BCH 12-87

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ПРИЧАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

BCH 12-87

Минморфпот СССР

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

РАЗРАБОТАНЫ

Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта “Союзморниипроект”

 

Главный инженер

Ю.А. Ильницкий

 

Начальник отдела стандартизации и метрологии

М.И. Калашников

 

Ответственный исполнитель
Главный специалист


Г.Ф. Баранов

 

Исполнитель

В.И. Ярошенко

 

Одесским филиалом института
“Черноморниипроект”

 
 

Главный инженер

В.М. Таран

 

Исполнители

Г. Ф. Колесников
А.И. Козловский

ВНЕСЕНЫ

В/О "Морстройзагранпоставка
Заместитель председателя

М.Г.Тетенко

СОГЛАСОВАНЫ

Госстроем СССР
ГУПО МВД СССР
Госкомнефтепродуктом РСФСР
Миннефтепромом СССР

письмо от 26.05.87 № АЧ-2418-8
письмо от 15.12.86 № 7/6/3373
письмо от 17.07.86 № 31/5
письмо ГУПиКС от 05.12.86 № 6-1-33/1155

 

Министерство морского флота СССР
(Минморфлот СССР)

Ведомственные строительные нормы

ВСН 12-87
Минморфлот СССР

Причальные комплексы перегрузки нефти и нефтепродуктов. Противопожарная защита. Нормы проектирования

Вводится впервые

Нормы распространяются на проектирование системы автоматической противопожарной защиты (САПЗ) причального комплекса для перегрузки нефти и нефтепродуктов в морских портах Минморфлота СССР.

Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании противопожарной защиты вновь строящихся, реконструируемых и технических перевооружаемых причальных комплексов.

При проектировании системы противопожарной защиты причальных комплексов следует руководствоваться требованиями, установленными строительными нормами и правилами, государственными стандартами, инструкциями, “Правилами перевозки нефти нефтепродуктов на танкерах морского флота”, “Общими правилами морских торговых и рыбных портов”, нормами технологического проектирования морских портов и действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Перечень нормативных документов приведен в справочном приложении 1.

Тушение пожара на стоящем у причала танкере предусматривается мобильными средствами при немедленном отводе танкера на рейд, для чего любая нефтегавань должна быть обеспечена плавсредствами с системами водопенного тушения и водяного орошения, отвечающими требованиям, изложенным в приложении 2.

Внесены В/О "Морстройзагранпоставка

Утверждены Министерством флота СССР
29.05.87

Срок введения в действие
1 июня 1987 г.

Настоящие нормы не распространяются на следующие сооружения:

Сливно-наливные причалы для перегрузки сжиженных газов, органических кислот, спиртов и других полярных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, свойства которых, в том числе по взрывопожарной опасности, несходны с аналогичными свойствами нефти и нефтепродуктов (справочное приложение 3);

береговые объекты комплекса, требования к противопожарной защите которых устанавливаются нормативными документами, утвержденными или согласованными Госстроем СССР;

стационарные судовые системы пожаротушения танкера.

Примечание. Системы пожаротушения танкера, противопожарные устройства и оборудование на них должны отвечать требованиям ОСТ 5.5491-80, "Правил классификации и постройки морских судов", Регистра СССР и “Правил перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота”

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Причальные комплексы, на которые распространяются настоящие нормы, включают:

причалы (пирсы) и причальные сооружения, размещенные на них служебные помещения, швартовные и отбойные устройства;

технологическую (оперативную) площадку причала (пирса) с размещенными на ней перегрузочным оборудованием (в том числа шлангующими устройствами), грузовыми и буксировочными трубопроводами.

1.2. При проектировании причальных комплексов перегрузки нефти и нефтепродуктов следует предусматривать устройство САПЗ, обеспечивающей тушение пожара на технологической площадке причального комплекса либо в любой точке причала (пирса).

