Пожарный автомобиль комбинированного тушения
Пожарный автомобиль комбинированного тушения - пожарный автомобиль с несколькими видами ОТВ. Пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ) предназначен для доставки на место пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам ОТВ. Благодаря различию в свойствах и механизме воздействия ОТВ на процесс горения при комбинированном способе повышается общая огнетушащая эффективность комбинации составов по сравнению с эффективностью использования отдельно взятых средств. Автомобили комбинированного тушения применяются для тушения пожаров на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте. В отечественной и зарубежной практике наибольшее распространение в качестве ОТВ получили вода, пенообразователь, порошки. Комбинация из них применяется и в автомобилях комбинированного тушения. При этом для подачи воды и растворов пенообразователей используется насосная система, а для подачи по коммуникациям порошка — вытеснительная система.
В СССР изготавливались две модели автомобиля комбинированного тушения:
- на шасси ГАЗ-66- АКТ-0,5/0,5 модель 207 производства Варгашинского завода ППО;
- и на шасси ЗИЛ-133ГЯ — АКТ-3/2,5 модель 197 производства Прилукского ПО «Пожмашина» (Украина).
АКТ-0,5/0,5 был создан при участии специалистов ВНИИПО после изучения и анализа зарубежной техники, представленной на первой Международной выставке «Пожтехника» в Москве в 1975 г. Автомобиль имел запас в 500 л раствора пенообразователя (в 2 ёмкостях) и 500 кг порошка (в 2 сосудах). Заряд вытеснялся под давлением 0,8 МПа. В АКТ-3/2,5 количество вывозимого порошка составляло 3000 кг, воды и пенообразователя — 2500 и 180 л. Автомобиль был оснащён комбинированным пожарным насосом ПНК-40/3 со ср. его расположением (внутри салона). Порошок вытеснялся из сосуда давлением сжатого газа 0,4 МПа. В последние годы в России впервые производство автомобилей комбинированного тушения среднего класса освоено Торжокским ОАО «Пожтехника». АКТ 1,0/1000 - 40/40 изготовлен на шасси ЗИЛ-4331 с запасом ОТБ — воды и порошка, 1,0 м 3 и 1000 кг с расходом (подачей) насоса 40 л/с (воды) и 40 кг/с (порошка). Этим и другими предприятиями освоено производство автомобиля комбинированного тушения на шасси КамАЗ и «Урал» с большим запасом ОТБ.
Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. пожарная техника. Термины и определения; Типаж пожарных автомобилей на 2006 - 2010 гг.
Комментарии ()