ПРИЛОЖЕНИЕ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 18* Обязательное
РАСЧЕТ ОРТОТРОПНОЙ ПЛИТЫ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ПО ПРОЧНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ
1. Метод расчета ортотропной плиты должен учитывать совместную работу листа настила, подкрепляющих его ребер и главных балок.
2. Ортотропную плиту допускается условно разделять на отдельные системы – продольные и поперечные ребра с соответствующими участками листа настила (см. чертеж).
Коробчатое пролетное строение
а – продольный разрез; б – план; в – поперечный разрез; г – ребро нижней плиты; 1, 2, 3, ... i – номер поперечного ребра верхней плиты
УСИЛИЯ В ОРТОТРОПНОЙ ПЛИТЕ ПРИ РАБОТЕ НА ИЗГИБ МЕЖДУ ГЛАВНЫМИ БАЛКАМИ
3. Изгибающие моменты в продольных ребрах ортотропной плиты следует определять по формуле
Мsi = М1 + М, (1)
M1 – изгибающий момент в отдельном продольном ребре полного сечения, включающего прилегающие участки листа настила общей шириной, равной расстоянию а между продольными ребрами (см. чертеж, в), рассматриваемом как неразрезная балка на жестких опорах; момент определяется от нагрузки, расположенной непосредственно над этим ребром;
М – изгибающий момент в опорном сечении продольного ребра при изгибе ортотропной плиты между главными балками, определяемый при загружении поверхности влияния нагрузкой, прикладываемой в узлах пересечения продольных и поперечных ребер.
Нагрузку, передаваемую с продольных ребер на узлы пересечения с поперечными ребрами, следует определять с помощью линии влияния опорной реакции неразрезной многопролетной балки на жестких опорах.
В пределах крайних третей ширины ортотропной плиты автопроезда и в ортотропной плите однопутных железнодорожных пролетных строений с ездой поверху следует принимать М = 0.
Ординаты поверхности влияния для вычисления изгибающего момента М в опорном сечении продольного ребра над “средним” поперечным ребром l (см. чертеж, а) следует определять по формуле
, (2)*
где M1i - принимаемые по табл. 1 (с умножением на l) ординаты линии влияния изгибающего момента в опорном сечении продольного ребра над “средним” поперечным ребром l при расположении нагрузки над поперечным ребром i;
l – пролет продольного ребра (см. чертеж, б);
L – пролет поперечного ребра (см. чертеж, в);
u – координата положения нагрузки от начала поперечного ребра.
Таблица 1
Номер поперечного ребра i | Ординаты линии влиянияпри z | ||||
0 | 0,1 | 0, | 0,5 | 1,0 | |
1 | 0 | 0,0507 | 0,0801 | 0,1305 | 0,1757 |
2 | 0 | -0,0281 | -0,0400 | -0,0516 | -0,0521 |
3 | 0 | 0,0025 | -0,0016 | -0,0166 | -0,0348 |
4 | 0 | 0,0003 | 0,0016 | 0,0015 | 0,0046 |
5 | 0 | -0,0001 | 0 | 0,0014 | 0,0025 |
6 | 0 | 0 | 0 | 0,0001 | 0,0012 |
В табл. 1 обозначено:
z - параметр, характеризующий изгибную жесткость ортотропной плиты и определяемый по формуле
,
где Isl - момент инерции полного сечения продольного ребра относительно горизонтальной оси (см. чертеж в);
a - расстояние между продольными ребрами;
Is - момент инерции полного поперечного ребра – с прилегающим участком настила шириной 0,2 L, но не более l – относительно горизонтальной оси х1 (см. чертеж, а).
Примечание. В табл. 1 принята следующая нумерация поперечных ребер i: ребра 2–6 расположены на расстоянии l одно от другого в каждую сторону от “среднего” поперечного ребра 1 (см. чертеж, a).
4. В железнодорожных пролетных строениях лист настила ортотропной плиты проезжей части следует рассчитывать на изгиб, при этом прогиб листа настила не проверяется.
При устройстве пути на балласте наибольшие значения изгибающих моментов в листе настила над продольными ребрами следует определять по формулам:
в зоне под рельсом
My = -0,1 n a2 ; (3)
в зоне по оси пролетного строения
My = -0,08 n a2 , (4)
где n – нагрузка на единицу длины, принимаемая по п. 2 обязательного приложения 5*.
РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ ОРТОТРОПНОЙ ПЛИТЫ ПО ПРОЧНОСТИ
5. Для проверки прочности элементов ортотропной плиты необходимо получить в результате расчетов в предположении упругих деформаций, стали в сечениях I, II, III и точках А, В, С, А1, В1, D1, указанных на чертеже, нормальные напряжения в листе настила, продольных и поперечных ребрах, а также касательные напряжения в листе настила, от изгиба ортотропной плиты между главными балками s xp, s yp и t xyp и совместной работы ее с главными балками пролетного строения s xc, s yc и t xyc.