1.3. При проектировании САПЗ причального комплекса в расчет следует принимать один пожар, независимо от количества причалов и одновременно обрабатываемых танкеров. При обслуживании САПЗ причального комплекса и нефтебазы принимается 2 пожара - один на танкере и второй на нефтебазе, если нефтебаза I-й и II-й категории по СниП II-106-79.

1.4. САПЗ причального комплекса является взаимоувязанной частью порта и нефтебазы. Управление САПЗ портовой части должно осуществляться с центрального поста диспетчерской причальных комплексов.

1.5. Проектирование САПЗ зданий и сооружений (кроме сооружений технологической площадки) причального комплекса выполняется в соответствии о главами СНиП 2.04.02-84 и СНиП 2.04.09-84 с учетом настоящих норм.

1.6. Вид пожарной передвижной техники, ее количество и штаты пожарной охраны порта устанавливаются заданием на проектирование, по согласованию с органами государственного пожарного надзора, и другими заинтересованными организациями.

 

2. СОСТАВ САПЗ ПРИЧАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

2.1. САПЗ причального комплекса предназначена для автоматического обнаружения и извещения о возникновении очага пожаpa на технологической площадке, автоматического тушения его воздушно-механической пеной, подачи вода для создания водяной завесы, предотвращающей распространение огня с причала на танкер либо наоборот, охлаждения водой несущих металлических конструкций причала (при их наличии),а также подачи води для наружного пожаротушения зданий и сооружений, размещенных на технологической площадке.

2.2. САПЗ состоит из:

системы обнаружения и сообщения о пожаре (автоматическая пожарная сигнализация);

пожарной насосной станции подачи пресной воды (при недостаточном напоре в водопроводной сети) либо с устройством для забора морской воды из акватории, расположенного на берегу иди непосредственно на причале (пирсе);

системы автоматического, дистанционного и местного управления насосными станциями;

резервуаров для хранения пенообразователя или его раствора;

наружных сетей трубопроводов (постоянно заполненных водой и раствором пенообразователя или сухих) с гидрантами;

системы растворонефтепроводов со стационарно установленными пеногенераторами для тушения пожара на технологической плошадке;

линии водяной завесы причала (пирса).

Принципиальные схемы САПЗ и ее элементов приведены на рис. 1-4.

2.3. САПЗ должна быть единой для всех защищаемых сооружений причального комплекса и береговых объектов, в том числе нефтебазы. Для нефтебаз, расположенных на расстоянии 1 км и более от причального комплекса устройство общей САПЗ определяется на основании экономической целесообразности.

Для небольших объектов или отдельно стоящих зданий и сооружений допускается применение автономной автоматической стационарной системы пожаротушения с использованием противопожарного водопровода.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К САПЗ ПРИЧАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

3.1. В качестве основного средства тушения пожара должна предусматриваться воздушно-механическая пена средней кратности (80-100) с использованием пенообразователя на морской или пресной воде. Характеристики пенообразователей приведены в справочном приложении 3.

3.2. САПЗ причального комплекса должны обеспечивать тушение расчетного пожара на технологической площадке или танкере по наибольшему требуемому на тушение расходу*.

___________________

* Если существующие системы САПЗ обеспечат пожаротушение технологической площадки и нефтебазы, потребный расход воды и пенообразователя для тушения пожара на танкере из САПЗ (см. рис 1), при реконструкции и техническом перевооружении существующих причальных комплексов, допускается снижать на 50%. 

Расчетная площадь тушения определяется равной площади горизонтального сечения наибольшего защищаемого помещения (танка). Интенсивность подачи пены 0,1 л/сек. на м2 (табл.3.7.1.3. и п.3.7.1.1. Регистра СССР)

3,3. На технологической площадке прича.иа необходимо •
пpeдyc^к\тpивaть установи стационарных поногенераторов, обеспе
чивающих подачу пены на всю площадь технологической площадки,
но 'кэ менее,чем на 500 мЯ ;

10

  1. Установка водопенного тушения деляна обеспечивать
    подачу раствора пенообразователя о интэпокэноотью но менее
    0,08 д/о на I м2,
  2. Для создания кинкшшьногх) слоя доны, обладающего
    иэолярующзй способности) при тугазлгаи пожара, одзотн бортиков
    огравдонил технологи чэокой площадад должна бить не неноэ 0,4 ы*
    Бортик устанавливается по контуру тохнолошчбокой плогдцкя,

не сокращая пожарные проезды.

