозаборам, особенности организациитуше­ния пожаров на этих участках.
Литература: Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной
27 июля 2008, 17:18   Екатерина 0    26418   0 0
   Энциклопедия

Оперативный дежурный

Оперативный дежурный гарнизона пожарной охраны — старшее должно­стное лицо дежурной смены службы пожаротушения, если иное не установлено начальником гарнизона.

При от­сутствии в гарнизоне службы пожаротушения оперативным дежурным назначается в соответствии с утвержденным начальником гарнизона графиком должностное лицо подразделенийпожарной охраны (за исключениемначальников караулов). Оперативный дежурный обязан:
  • руководить в период боевого дежурстванештатной службой гарнизона;
  • владеть оперативной обстановкой в гарнизоне, принимать меры к устранению выявленных недостатков в несениислужбы пожарной охраны, в том числе с выездом на место происшествий;
  • обеспечивать контроль за несениемгарни­зонной икараульной службы в соответствии с требованиями Устава и выполнение заданий начальника гарни­зона;
  • обеспечивать подготовку и проведение гарнизонных мероприятий, лично участвовать в их прове­дении;
  • организовывать и лично проводитьпожарно-тактические занятия (учения), контролировать организацию и проведение занятий по боевой и иным видам подготовки в подразделениях;
  • изучать пе­редовой опыт несения службы пожарной охраны;
  • осуществлять взаимодействие со службами жизне­обеспечения;
  • обеспечивать своевременную постановку вбоевой расчёт пожарных автомобилей и иной мобильнойпожарной техники, в том числе возвратившейся в подразделение послепожара, рассматривать обоснованность вывода пожарной техники из боевого расчёта и принимать необходимые решения;
  • ор­ганизовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы гарнизона.
Оперативный дежурный имеет право:
  • проверять в установленном порядке несение караульной службы в подразделениях, прове­дение занятий по профессиональной и иным видам подготовки;
  • запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии оперативной обстановки в гарнизоне, знакомиться с распорядительной и иной докумен­тацией по вопросам организации службы пожарной охраны;
  • отдавать в период боевого дежурства руководителям (начальникам караулов) подразделений и должностным лицам нештатных служб гарнизона в пределах своей компетенции распоряжения по вопросам гарнизонной и караульной службы, в том числе по временной пере­дислокации мобильной пожарной техники с последующим уведомлением об этом начальника гарнизона;
  • от­странять в крайних, не терпящих
27 июля 2008, 17:27   Екатерина 0    4919   0 0
   Энциклопедия

Оперативный штаб

Оперативный штаб — временно сформированный нештатный орган управления напожаре, который создается, если натушение пожара привлекаются силы и средства по повышенному номеру (рангу) вызова, при организации на месте пожара трех и более боевых участков по тушению пожара, при необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению по­жара.

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителемРТП. В состав оперативного штаба могут входить:
  • заместитель начальника штаба;
  • начальник тыла;
  • представители администрации предприятия;
  • другие лица по усмотре­нию РТП.
Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП. Основные задачи оперативного штаба:
  • сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру;
  • определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП;
  • обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
  • организация подго­товки и обеспечение ведения основных действий по тушению пожара;
  • учёт сил и средств на пожаре, расста­новка их по участкам тушения пожара (секторам), ведение соответствующей документации;
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • обеспечение работыГДЗС и связи на пожаре;
  • обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожаре;
  • реализация мер по поддержанию основной готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.
Оперативный штаб располагается в месте, опреде­ляемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: днем — красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью — красным фонарем или другим световым указателем красно­го цвета.

Литература: Боевой устав пожарной охраны. М., 2001.; Кимстач И.Ф., Девлишев П.П., Евтюшкин Н.М. Пожарная тактика. М., 1984.
27 июля 2008, 17:33   Екатерина 0    13637   0 0
   Энциклопедия

Описание пожара

Описание пожара — документ, составляемый на крупные или характерныепожары (по­жары с убытком 3 420 МРОТ и более, пожары с групповой гибелью людей (3 и более человек), с количеством травмированных 10 и более человек, а также пожары, анализ причин возникновения и результатов тушения которых представляет практический или научный интерес).