6. Проверку прочности растянутого при изгибе ортотропной плиты крайнего нижнего волокна продольного ребра следует выполнять в зоне отрицательных моментов неразрезных главных балок в сечении I–I посредине пролета l среднего продольного ребра (см. чертеж, а – точка A) по формулам:
y s xc + m1c 1s xpЈ Ry m ; (5)
s xc + s xpЈ m2 Ryn m , (6)
где Ry, Ryn – расчетное и нормативное сопротивления металла продольного ребра;
m – коэффициент условий работы, принимаемый по табл. 60*;
m1, m2 – коэффициенты условий работы; для автодорожных и городских мостов, а также для автодорожного проезда совмещенных мостов их следует принимать по табл. 2*; для железнодорожных и пешеходных мостов, а также для железнодорожного проезда совмещенных мостов
; при этом проверка по формуле (6) не выполняется;
c – коэффициент влияния собственных остаточных напряжений, принимаемый c 1 = 0,9 – для крайнего нижнего волокна продольного ребра, выполненного из полосы, прокатного уголка или прокатного тавра, и c 1 = 1,1 – для продольного ребра в виде сварного тавра;
,
y , – коэффициенты, определяемые по пп. 4.28* и 4.26*.
Таблица 2*
s xc / s xp | Значения коэффициентов m1 и m2 для полосовых ребер | |
m1 | m2 | |
0 | 0,55 | 1,40 |
0,25 | 0,40 | 1,50 |
0,45 | 0,25 | 1,60 |
0,65 | 0,13 | 1,60 |
Примечание. Коэффициенты m1 и m2 для промежуточных значений s xc/s xp следует определять линейной интерполяцией.
7. Проверку прочности сжатого при местном изгибе ортотропной плиты крайнего нижнего волокна продольного ребра следует выполнять в зоне положительных моментов неразрезных главных балок в опорном сечении II–III среднего продольного ребра (см. чертеж а – точка В) по формуле
,(7)
где
, y – коэффициенты, определяемые по пп. 4.28* и 4.26*;
c 2 - коэффициент влияния собственных остаточных напряжений, принимаемый c 2 = 1,1 – для крайнего нижнего волокна ребра, выполненного из полосы, прокатного уголка или прокатного тавра, и c 2 = 0,9 – для ребра в виде сварного тавра;
m - коэффициент условий работы, принимаемый по табл. 60*.
8. Проверку прочности крайнего нижнего волокна поперечной балки следует выполнять в сечении III–III посредине ее пролета (см. чертеж в – точка С) по формуле
(8)
где
– коэффициент, определяемый по формулам (143) и (144);
m – коэффициент условий работы, принимаемый по табл. 60*.
9. Расчет по прочности листа настила следует выполнять в точках А1, В1, D1 (см. чертеж б) по формулам:
; (9)
t xyЈ Rs m , (10)
гдеs x = s xc + m4s xp ; s y = s yc + m4s yp ;
t xy = t xyc + t xyp ;
m - коэффициент условий работы, принимаемый по табл. 60*;
m3 – коэффициент, равный 1,15 при s y = 0 или 1,10 при s y№ 0;
m4 – коэффициент условий работы, принимаемый равным 1,05 – при проверке прочности листа настила в точке A1 ортотропной плиты автодорожных и городских мостов и 1,0 – во всех остальных случаях.
При выполнении данной проверки допускается принимать в качестве расчетных загружения, при которых достигает максимального значения одно из действующих в данной точке ортотропной плиты напряжений s x, s y или t xy.
РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ ОРТОТРОПНОЙ ПЛИТЫ ПО УСТОЙЧИВОСТИ
10. Местная устойчивость листа настила между продольными ребрами, продольных полосовых ребер, свесов поясов тавровых продольных и поперечных ребер должна быть обеспечена согласно пп. 4.45* и 4.47, а стенки тавровых ребер – согласно обязательному приложению 16*. При этом следует выбирать наиболее невыгодную комбинацию напряжений от изгиба ортотропной плиты между главными балками и совместной ее работы с главными балками пролетного строения.
11. Общая устойчивость листа настила, подкрепленного продольными ребрами, должна быть обеспечена поперечными ребрами.
Момент инерции поперечных ребер Js (см. п. 3) сжатой (сжато-изогнутой) ортотропной плиты следует определять по формуле
, (11)*
где a – коэффициент, определяемый по табл. 2, а*;
y – коэффициент, принимаемый равным: 0,055 при k = 1; 0,15 при k = 2; 0,20 при k і 3;
k – число продольных ребер рассчитываемой ортотропной плиты;
L – расстояние между стенками главных балок или центрами узлов геометрически неизменяемых поперечных связей;
l – расстояние между поперечными ребрами;
Jsl – момент инерции полного сечения продольного ребра (см. п. 3);
s xc – действующие напряжения в листе настила от совместной работы ортотропной плиты с главными балками пролетного строения, вычисленные в предположении упругих деформаций стали;
s x,cr,ef – напряжение, вычисленное по табл. 68* по значению s x,cr = s xc.
