ВУП СНЭ-87
Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
Научно-производственное объединение «Леннефтехим»
ВЕДОМСТВЕННЫЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СЛИВО-НАЛИВНЫХ ЭСТАКАД ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ
И ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ И СЖИЖЕННЫХ
УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ
ВУП СНЭ-87
Москва 1987 Ведомственные указанияпо проектированию железнодорожных сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов (ВУП СНЭ-87) разработаны НПО «Леннефтехим» впервые. При разработке указаний учтены предложения проектных институтов ВНИПИнефти и его филиалов, Гипрокаучука и его филиалов, НПО «Масма», Башкирпронефтехима и его филиала, Указания внесены и подготовлены к утверждению Управлением ВЧОТ, Управлением проектирования и капитального строительства Миннефтехимпрома СССР. Указания согласованыс ГУПО МВД СССРписьмом № 7/6/1658 от 2 июля 1986 г. Указания устанавливают основные требования к проектированию сливо-наливных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов, предназначенных для слива сырья и налива товарной продукции на предприятиях Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, и направлены на: - унификацию проектных решений по сливоналивным эста- - обеспечение снижения пожарной опасности при одновременном улучшении условий и производительности труда на эстакадах. Указания предназначены для инженерно-технических работников и специалистов организаций, проектирующих сооружения и устройства для налива и слива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие указания являются обязательными при разработке проектов вновь проектируемых и реконструируемых сливо-наливных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов, предназначенных для слива сырья и отправки (налива) товарной продукции на предприятиях Министерства нефтеперерабатывающейинефтехимическойпромышленности СССР.
1.2. При разработке проектов реконструкции или расширения сливоналивных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов допускаются обоснованные отступления от настоящих указаний при условии согласования объема отступлений проектной организацией с руководством предприятия, на котором предусматриваются данные отступления, и органами госпожнадзора.
1.3. При проектировании вновь возводимых в реконструируемых существующих сливоналивных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов, а также железнодорожных эстакад для слива и налива специальных продуктов (этилированный бензин, метанол, бутадиен, изопрен и другие) наряду с настоящими указаниями должны учитываться дополнительные требования, содержащиеся в соответствующих правилах и нормах.
2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ
И УСТРОЙСТВУ ЭСТАКАД
2.1. Основной технологической характеристикой железнодорожной эстакады является объем единовременной сливоналивнойоперации, т. е. максимальное количество продукта, сливаемоеили наливаемое в один маршрут. Объем единовременной сливоналивной операции не должен превышать установленной весовой нормы железнодорожного маршрута. Максимальные размеры маршрутов на разных железных дорогах различны и устанавливаются в каждом конкретном случае Управлением соответствующей железной дороги. При поступлении сырья на предприятие в одиночных железнодорожных цистернах объем единовременной сливной операции согласовывается с местным отделением железной дороги и поставщиком сырья. Объем единовременной операции слива или налива сжиженных углеводородных газов определяется проектной организацией и согласовывается с ВОО «Союзгазпром» Мингазпрома СССР. Сроки слива и налива приведены в приложении 1. Срок слива или налива всей единовременно поданной партии цистерн включает время с момента подачи их под погрузку или выгрузку на сливоналивную железнодорожную эстакаду до момента получения станцией железной дороги уведомления о готовности к уборке со сливоналивной эстакады всей одновременно поданной партии цистерн.
2.2. Эстакады для налива легковоспламеняющихсяи горючих жидкостей должны оснащаться выпускаемыми промышленностью ограничителями налива, обеспечивающими автоматическое прекращение налива цистерн по мере их заполнения. Отсутствие автоматических ограничителей налива допускается при наливе герметичных железнодорожных цистерн.
2.3. При расчете производительности насосов наливной системы с применением автоматического ограничителя налива согласно Процент перепускаемого продукта зависит от технической характеристики насосов и выбирается исходя из автоматического поддержания давления в коллекторах эстакады в процессе налива, При расчете производительности насосов сливоналивной системы без автоматических ограничителей налива следует исходить При определении производительности насосов, перекачивающих высоковязкие продукты (гудрон и другие) следует исходить из нормативного времени налива расчетного количества железнодорожных цистерн и необходимости обеспечения циркуляции наливаемого продукта в коллекторе эстакады, предотвращающей застывание последнего. Для обеспечения циркуляции наливаемого продукта в коллекторе эстакады производительность насоса должна быть на 30 %
2.4. Максимальная безопасная скорость налива продуктов зависитот свойств наливаемого продукта, диаметра трубопровода наливного устройства и свойств материалов его стеноки не должна превышать следующих пределов: - для продуктов с удельным объемным электрическим сопротивлением не более 105ом ×м - до 10 м/с, - для продуктов с удельным объемным электрическим сопротивлением не более 109ом × м - до 5 м/с, - для продуктов с удельным объемным электрическим сопротивлением более 109ом × м допустимые скорости истечения и транспортировки устанавливаются для каждого продукта отдельно, заведомо безопасной скоростью движения и истечения этих продуктов являются1,2 м/с при диаметрах трубопроводов до 200 мм. Требования данного пункта следует рассматривать совместно с требованиями «Правил защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности» и рекомендациями по режимам налива железнодорожных цистерн светлыми нефтепродуктами на налив- Ограничение максимальной скорости налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей до безопасных пределов обеспечивается перепуском части продукта во всасывающий трубопровод насоса. Автоматическое регулирование расхода перепускаемого продукта производится по поддержанию постоянного давления в напорном трубопроводе подачи продукта на железнодорожную
2.5. Для каждого вида наливаемого продукта, когда недопустимо смешение его с другими продуктами, должны быть предусмотрены самостоятельные наливные устройства. Слив и налив нефти и нефтепродуктов должен проектироваться с учетом требований ГОСТ 1510-84. Диаметр коллектора налива выбирается из условия обеспечения превышения суммарного сечения всех наливных устройств при одновременном их включении над сечением коллектора.