Описание пожара содержит информацию о ходеразвития и тушения пожара; составляется должностными лицами подразделений или органов управления подраз­деленийпожарной охраны в срок не более 30 суток с момента возникновения пожара. Описание пожара состоит из карточки исследования пожара и приложений. Карточка исследования пожара включает в себя все основные вопросы по раз­витию и организации тушения пожара и наиболее полно и детально отражает результаты его изучения.

При составлении описания пожара необходимо:
  • давать краткие, точные, достоверные и исчерпывающие ответы на все пунктыкарточки учета результатов изучения крупного пожара (пункты о возникновении и разви­тии пожара и о ходе тушения и руководства тушением пожара освещаются в более подробном изложении с обя­зательной оценкой действияРТП, оперативного штаба и подразделений пожарной охраны);
  • включать сведения о времени событий на пожаре только после тщательной проверки;
  • давать детальный анализ всех действий участвующих в тушении пожара подразделений пожарной охраны и их руководителей,участников тушения пожара, а также условий, которые привели к развитию пожара до крупных размеров;
  • осве­щать подробно применение новых способов, методов и средств тушения, интенсивность подачиОТВ, поведение конструкций и другое;
  • освещать положительные и отрицательные стороны профилактической работы в организации (на объекте) и оперативно-тактическую характеристику организации (объекта);
  • выводы и предложения давать таким образом, чтобы руководство органов управления пожарной охраны могло разрабо­тать мероприятия, обеспечивающие улучшение профилактической работы, организации тушения пожа­ра, совершенствование противопожарных норм и правил, а также вносить предложения об изменении законо­дательства по вопросампожарной безопасности;
  • таблицу основных показателей сосредоточения сил и средств развития и тушения пожаров, а также совмещенный график роста (во времени) площади пожара и сум­марного расхода ОТВ составлять после тщательного анализа и проверки цифровых данных.
Приложе­ния к описанию пожара включают:
  • таблицу основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и тушения пожара;
27 июля 2008, 17:40   Екатерина 0    6953   0 0
   Энциклопедия

Опорный пункт пожаротушения

Опорный пункт пожаротушения — специально оборудованное здание (сооружение) или территория, предназначенные для размещения действующего резервапожарной техники, ОТВ и эксплуа­тационных материалов согласно нормам типовой табельной положенности для опорных пунктов пожаротушения. Создаются с целью повышения эффективности действий при тушении пожара и проведенияАСР (далее -тушение пожара) посредством наращиваниясредств пожаротушения на местепожара. Организация и общее руководство рабо­той опорного пункта пожаротушения возлагается на руководителей органов управления пожарной охраны. Руководители органов управленияпожарной охраны:
  • несут ответственность за создание опорных пунктов и их техническую оснащённость;
  • обес­печивают своевременное приведение в готовность пожарной техники и возможность оперативного ис­пользования ОТВ и эксплуатационных материалов опорного пункта;
  • определяют порядок учёта пожарной техники, ОТВ, эксплуатационных материалов (далее — имущество) опорного пункта;
  • обеспечивают разработку плана приве­дения опорного пункта в готовность.
Опорные пункты пожаротушения находятся в оперативном подчинении начальниковгарнизонов пожарной охраны. Начальники гарнизонов пожарной охраны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполне­ние своих обязанностей по применению имущества опорного пункта. Обязанности должностных лиц органов управ­ления, подразделений и гарнизонов пожарной охраны по организации и руководству работой опорного пункта включаются в функциональные обязанности этих лиц.

Опорные пункты создаются по решению руководителей органов управления пожар­ной охраны на базе их подразделений. Руководство опорным пунктом осуществляет начальник подразделения, на базе которого он создан. Количество опорных пунктов определяется наличием пожароопасных, особо важных и режимных объектов эко­номики на территории субъекта РФ, рациональным размещением пожарной техники и иного имущества, обес­печением своевременного и эффективного их использования при пожаре, наличием необходимых спе­циалистов, а также местными условиями.

