BCH 12-87
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫПРИЧАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ BCH 12-87 Минморфпот СССРМИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
Нормы распространяются на проектирование системы автоматической противопожарной защиты (САПЗ) причального комплекса для перегрузки нефти и нефтепродуктов в морских портах Минморфлота СССР. Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании противопожарной защиты вновь строящихся, реконструируемых и технических перевооружаемых причальных комплексов. При проектировании системы противопожарной защиты причальных комплексов следует руководствоваться требованиями, установленными строительными нормами и правилами, государственными стандартами, инструкциями, “Правилами перевозки нефти нефтепродуктов на танкерах морского флота”, “Общими правилами морских торговых и рыбных портов”, нормами технологического проектирования морских портов и действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Перечень нормативных документов приведен в справочном приложении 1. Тушение пожара на стоящем у причала танкере предусматривается мобильными средствами при немедленном отводе танкера на рейд, для чего любая нефтегавань должна быть обеспечена плавсредствами с системами водопенного тушения и водяного орошения, отвечающими требованиям, изложенным в приложении 2.
Настоящие нормы не распространяются на следующие сооружения: Сливно-наливные причалы для перегрузки сжиженных газов, органических кислот, спиртов и других полярных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, свойства которых, в том числе по взрывопожарной опасности, несходны с аналогичными свойствами нефти и нефтепродуктов (справочное приложение 3); береговые объекты комплекса, требования к противопожарной защите которых устанавливаются нормативными документами, утвержденными или согласованными Госстроем СССР; стационарные судовые системы пожаротушения танкера. Примечание. Системы пожаротушения танкера, противопожарные устройства и оборудование на них должны отвечать требованиям ОСТ 5.5491-80, "Правил классификации и постройки морских судов", Регистра СССР и “Правил перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота”
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Причальные комплексы, на которые распространяются настоящие нормы, включают: причалы (пирсы) и причальные сооружения, размещенные на них служебные помещения, швартовные и отбойные устройства; технологическую (оперативную) площадку причала (пирса) с размещенными на ней перегрузочным оборудованием (в том числа шлангующими устройствами), грузовыми и буксировочными трубопроводами. 1.2. При проектировании причальных комплексов перегрузки нефти и нефтепродуктов следует предусматривать устройство САПЗ, обеспечивающей тушение пожара на технологической площадке причального комплекса либо в любой точке причала (пирса). 1.3. При проектировании САПЗ причального комплекса в расчет следует принимать один пожар, независимо от количества причалов и одновременно обрабатываемых танкеров. При обслуживании САПЗ причального комплекса и нефтебазы принимается 2 пожара - один на танкере и второй на нефтебазе, если нефтебаза I-й и II-й категории по СниП II-106-79. 1.4. САПЗ причального комплекса является взаимоувязанной частью порта и нефтебазы. Управление САПЗ портовой части должно осуществляться с центрального поста диспетчерской причальных комплексов. 1.5. Проектирование САПЗ зданий и сооружений (кроме сооружений технологической площадки) причального комплекса выполняется в соответствии о главами СНиП 2.04.02-84 и СНиП 2.04.09-84 с учетом настоящих норм. 1.6. Вид пожарной передвижной техники, ее количество и штаты пожарной охраны порта устанавливаются заданием на проектирование, по согласованию с органами государственного пожарного надзора, и другими заинтересованными организациями.