  1. Для САПЗ доошш применяться стационарно установ-
    дегоше паногеяораторы типа ГПС о подключенном кх к распредели-
    тельноку трубопроводу раствора пенообразователя при помощи
    рвэьбових соединений,
  2. Пологокераторн устанавливаются равномерно по пери
    метру пдогцадки о таким расчетом, чтсбц пена подавалась
    щеотвенно на шшнгущие устройства (стевдори), задвнюш,
    продуктовые трубопровода и другие сооружения тршюиорта

3.8* Расчетное врзмя работн установил! ^о тушению сдодуог яркнкуать равшш 10 мин/, а запас понообразоватэля а вод;^ яа пркгсгоелзнко раствора пенообразователя иэ условия обеслзчогшя /фелкратного расхода раствора. Яри этом следует учитывать потребность в дополнительной ксшгаотвз раствора пенообразователя для заяолшешш сухих раотворопенопрозод^ов а создания его залаоа ве 1“?иеэ 10 у (п* 30 прилежания 13

3.9. Цродовтяов содержание (кошлрнтрадю:) дя в раотЕорэ уста?гав^шшетоя В завйоЕ1Ж)сти от вэда поаоооразо-

 

вателя и пркмеилемой воды (пресной или морокой) в соответствии с приложением 4. С целью повышения устойчивости воздуы-но-мехакичеокой пеня средней кратности (SO-IOO) от влияния на нее морской вода, концрнтршцоэ пенообразователя в растворе необходимо принимать не менее 12%.

ЗЛО- С целью регулирования подачи пенообразователя в зависимости от расчетного расхода допускается использование дозирующих шайб на понопроводах (ом.рис.2), \

ЗЛ1- По расчетной длине причала следует предусматривать устройство водяной завесы, о прокладкой трубопроводов вдоль бортика по линии кордона причала о внутренней сторона. В водя-' ной завесе модет быть цоимонена морская вода.

3,12. Расчетную длину линия водяной завесы следует щшкншть рашой “zysffio нарушюго контура шступалцей части причала технологической площадки плюс 10 м в.обе стороны, ,ji36o длино цалвдцр.'.таоскоЛ всташш р^.очетного таш(ера при . ошюшной причальной отеяке. . . .

ЗЛЗ“ Расход воды, оросители (насадки) яаваач, йапор
в свтЕ и внутреннм1! даоштр хштагощехч) (распрвделЕггвдького) • •
трубопровода следует выбирать по расчету, обеспечивая оплошаю,
водяную завесу, првш^лащую не менее, чем на ? if грузовую >
палубу в начале загрузки танкера пс высоте. Свободный напор
в сети трубопроводов гюдялой аавасн должен быть не менее
0,7 МПа. ,

сстояние моэду оросителями (наседками) не должно
прошшть 0,5 м. Минимальная интенсивность подачя воды
водяной завесой должна быть но менее I л/а на I м её дшш.
3.14* При проектировании пятатеяънюс (распределительных)
трубопроводов водяной завесы и водопекной установки необходимо
обеспечивать шполнение следующих требований: !

. питающий (распределительный) трубопровод следует цроекти- |

!

ровать кольцевым, в том числе и ответвления его на отдельные j

участки (технологическая .площадка и т о д.). Подключение пит&щюс,

i трубопроводов к подводящей сети производится через эадвьшс! j

о электроприводом или клапаш группового действия;

. узлы управления оле.дует устанавливать в непосредственной близости от трубопроводов подводящей сети, а при водозалолнен- \ ной подводящей сети - отапливаемом помещения о температурой не няжа 5°С;

питающие и распределительные трубопровода следует . проектировать о уклоном к узлам управления* Узлы управления долзаш оборудоваться устройством для о&ороянеядо. трубопроводов,

