Пожарный проезд - железно-дорожный состав, оснащенный насосным агрегатом, запасом ОТВ и пожано-техническим вооружением для выполнения поставленных задач по
тушению пожаров объектов, расположенных вблизи железной дороги, и подвижного состава железной дороги.
Пожарный проезд, как самостоятельная разновидность железно-дорожного транспорта специального назначения, впервые были организованы по постановлению Совета Труда и Обороны (1921). Согласно постановлению в целях обеспечения
противопожарной защиты действующие железные дороги России были поделены в пределах регионов с центрами в гг. Москва, Бологое, Вологда, Екатеринбург, Курск, Самара, Смоленск, где пожарные проезды находились в боевом дежурстве с 15 мая по 1 ноября 1921. С этого времени началось повсеместное создание пожарных проездов. Так, на Мурманской железной дороге (ныне Октябрьская железная дорога) в 1927 было введено Положение о пожарных поездах, предусматривающее разработку пожарного проезда на базе американского вагона с оснащением его
паровой машиной или
мотопомпой, 2 водяными баками общей вместимостью 1500 вёдер, 1000 м
пожарных рукавов. Для тушения небольших пожаров на объектах вблизи железно-дорожной станций применялись пожарные автодрезины, в которых тягловый силовой агрегат (двигатель внутреннего сгорания) одновременно служил для привода
пожарного насоса. Современные пожарные проезды, относящиеся к ведению ведомственной пожарной охраны, подразделяются на I и II категории. Тактико-технологические характеристики пожарных проездов приведены в таблице.
Параметры |
Категории поездов |
I |
II |
Цистерны (2 шт.), м 3 , для хранения воды |
72,3 или 50 |
73,1 или 50 |
Личный состав, пожарная автоцистерна, насосные установки, электростанция, пожарно-технического вооружения для прокладки рукавных линий и подачи по ним воды или раствора пенообразователя, пожарное оборудование (всасывающие пожарные рукава и сетки, пожарные стволы: РС-50, РС-70, РСК-50, а также генераторы пены: ГПС-2000, ГПС-б00) и средства пожаротушения |
4-осный цельнометаллический вагон |
Дизель электропитания и перекачивающая станция для размещения насосных установок |
4-осный вагон |
- |
Цистерна-приёмник, м 3, для перекачки нефтепродуктов |
50—70 |
- |
Нейтрализующие материалы |
Платформа (или вагон) |
- |
Транспортная система комбинированного пожаротушения |
- |
платформа 4-осная |
Водонасоная станция, шт. |
- |
1 |
Рукава напорные диаметром 51 мм, м |
700 |
500 |
Рукава напорные диаметром 66 мм, м |
1000 |
5000 |
Огнетушители, шт.: |
|
|
углекислотные ОУ-5
порошковые ОП-5
порошковые передвижные ОП-50
Мотопомпы: ММ-27/100, ПН-40/100 |
5
5
2
2 |
5
5
2
2 |
Пожарный проезд, как правило, дислоцируется на крупной станции, где имеется локомотивный парк. Участники выезда определяются временем прибытия пожарного проезда на пункт вызова (не более 1,5 ч), расстояние до которого не должно превышать 100 км.
Формирование, содержание и использование пожарного проезда определяется «Правилами содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации», а также ведомственными нормативными документами.
Лит.: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения; Пожарная техника: Учебник/Под ред.
М.Д. Безбородько. М., 2004.
Комментарии ()