Таблица 2а*
w | 0 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 0,95 | 1 |
a | 0 | 0,016 | 0,053 | 0,115 | 0,205 | 0,320 | 0,462 | 0,646 | 0,872 | 1,192 | 1,470 | 2,025 |
Допускается также определять s x,cr,ef по следующей формуле
.
Примечание. Коэффициент w определяется по формуле
, где j 0 следует находить по табл. 3* п. 12 при lef = l.
Для сжатой ортотропной плиты, не воспринимающей местной нагрузки, в формуле (11)* коэффициент a следует принимать равным 2,025, что обеспечивает равенство расчетной длины lef продольных ребер расстоянию между поперечными ребрами l.
12*. Расчет по общей устойчивости ортотропной плиты в целом (сжатой и сжато-изогнутой) при обеспечении условия (11)* следует выполнять по формуле
s xcЈ j 0 Ry m , (12)*
где s xc – см. п. 11*;
j 0 – коэффициент продольного изгиба, принимаемый по табл. 3* в зависимости от гибкости l 0;
m – коэффициент условий работы, принимаемый по табл. 60* п. 4.19*.
Таблица 3*
Гибкость l 0, l 1 | Коэффициент j 0 для стали марок | ||
16Д | 15ХСНД | 10ХСНД, 390-14Г2АФД, 390-15Г2АФДпс | |
0 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
41 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
44 | 1,00 | 1,00 | 0,96 |
50 | 1,00 | 0,92 | 0,88 |
53 | 1,00 | 0,87 | 0,83 |
60 | 0,95 | 0,76 | 0,72 |
70 | 0,83 | 0,64 | 0,59 |
80 | 0,73 | 0,56 | 0,49 |
90 | 0,64 | 0,50 | 0,43 |
100 | 0,59 | 0,44 | 0,38 |
110 | 0,53 | 0,39 | 0,33 |
120 | 0,47 | 0,34 | 0,28 |
130 | 0,41 | 0,30 | 0,25 |
140 | 0,36 | 0,26 | 0,22 |
150 | 0,32 | 0,23 | 0,20 |
160 | 0,29 | 0,21 | 0,17 |
170 | 0,26 | 0,19 | 0,16 |
180 | 0,23 | 0,17 | 0,14 |
190 | 0,21 | 0,15 | 0,13 |
200 | 0,20 | 0,14 | 0,11 |
Гибкость следует определять по формуле
, (13)*
где lef - расчетная (свободная) длина продольных ребер, определяемая из выражения
.
Коэффициент w находят из табл. 2а* по значению
;
Js , Jsl и l - см. п. 3;
a - расстояние между продольными ребрами;
lh - толщина листа настила;
x - коэффициент, принимаемый равным 1,0 –для ортотропной плиты нижнего пояса и по табл. 4* – для плиты верхнего пояса коробчатых главных балок;
A - площадь полного сечения продольного ребра;
- (здесь Jt – момент инерции полного сечения продольного ребра при чистом кручении).
Таблица 4*
f / i | Коэффициент x |
0 | 1,00 |
0,01 | 0,75 |
0,05 | 0,70 |
0,10 | 0,66 |
f – прогиб продольного ребра между поперечными ребрами;
i – радиус инерции полного сечения продольного ребра.
Сжато-изогнутую ортотропную плиту железнодорожных мостов на общую устойчивость следует проверять по формуле (167), принимая гибкость по формуле (13)* при x = 1,0.
13. Тавровые продольные ребра (см. чертежи, в, г) сжатой ортотропной плиты нижнего пояса коробчатых главных балок при изгибно-крутильной форме потери устойчивости следует рассчитывать по формуле (12)*, принимая коэффициент продольного изгиба j 0 в зависимости от гибкости l 1.
Гибкость l 1 следует определять по формуле
, (14)
где Ip = Iy + Iz + A (hw - e)2 ;
l – см. п. 3;
hw – высота стенки ребра толщиной tw (см. чертеж, г);
е – расстояние от центра тяжести полки шириной bf, толщиной tf до центра тяжести таврового продольного ребра (см. чертеж, г);
Iy, Iz – соответственно момент инерции сечения таврового продольного ребра относительно горизонтальной оси у и вертикальной оси z;
;
;
A = bf tf + hw tw .
Для обеспечения местной устойчивости элементов таврового сечения продольного ребра толщина полки и стенки должна удовлетворять требованиям п. 4.45*:
при bf > 0,3 hw продольное ребро полного сечения следует считать двутавром, при bf = 0 – тавром;
при 0 < bfЈ 0,3 hw требования к толщине стенки определяются по линейной интерполяции между нормами для двутавра и тавра (bf = 0).
Комментарии ()