2. СОСТАВ САПЗ ПРИЧАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА 2.1. САПЗ причального комплекса предназначена для автоматического обнаружения и извещения о возникновении очага пожаpa на технологической площадке, автоматического тушения его воздушно-механической пеной, подачи вода для создания водяной завесы, предотвращающей распространение огня с причала на танкер либо наоборот, охлаждения водой несущих металлических конструкций причала (при их наличии),а также подачи води для наружного пожаротушения зданий и сооружений, размещенных на технологической площадке. 2.2. САПЗ состоит из: системы обнаружения и сообщения о пожаре (автоматическая пожарная сигнализация); пожарной насосной станции подачи пресной воды (при недостаточном напоре в водопроводной сети) либо с устройством для забора морской воды из акватории, расположенного на берегу иди непосредственно на причале (пирсе); системы автоматического, дистанционного и местного управления насосными станциями; резервуаров для хранения пенообразователя или его раствора; наружных сетей трубопроводов (постоянно заполненных водой и раствором пенообразователя или сухих) с гидрантами; системы растворонефтепроводов со стационарно установленными пеногенераторами для тушения пожара на технологической плошадке; линии водяной завесы причала (пирса). Принципиальные схемы САПЗ и ее элементов приведены на рис. 1-4. 2.3. САПЗ должна быть единой для всех защищаемых сооружений причального комплекса и береговых объектов, в том числе нефтебазы. Для нефтебаз, расположенных на расстоянии 1 км и более от причального комплекса устройство общей САПЗ определяется на основании экономической целесообразности. Для небольших объектов или отдельно стоящих зданий и сооружений допускается применение автономной автоматической стационарной системы пожаротушения с использованием противопожарного водопровода.
3. ТРЕБОВАНИЯ К САПЗ ПРИЧАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА 3.1. В качестве основного средства тушения пожара должна предусматриваться воздушно-механическая пена средней кратности (80-100) с использованием пенообразователя на морской или пресной воде. Характеристики пенообразователей приведены в справочном приложении 3. 3.2. САПЗ причального комплекса должны обеспечивать тушение расчетного пожара на технологической площадке или танкере по наибольшему требуемому на тушение расходу*. ___________________ * Если существующие системы САПЗ обеспечат пожаротушение технологической площадки и нефтебазы, потребный расход воды и пенообразователя для тушения пожара на танкере из САПЗ (см. рис 1), при реконструкции и техническом перевооружении существующих причальных комплексов, допускается снижать на 50%. Расчетная площадь тушения определяется равной площади горизонтального сечения наибольшего защищаемого помещения (танка). Интенсивность подачи пены 0,1 л/сек. на м2 (табл.3.7.1.3. и п.3.7.1.1. Регистра СССР) 3,3. На технологической площадке прича.иа необходимо • 10
не сокращая пожарные проезды.
3.8* Расчетное врзмя работн установил! ^о тушению сдодуог яркнкуать равшш 10 мин/, а запас понообразоватэля а вод;^ яа пркгсгоелзнко раствора пенообразователя иэ условия обеслзчогшя /фелкратного расхода раствора. Яри этом следует учитывать потребность в дополнительной ксшгаотвз раствора пенообразователя для заяолшешш сухих раотворопенопрозод^ов а создания его залаоа ве 1“?иеэ 10 у (п* 30 прилежания 13 3.9. Цродовтяов содержание (кошлрнтрадю:) дя в раотЕорэ уста?гав^шшетоя В завйоЕ1Ж)сти от вэда поаоооразо-