3.15. При наличии ывталляческж неоуищх гядротехнкчеоюх j KOHOTpjfcc&tfl причала и аотакад с трубопроводами кольцевал сеть противопожарного водопровода, о учетом расхода зоды для работы водяной завесы, в соответствии о ^робоианшши я.2.1, должна обеспечивав раоход вода на охлаадеигв Ьтшс шташа^-чеохях конс^гукшй кз раочетй 0,05 д/о на 1,0 мм2или ОД л/о на 1,0 и дшш йрй^ала в йрэдддаг твхводогичвокой площадка,,

 

а также 10 м за ее пределами* •.:'.;'••.'•;.' : : • \ •:;

• При размещении на технологической площадке зданий и сооружений (опораторнуе помещения, канализационные наоосные станции, очистные, сооружения и другие), связанных с работой перегрузочного комплекса, сеть пожарного водопрювода, о учетом требований СНиП П-106-79, должна обеспечить расход йода на наружное и внутреннее пожаротушонив этих зданий и сооружений..

3.16. Проектирование водопровода и зданий насосных \, станций следует осуществлять в соответствии со СНиЛ 2.04.02-84.

3.17.. Противопожарный водопровод должен обеспечить одно
временно орошение конструкции по п.3.15 и тушение сооружений
комплекса (но не менее 50 л/овк) и подачу вода на водяную за
весу. .

3.18. Сеть раотворопенопроводов может бы^ь постоянно
заполненной раствором пенообразователя или сухотрубной (не за
полненной раствором). Возможность применения сухотрубной системы
определяется расчетом по допускаемой инерционности системы.

3.19. При проектировании системы пожаротушения о сухими4
1
растворопроводами инерционность всей системы САПЗ о момента

возникновения пожара о учетом инерционности срабатывания извеща-
телей (датчиков), не должна превышать 3 мин. ' •

3.20. Па подводящих трубопроводах (водопроводных и раот-.
воропенопроводных) у каждой технологической площадки следует
предусматривать установку пожарных гидрантов или распределитель
ных гребенок с совдшштельньши головкалш диаметром 70 мм для
подключения пожарных мобильных средств (автомашин, хштеров

и т.п.) с запорной арматурой, обеспечивающих подачу воды и раствора пенообразователя в их сеть. :. . ; • . • '

'; <*•

81

14

3.21. Запорная тру Оопроводгная арьтатург (задвижки, клала-ж), а также пожарные гидранты роккл, гребошш и другое пожар-нов оборудование должрп б*л-ь штюлнена пс I классу герметич-ноотн (ГОСТ 9544-75) в исполнении, продназначенном для “ эксплуатации на открытом воздуха в мшфокллштичоокюс районах о иорскнм .климатом а соотвэтств*ш о ГОСТ I5I5O-69*.

3. 22 v Пожарные питреты или распре делителъныэ гребоякй уотанашшпаются ке более 40 м от бортика технологячоской площадка.

3.23. Количество и места установки пожарных гидратов '
или распределительных гребенок лряншают по расчету, исходя

нз' требуемых расходов воды И раствора пенообразователя на *ушонт1е лозшра, но не юнее двух на хаадуя технологическою площадку.

  1. Распре делитвлъннб гребенки оборудуются общей
    аздвкякой, установленной непосредственно у подводящего трубо
    провода, а ?акжв эадвашсамя (вентилями) у К€”адой соединитель- ,
    ной головки^ в той числе и уотройотвом для опорожнения стояка”
  2. На каздой толюдогичеокой Илошдщ^ алодуат пр^-
    дусиатрлашать псдаршй пост о комплектом пожарного сбору до валдя;
    оогдаско ГОСТ 12.4.009-83 и п. 30 приложения 13 "Правил перевоз-

• - ' •' ;:••'::'' ' ' .'• . : •''..• ••''.'':•' :. * - * " '

“/ •” Л . . ' • •'•.•'.'.'.'•.••'.

