Энциклопедия - н
Энциклопедия
Нормативная интенсивность подачи огнетушащего вещества
Нормативная интенсивность подачи огнетушащего вещества — определяется какинтенсивность подачи огнетушащего веществадля тушения конкретного объекта, установленная в действующей нормативной документации. При нормативной (оптимальной) интенсивности подачи различныхогнетушащих веществ прекращениегорения осуществляется за практически приемлемое время, называемое нормативным. Дальнейшее увеличение интенсивности подачи огнетушащего вещества сверх нормативного не приводит к заметному сокращению времени прекращения горения. Так, в соответствии с нормативным документом:
Литература: НПБ 88-2001*. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.
- дляустановок водяного ипенного пожаротушения нормативные интенсивности подачи (интенсивности орошения) составляют от 0,08 до 0,50 л/(м2/с);
- для АУГП модульного типа, где в качестве газовых огнетушащих веществ применяются сжиженные газы (кроме двуокиси углерода), установлено время их подачи не более 10 секунд;
- для АУГП централизованного типа, в которых в качествегазовых огнетушащих веществ используются сжиженные газы (кроме двуокиси углерода), установлено время их подачи не более 15 секунд;
- для АУГП модульного и централизованного типов, в которых в качестве газовых огнетушащих веществ применяются двуокись углерода или сжатые газы, установлено время их подачи не более 60 секунд;
- для АУГП в негерметичных помещениях интенсивность подачи огнетушащих веществ должна быть равна или свыше некоторой величины, обеспечивающей накоплениеогнетушащего аэрозоля в защищаемом помещении до концентрации, при которой возможно эффективноетушение пожара.
Литература: НПБ 88-2001*. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.
Энциклопедия
Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений
Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений — пожарный риск, уровень которого обоснован, исходя из социально-экономических соображений. Количественные характеристики допустимых значений пожарного риска нормируются действующими документами. Значения предельно допустимого пожарного риска, как правило, задаются директивно и должны гарантировать, что население, проживающее вблизи опасного объекта, и персонал объекта не будут подвергаться чрезмерной опасности. Для промышленных объектов используются следующие значения предельно допустимого пожарного риска.
Индивидуальный пожарный риск (ИПР) для персонала промышленного объекта:
Индивидуальный пожарный риск (ИПР) для персонала промышленного объекта:
- риск > 10-4 год-1 — безусловно неприемлем. При таких значениях ИПР эксплуатация объекта является недопустимой;
- риск < 10-6 год-1 — безусловно приемлем. При таких значениях ИПРпожарная безопасность персонала объекта считается безусловно обеспеченной;
- риск между 10-6 и 10-4 год-1 — приемлем при соответствующем обосновании. При таких значениях ИПР считается допустимым только тогда, когда приняты меры, позволяющие его снизить настолько, насколько это практически целесообразно. При этом для отдельных категорий персонала, деятельность которого характеризуется повышенным уровнемпожарной опасности (например, персонал буровых установок на объектах добычи нефти и газа), может быть использовано более высокое значение предельно допустимого ИПР (например, 5,0-10-4 год-1).
- риск > 10-6 год-1 — безусловно неприемлем;
- риск < 10-8 год-1 — безусловно приемлем;
- риск между 10-6 и 10-8 год-1 — приемлем при соответствующем обосновании.
- риск > 10-5 год-1 — безусловно неприемлем;
- риск < 10-7 год-1 — безусловно приемлем;
- риск между 10-5 и 10-7 год-1 — приемлем при соответствующем обосновании.
Энциклопедия
Нормативное правовое регулирование
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности — принятие органами государственной власти НПА попожарной безопасности. Основу нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности составляетФЗ «О пожарной безопасности», который определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает:
Литература: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает:
- виды и основные задачипожарной охраны;
- структуруГПС;
- порядок осуществленияГПН;
- основы правового статуса личного состава ГПС;
- финансовое и материально-техническое обеспечение пожарной безопасности;
- полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности;
- порядок нормативного правового и технического регулирования в области пожарной безопасности, разработки и реализациимер пожарной безопасности;
- порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны длятушения пожаров и проведенияACР;
- порядокинформационного обеспечения в области пожарной безопасности ипротивопожарной пропаганды иобучения мерам пожарной безопасности;
- права, обязанности граждан и организаций в области пожарной безопасности;
- ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Литература: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Энциклопедия
Нормативные документы по пожарной безопасности
Нормативные документы по пожарной безопасности — принятые в установленном порядке уполномоченным государственным органом документы, содержащие требованияпожарной безопасности и устанавливающие количественные и качественные критерииобеспечения пожарной безопасности, требования пожарной безопасности к группам однородныхобъектов защиты на стадиях их проектирования, изготовления, эксплуатации и утилизации, а также к пожарно-технической продукции, системам и средствам обеспечения пожарной безопасности, видам деятельности (работам, услугам) и методам испытаний в этой области.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, НПБ иППБ, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Порядок разработки проектов нормативных документов, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, их рассмотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется федеральными органами исполнительной власти самостоятельно с учетом требований законодательных и иных НПА РФ. Согласованные нормативные документы подлежат обязательной регистрации в МЧС России. Нормативные документы подлежат опубликованию в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим нормативный документ. Порядок разработки органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, их рассмотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями самостоятельно с учетом требований законодательных и иных НПА РФ. Нормативные документы утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления или организаций в пределах их компетенции. Нормативный документ вводится в действие в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления, организацией) после его согласования и регистрации ворганах ГПН. Нормативные документы публикуются в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или организацией. Проекты нормативных документов разрабатываются с учётом практики применения положений других нормативных документов, в том числе международных, и результатов соответствующих научных исследований. Нормативные документы не должны содержать правовые нормы. В процессе разработки документа обосновывается необходимость