вателя и пркмеилемой воды (пресной или морокой) в соответствии с приложением 4. С целью повышения устойчивости воздуы-но-мехакичеокой пеня средней кратности (SO-IOO) от влияния на нее морской вода, концрнтршцоэ пенообразователя в растворе необходимо принимать не менее 12%. ЗЛО- С целью регулирования подачи пенообразователя в зависимости от расчетного расхода допускается использование дозирующих шайб на понопроводах (ом.рис.2), \ ЗЛ1- По расчетной длине причала следует предусматривать устройство водяной завесы, о прокладкой трубопроводов вдоль бортика по линии кордона причала о внутренней сторона. В водя-' ной завесе модет быть цоимонена морская вода. 3,12. Расчетную длину линия водяной завесы следует щшкншть рашой “zysffio нарушюго контура шступалцей части причала технологической площадки плюс 10 м в.обе стороны, ,ji36o длино цалвдцр.'.таоскоЛ всташш р^.очетного таш(ера при . ошюшной причальной отеяке. . . . ЗЛЗ“ Расход воды, оросители (насадки) яаваач, йапор сстояние моэду оросителями (наседками) не должно . питающий (распределительный) трубопровод следует цроекти- | ! ровать кольцевым, в том числе и ответвления его на отдельные j участки (технологическая .площадка и т о д.). Подключение пит&щюс, i трубопроводов к подводящей сети производится через эадвьшс! j о электроприводом или клапаш группового действия; . узлы управления оле.дует устанавливать в непосредственной близости от трубопроводов подводящей сети, а при водозалолнен- \ ной подводящей сети - отапливаемом помещения о температурой не няжа 5°С; питающие и распределительные трубопровода следует . проектировать о уклоном к узлам управления* Узлы управления долзаш оборудоваться устройством для о&ороянеядо. трубопроводов, 3.15. При наличии ывталляческж неоуищх гядротехнкчеоюх j KOHOTpjfcc&tfl причала и аотакад с трубопроводами кольцевал сеть противопожарного водопровода, о учетом расхода зоды для работы водяной завесы, в соответствии о ^робоианшши я.2.1, должна обеспечивав раоход вода на охлаадеигв Ьтшс шташа^-чеохях конс^гукшй кз раочетй 0,05 д/о на 1,0 мм2или ОД л/о на 1,0 и дшш йрй^ала в йрэдддаг твхводогичвокой площадка,,
а также 10 м за ее пределами* •.:'.;'••.'•;.' : : • \ •:; • При размещении на технологической площадке зданий и сооружений (опораторнуе помещения, канализационные наоосные станции, очистные, сооружения и другие), связанных с работой перегрузочного комплекса, сеть пожарного водопрювода, о учетом требований СНиП П-106-79, должна обеспечить расход йода на наружное и внутреннее пожаротушонив этих зданий и сооружений.. 3.16. Проектирование водопровода и зданий насосных \, станций следует осуществлять в соответствии со СНиЛ 2.04.02-84. 3.17.. Противопожарный водопровод должен обеспечить одно 3.18. Сеть раотворопенопроводов может бы^ь постоянно 3.19. При проектировании системы пожаротушения о сухими4 возникновения пожара о учетом инерционности срабатывания извеща- 3.20. Па подводящих трубопроводах (водопроводных и раот-. и т.п.) с запорной арматурой, обеспечивающих подачу воды и раствора пенообразователя в их сеть. :. . ; • . • ' '; <*• 81 14 3.21. Запорная тру Оопроводгная арьтатург (задвижки, клала-ж), а также пожарные гидранты роккл, гребошш и другое пожар-нов оборудование должрп б*л-ь штюлнена пс I классу герметич-ноотн (ГОСТ 9544-75) в исполнении, продназначенном для “ эксплуатации на открытом воздуха в мшфокллштичоокюс районах о иорскнм .климатом а соотвэтств*ш о ГОСТ I5I5O-69*. 3. 22 v Пожарные питреты или распре делителъныэ гребоякй уотанашшпаются ке более 40 м от бортика технологячоской площадка. 3.23. Количество и места установки пожарных гидратов ' нз' требуемых расходов воды И раствора пенообразователя на *ушонт1е лозшра, но не юнее двух на хаадуя технологическою площадку.