ЛЯ* •“.-.• '; •"•;,'•'•'

ЛЯ* •“.-.• '; •"•;,'•'•'..•: '•'•'•'•;•.•''•'•:.••.•'•' '. ', ' ' •'• '•' •• ' ' . ' '

3*26, Ife пухчвльти Koitejefcce* в соответствии о тробова-кйямн СШШ 1И06-79” "Правил. перевозки не“1”тй и нефтепродуктов ташсерймн ыорокого флота" и друЬос нормативных и ипсо'водаоюс •доадшнтов Ш, оледуот првдусштривать устройство проезда '

 

для пожарных автомобилей шириной 4,5 м, а также хиощадки .. •
для разворота юс размером не менее 12x12 м, в том числе •-;.-,'•
доя размещения на них не менее двух пожарных автомобилей
для забора морской воды из акватории порта и подачи ее к меоту
очага пожара. . . : . . \

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОбБСПЕЧЕНИЮ ПОЗКАГОСЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ТАНКЕРА, КАХОДЯЩЗГОСЯ У
ПРИЧАЛА (ПИРСА) . ••--.'.',- ,. .

4.1, Для предотвращения проливов нефтепродуктов на
технологическую шющадтсу причала (пирса) при аварии, а также
отсоединения шлангующих устройств от приемных патрубков
танкера, технологические трубопроводы и стендеры должны
быть оборудованы быстро закрывающимися клапанами, а также

устройствами защиты от гидравлического удара. .

'. •'''..

4.2. При получении сигнала о возникновении пожара на .
причальном комплексе, твхналогической площадке дли танкере
автоматически подается команда на автоматическую остановку
продуктовых насосов о открытием задвижки на обводйом сброоиом
трубопроводе в резервуар, закрытие отсекающих задвижек техноло
гических трудопроводов, прекращение всех погрузочно-разгрузол-
ных операций^ закрытие секционных клапанов у шлангующих -
устройств, а после зшсрытия сек1Ш01Шых клапанов, подается .;.
команда на о-гооедашение шлангующих устройств (стендеров)

и затем на сброо швартовных концов.

ic;

4.3, На нзфтопричалах, у которых обрабатываются талкори грузоподъемностью 45 тнс,т а более, необходимо предусматривать, взамен швартовных тумб”швартовные устройства быстро отдающегося типа (откдщше гаки) для обеспечения возможности быстрого отвода танкера при возшткновенЕИ пожара ка нем или на причалу.

4.4* Быстро отдающееся швартовные гаки доляны быть сблокированы с положением оясекаг-нцих задвижек на технологи-' веских трубопроводах и шлангующих устройств (стендеров), отсоединенных от приемных патрубков танкера. При этом, в случав необходимого экстренного сброса швартовных концов танкера во время подачи на танкер жидчого груза и присоединенных к н.е.му шлангугаюс устройств, действие быстроотдающиеся гаков шполнязтся до установленной ярограмме; закрытие задвижек, отсоединение и отвод стендеров и лишь затем - отдача швартовов.

5. СИСТЕМА АВГаМТИЧЕСКОГО ГОРАВЛБИИЯ. СВЯЗЬ И ШША-ОИЗАЦИЯ

5.1. При прсектировании САПЗ следует предусматривать едл-ную систему полярной сигнализации, автоматики, блокировки и телефонной связи, объединяюгцую система противопожарной защиты нефтебазы* цричалыюго кошхлекса о теологической площадкой, а также стоящего у причала танкера.

5*2. При получения сигнала о возникновении пожара т причальном комшюкое, технологической площадке иди танкере автоматически включается водяная завеса.

 

'5.3. САПЗ должна быть,обеспечена автоматическим, дис-танционн-^м,и местнытл ручным управлением. Автоматическое управление осуществляется при срабатывании пожарных извещателей (датчлкэг>). Дистанционный луск г^онет осущоствлятвся с операторского им диспетчерского пункта причала (пирса), на которых ит/еется постоянный дежурный пороокал, и о технологической площашс^ от узлов упра.зления у“:-;ановок, а местное (ручное) - из насосной станции нефтебазы.