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, НПБ иППБ, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Порядок разработки проектов нормативных документов, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, их рассмотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется федеральными органами исполнительной власти самостоятельно с учетом требований законодательных и иных НПА РФ. Согласованные нормативные документы подлежат обязательной регистрации в МЧС России. Нормативные документы подлежат опубликованию в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим нормативный документ. Порядок разработки органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, их рассмотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями самостоятельно с учетом требований законодательных и иных НПА РФ. Нормативные документы утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления или организаций в пределах их компетенции. Нормативный документ вводится в действие в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления, организацией) после его согласования и регистрации ворганах ГПН. Нормативные документы публикуются в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или организацией. Проекты нормативных документов разрабатываются с учётом практики применения положений других нормативных документов, в том числе международных, и результатов соответствующих научных исследований. Нормативные документы не должны содержать правовые нормы. В процессе разработки документа обосновывается необходимость
Энциклопедия
Нормативные показатели пожаротушения
Нормативные показатели пожаротушения, см. Время тушения пожара, Интенсивность подачи огнетушащих веществ, Удельный расход огнетушащего вещества.
Энциклопедия
Нормирование огнестойкости
Нормирование огнестойкости, см. Огнестойкость зданий (пожарных отсеков).
Энциклопедия
Нормы пожарной безопасности (НПБ)
Нормы пожарной безопасности (НПБ) — нормативный документ попожарной безопасности, устанавливающий общие принципы, количественные и качественные критерии, требованияпожарной безопасности к однородным группамобъектов защиты на стадиях их проектирования, реконструкции, изготовления и строительства, а также к пожарно-технической продукции и организационно-техническим мероприятиям пообеспечению пожарной безопасности.
НПБ разрабатываются в соответствии с Правилами разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности. Отдельные НПБ, утвержденные приказом МВД (МЧС) России регистрированы Минюстом России и являются НПА РФ. НПБ утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, или иным уполномоченным на это должностным лицом. НПБ не должны содержать правовые нормы. В случае, если документ, изданный федеральным органом исполнительной власти, содержит правовые нормы, он подлежит государственной регистрации в Минюсте России. Разъяснения по применению отдельных требований нормативных документов по пожарной безопасности даются организацией, подписавшей (утвердившей) документ. Нормы пожарной безопасности, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, подлежат обязательному опубликованию вжурнале «Пожарная безопасность» и вступают в силу со дня опубликования, если более поздний срок не установлен самими нормативными документами. В настоящее время действует около 145 НПБ. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования НПБ являются обязательными для исполнения и применения в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Литература: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Приказ МВД России от 23 ноября 1998 г. № 769 «Об утверждении Правил разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
НПБ разрабатываются в соответствии с Правилами разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности. Отдельные НПБ, утвержденные приказом МВД (МЧС) России регистрированы Минюстом России и являются НПА РФ. НПБ утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, или иным уполномоченным на это должностным лицом. НПБ не должны содержать правовые нормы. В случае, если документ, изданный федеральным органом исполнительной власти, содержит правовые нормы, он подлежит государственной регистрации в Минюсте России. Разъяснения по применению отдельных требований нормативных документов по пожарной безопасности даются организацией, подписавшей (утвердившей) документ. Нормы пожарной безопасности, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, подлежат обязательному опубликованию вжурнале «Пожарная безопасность» и вступают в силу со дня опубликования, если более поздний срок не установлен самими нормативными документами. В настоящее время действует около 145 НПБ. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования НПБ являются обязательными для исполнения и применения в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Литература: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Приказ МВД России от 23 ноября 1998 г. № 769 «Об утверждении Правил разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Энциклопедия
Новые письма
В подраздел "Письма" раздела "Нормативная документация" добавлены новые документы:
Письмо от ДНД МЧС России о применении нормативных документов при проведении контроля объектов, запроектированных или введенных в эксплуатацию до вступления в силу ФЗ № 123-ФЗ “Технический регламент о требования пожарной безопасности” | Письмо от ФГБУ ВНИИПО МЧС России в ОАО “Камская Долина” о добровольном применении ГОСТ Р 12.2.143-2009 “Системы фотолюминисцентные эвакуационные. Требования и методы контроля” |