Опорные пункты подразделяются на следующие виды:
  1. территориальные — со­здаются на базе территориальных подразделений пожарной охраны;
  2. объектовые — создаются на базе объектовых подразделений пожарной охраны на основании договоров между руководителями соответствующих предприятий
27 июля 2008, 18:19   Екатерина 0    11747   0 0
   Энциклопедия

Оптико-электронный дымовой пожарный извещатель

Оптико-электронный дымовой пожарный извещатель, см. Дымовой по­жарный извещатель.
30 июля 2008, 13:48   Екатерина 0    1379   0 0
   Энциклопедия

Организация пожарной охраны

Организация пожарной охраны — процесс создания подразделенийпожарной охра­ны, осуществляющихпрофилактику пожаров, спасание людей, имущества припожарах, их тушение и проведениеАСР.

ПодразделенияФПС создаются в целях организации профилактики итушения пожа­ров в организациях (объектовые подразделения), в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения), в населённых пунктах (территориальные под­разделения). Финансовое обеспечение деятельности ФПС, социальных гарантий и компенсаций её личному составу является расходным обязательством РФ. Материально-техническое обеспечение ФПС осуществ­ляется в порядке и по нормам, установленным Правительством РФ. Организационная структура, пол­номочия, задачи, функции, порядок деятельности ФПС определяются Положением о ФПС.

Про­тивопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ. Финансовое обеспечение деятельности подразделенийГПС, создан­ных органами государственной власти субъектов РФ, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов РФ является расходным обязательством субъектов РФ.

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муници­пальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Ведомственная пожарная охрана создается федеральными орга­нами исполнительной власти, организациями в целяхобеспечения пожарной безопасности. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожар­ной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями.

Частная пожарная охрана создается в населённых пунктах и орга­низациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществ­ляются в соответствии с ГК РФ.

Добровольная пожарная охрана создается для участия в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров в населённых
30 июля 2008, 13:52   Екатерина 0    8217   0 0
   Энциклопедия

Организация пожаротушения

Организация пожаротушения — совокупность управленческих, инженерно-технических и оператив­но-тактических решений, обеспечивающих спасение людей,эвакуацию или защиту отОФП имущества и успешноетушение пожаров в населённых пунктах и на различных объектах. Организация пожаротушения включает в себя:
  • разра­ботку и реализацию инженерно-технических пожарно-профилактических решений для успешного тушения пожаров;
  • создание подразделенийпожарной охраны, оснащение их необходимой техникой, средствами связи и определение им конкретных задач;
  • организацию связи и взаимодействия между подразделениями по­жарной охраны, службами жизнеобеспечения, иными специальными службами городов, поселений и объектов, привлекаемыми к тушению пожаров;
  • разработку документов предварительного планирования действий по тушению пожаров;
  • организацию службы пожарной охраны и готовности к тушению пожаров и про­ведениюАСР;
  • координацию деятельности всех видов пожарной охраны; комплекс НПА, направленных наобеспечение пожарной безопасности на охраняемой территории и в организациях.
Литература: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Устав службы пожарной охра­ны. М., 2001; Повзик Я.С., Капел П.П., Матвейкин A.M. Пожарная тактика. М., 1990.
30 июля 2008, 19:57   Екатерина 0    4088   0 0
   Энциклопедия

Органы государственного пожарного надзора

Органы государственного пожарного надзора — структурные подразделения ФПС, созданные в целях организации и осуществления в порядке, установленном законодательством РФ, деятельности по проверке соблюдения организациями и гражданамитребований пожарной безо­пасности и принятию мер по результатам проверки. К органамГПН относятся:
  • структурное подразде­ление центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществ­ления ГПН;
  • УГПН территориальных органов МЧС -региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации послед­ствий стихийных бедствий;
  • управления (отделы, отделения) ГПН территориальных органов МЧС России — органов, специально уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);
  • отделы (отделения, инспекции, группы) ГПН подразделений ФПС, созданных в целях организациипрофилактики итушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.
Деятельность органов ГПН осуществляется на основе подчинения ниже­стоящих органов ГПН вышестоящим.

Литература: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре»; Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации (утв. приказом МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132).
30 июля 2008, 20:03   Екатерина 0    6479   0 0