5.4. Пожарные язрэщатели (датчики) размещаются на тех- ,
нологической ллощахгде и внутри заушаемых помещений зданий
пр!лгала (пирса). Расстояние ме^ду азтоматическчзии извещателями
(датчика'^), устанавлзшаемшли >ш -техкологической площадке t
должно быть не бслео 6 м, а ргтся-олнве мезду извощателями руч
ного действия, уст>лта.вливаемшш по лерюлотру прхгчояьного соору
жения - не более 100 м. Количество я схемы подключения, тип
пожарных извещдтелей олреде.^яюася о учетом требований главы
СНиП 2.04.09-84.

5.5. Объекты и сооружения нефтегавани должны быть сое-
' динеш прямой телефонной сглзъп (ми?1уя колцутаторн)-о-

обслужизающ^ причаль^шй комплекс пожарным дело, насосной поаарной станцией я помещокием узла приготовления раствора пенообразователя, продуктовой насосной станцией, диспетчером нефтэрайоиа, оператором припортовой нефтебазы и нефтеналивным причалом (пирсом). При этом подсдрноо депо доляно иу^оть пря?^ю телефонную связь о пунктом ноа^рной связи города.

5.6. Диспетчер (оператор) причального комплекса долгой
бнть обеспечен пряг*юй толе^ю^шой связью с обслущ>зающпм пожар-

10

19

нш дбпо” яуккг'ом пожарной оейли города, вахтеняым доздрикм на стоящем под погрузкой танкере. Кроме того, кя танкере, яршвартовашон к причалу (гшроу), додпкоп уотакашш&гъоя шнооиой ручной пожарный навегцдтелъ Tjwa ИПР, включавши чврэз аокробазопаснов устройствош ~ сигндлмэатор (ИУС) дая додачи отшш о позаро на танкерах и автоматического зкдючопдя САШ. ' ,' '

' 5.7. На зрзчадб (шгров) следует преду оштриватъ пункт подюшченгяс к системе громкого во оящ'зй связи штабного но-харно'лю автомобиля руководителе тушеняя

Прадохзнпэ I. (справочное)

ПЕРЕЧЕНЬ . норматЕвно-технипеогаос документов •

I. СНнП И.01.02-85, Протавопоа^р^ше нормы. .

2” С11иП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети н сооруже-

нкя.

  1. СНиП 2,04.09-84. Пояаркая аЕтома^юса зданий я сооружений.
  2. СН]аП П-бО-75 . Ипакировтса и застройка городов, поселков
    н оелъохшх ршселешых. цуяктов*

5. СНаП П-89-80. Гепералькые планы Ефошшленних пре.цггргятий.
G. СКйП П~106-79. Склада кефтй и нефтохгродухтов*

7. СИ 527-80. К11отрукция по проектированию технологических

трубопроводов ?у до 10 МПа. • '

  1. ГОСТ 12.1.004-85. Подаарпал бэзопаснорть. Общие треПовают
  2. ГОСТ 12,4„0()9"83. Пожарная тяхнйка дня запигш объектов.

вида. Газиощаляе и ободузгшзанзгв.. .

  1. Olffll 2i~$S/mw СССР. Опредв^ание категорий лойющвнчй
    к вданий по пзршюдоаарной и пожарной опасности”
  2. ПТ4 25.488-82. Установки пс-жаротутепхя автоматические
    а установки хюхарной, охракной я озфанйо-пожаряой сагиадшзадяж.

нноо?я пороонала, ва25га^азщ|егоо
н токущам ре5вонток/: .

12* РД 31.31.37-73. Норшfc тохианогачвокогг .
портов. ч .


ОТДЕЛ 1.4  ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
мкр. ВНИИПО, д. 12, г. Балашиха, Московская обл., 143903
Тел. (495) 524-82-21, 521-83-70     тел./факс (495) 529-75-19
E-mail: nsis@pojtest.ru

Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
© ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ, 2009  Все права защищены

Комментарии ()

    Введите сумму 1 + 4