• - ' •' ;:••'::'' ' ' .'• . : •''..• ••''.'':•' :. * - * " ' “/ •” Л . . ' • •'•.•'.'.'.'•.••'. ЛЯ* •“.-.• '; •"•;,'•'•' ЛЯ* •“.-.• '; •"•;,'•'•'..•: '•'•'•'•;•.•''•'•:.••.•'•' '. ', ' ' •'• '•' •• ' ' . ' ' 3*26, Ife пухчвльти Koitejefcce* в соответствии о тробова-кйямн СШШ 1И06-79” "Правил. перевозки не“1”тй и нефтепродуктов ташсерймн ыорокого флота" и друЬос нормативных и ипсо'водаоюс •доадшнтов Ш, оледуот првдусштривать устройство проезда '
для пожарных автомобилей шириной 4,5 м, а также хиощадки .. • 4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОбБСПЕЧЕНИЮ ПОЗКАГОСЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ТАНКЕРА, КАХОДЯЩЗГОСЯ У 4.1, Для предотвращения проливов нефтепродуктов на устройствами защиты от гидравлического удара. . '. •'''.. 4.2. При получении сигнала о возникновении пожара на . и затем на сброо швартовных концов. ic; 4.3, На нзфтопричалах, у которых обрабатываются талкори грузоподъемностью 45 тнс,т а более, необходимо предусматривать, взамен швартовных тумб”швартовные устройства быстро отдающегося типа (откдщше гаки) для обеспечения возможности быстрого отвода танкера при возшткновенЕИ пожара ка нем или на причалу. 4.4* Быстро отдающееся швартовные гаки доляны быть сблокированы с положением оясекаг-нцих задвижек на технологи-' веских трубопроводах и шлангующих устройств (стендеров), отсоединенных от приемных патрубков танкера. При этом, в случав необходимого экстренного сброса швартовных концов танкера во время подачи на танкер жидчого груза и присоединенных к н.е.му шлангугаюс устройств, действие быстроотдающиеся гаков шполнязтся до установленной ярограмме; закрытие задвижек, отсоединение и отвод стендеров и лишь затем - отдача швартовов. 5. СИСТЕМА АВГаМТИЧЕСКОГО ГОРАВЛБИИЯ. СВЯЗЬ И ШША-ОИЗАЦИЯ 5.1. При прсектировании САПЗ следует предусматривать едл-ную систему полярной сигнализации, автоматики, блокировки и телефонной связи, объединяюгцую система противопожарной защиты нефтебазы* цричалыюго кошхлекса о теологической площадкой, а также стоящего у причала танкера. 5*2. При получения сигнала о возникновении пожара т причальном комшюкое, технологической площадке иди танкере автоматически включается водяная завеса.
'5.3. САПЗ должна быть,обеспечена автоматическим, дис-танционн-^м,и местнытл ручным управлением. Автоматическое управление осуществляется при срабатывании пожарных извещателей (датчлкэг>). Дистанционный луск г^онет осущоствлятвся с операторского им диспетчерского пункта причала (пирса), на которых ит/еется постоянный дежурный пороокал, и о технологической площашс^ от узлов упра.зления у“:-;ановок, а местное (ручное) - из насосной станции нефтебазы. 5.4. Пожарные язрэщатели (датчики) размещаются на тех- , 5.5. Объекты и сооружения нефтегавани должны быть сое- обслужизающ^ причаль^шй комплекс пожарным дело, насосной поаарной станцией я помещокием узла приготовления раствора пенообразователя, продуктовой насосной станцией, диспетчером нефтэрайоиа, оператором припортовой нефтебазы и нефтеналивным причалом (пирсом). При этом подсдрноо депо доляно иу^оть пря?^ю телефонную связь о пунктом ноа^рной связи города. 5.6. Диспетчер (оператор) причального комплекса долгой 10 19 нш дбпо” яуккг'ом пожарной оейли города, вахтеняым доздрикм на стоящем под погрузкой танкере. Кроме того, кя танкере, яршвартовашон к причалу (гшроу), додпкоп уотакашш&гъоя шнооиой ручной пожарный навегцдтелъ Tjwa ИПР, включавши чврэз аокробазопаснов устройствош ~ сигндлмэатор (ИУС) дая додачи отшш о позаро на танкерах и автоматического зкдючопдя САШ. ' ,' ' ' 5.7. На зрзчадб (шгров) следует преду оштриватъ пункт подюшченгяс к системе громкого во оящ'зй связи штабного но-харно'лю автомобиля руководителе тушеняя Прадохзнпэ I. (справочное) ПЕРЕЧЕНЬ . норматЕвно-технипеогаос документов • I. СНнП И.01.02-85, Протавопоа^р^ше нормы. . 2” С11иП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети н сооруже- нкя.
5. СНаП П-89-80. Гепералькые планы Ефошшленних пре.цггргятий. 7. СИ 527-80. К11отрукция по проектированию технологических трубопроводов ?у до 10 МПа. • '
вида. Газиощаляе и ободузгшзанзгв.. .
нноо?я пороонала, ва25га^азщ|егоо 12* РД 31.31.37-73. Норшfc тохианогачвокогг . |
ОТДЕЛ 1.4 ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ |
Комментарии ()