2.6. Топлива для реактивных двигателей, авиационные бензины, авиационные масла, присадки к маслам и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, в которые недопустимо попадание воды, по технологическим соображениям должны наливаться или сливаться на сливоналивных эстакадах, оборудованных навесами или герметичной системой слива-налива.
2.7. Температура жидкостей, подаваемых на налив, должна быть не выше температуры, установленной для их хранения. Температура сжижения углеводородных газов, подаваемых на налив, не должна превышать температуры, при которой их упругость паров равна рабочему давлению в железнодорожной цистерне (кроме налива в криогенные цистерны, осуществляемого по специальным инструкциям). Температура сжиженных углеводородных газов, подаваемых на излив в теплое время года, не должна быть ниже плюс 4 0С
2.8. На сливоналивных эстакадах для налива легковоспламеняющихся жидкостей допускается слив и налив этилированных бензинов при условии обязательного выделения для этой цели самостоятельных трубопроводов, коллекторов и сливоналивных
2.9. Конструкция эстакад и сливоналивные устройства должны обеспечивать техническую возможность слива и налива легковоспламеняющихся, горючих жидкостей в сжиженных углеводородных газов в железнодорожные цистерны всех типов, пригодные для перевозки данного продукта в соответствии с действующим каталогом подвижного железнодорожного состава МПС. Допускается проектирование сливоналивных эстакад на ограниченное количество типов (моделей) цистерн при наличии соответствующего согласования с Управлением железной дороги, обслуживающей предприятие, либо с заводом-поставщиком конкретного продукта, либо с предприятием-собственником железнодорожных цистерн. При проектировании двухсторонней сливоналивной эстакады и определении ее суточной загрузки следует исходить из запрещения маневров железнодорожных составов при сливе-наливе на одном путидо окончания всех сливоналивных операций на другом пути. Характеристика основных типов железнодорожных цистерн, применяемых для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов для предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности приведена в приложении 2.
2.10. Для слива-налива сжиженных углеводородных газов должны проектироваться самостоятельные сливоналивные железнодорожные эстакады. Налив и слив сжиженных углеводородных газов совместно с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями не допускается. На эстакадах для слива и налива сжиженных углеводородных газов разрешается производить налив и слив нормального пентана, изопентана и других аналогичных жидкостей, перевозимых в специальных герметичных цистернах. При этом для каждого сливаемого или наливаемого продукта сливоналивные коллекторы должны быть раздельными.
2.11. Для сливоналивных железнодорожных эстакад сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей, транспортируемых под давлением, должна предусматриваться эстакада для осмотра и подготовки цистерн под налив. на которой производится проверка исправности и герметичности предохрани-тельной, сливоналивной и контрольной арматуры, также наличие остаточного давления в неиспаряющихся остатках в цистерне. Эстакада подготовки цистерн сжиженных углеводородных газов под налив должна быть оборудована коллекторами инертного газа и водяного пара, а также дренажным коллектором с учетом требований п. 2.19.
2.12. Сливоналивные эстакады сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей, транспортируемых под давлением, должны быть оборудованы факельным коллектором, коллекторами инертного газа и водяного пара, а также самостоятельными коллекторами газоуравнительных систем для каждого вида сливаемого или наливаемого сжиженного углеводородного газа. Коллектор водяного пара может не предусматриваться при обосновании технологической части проекта.
2.13. В состав каждого сливоналивного устройства сливо-наливной железнодорожной эстакады сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей, транспортируемых под давлением, должны входить: - трубопровод жидкого продукта (жидкой фазы); - газоуравнительная линия (трубопровод паровой фазы); - линия сброса на факел. Подключение всех трубопроводов сливоналивного устройства к соответствующим коллекторамэстакады осуществляется через запорную арматуру. Для обеспечения избыточного давления в цистерне до 0,07 МПа Схемы слива и налива сжиженныхгазов приведены в приложениях 6 и 8.
2.14. Подвод инертного газа или пара к трубопроводам для продувки или пропарки необходимо производить с помощью съемных По окончании продувки эти участки трубопроводов или шланги должны быть сняты, а на запорной арматуре установлены
2.15. При проектировании новых и реконструкции действующих сливоналивных эстакад сжиженных углеводородных газов, как правило, должна предусматриваться компрессорная установка для утилизации сжиженных углеводородных газов, находящихся в цистернах, перед подачей под налив и для снижения в цистерне избыточного давления до 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) после окончания слива сжиженного углеводородного газа. В случае отсутствия компрессорной установки для возможности утилизации сжиженных углеводородныхгазов следуетпредусматриватьна эстакадах подготовки цистерн под налив, слив жидкого продукта созданием давления в цистерне.
2.16. Сливоналивные эстакады для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, за исключением нефти, мазута, битума, гудрона и масел, могут быть общими. На сливоналивных эстакадах для нефти допускается осуществлять слив и налив мазута.
2.17. Для слива неисправных цистерн, как правило, следует предусматривать отдельно расположенные стояки или эстакады с верхним и нижним сливоми, при необходимости, с коллекторами для сливаемых продуктов. В обоснованных случаях разрешается стояки для слива неисправных цистерн предусматривать непосредственно на сливоналивных эстакадах при выполнении требований Слив сжиженного углеводородного газа можно осуществлять путем создания давления в неисправной цистерне.
2.18. Коллекторы на сливоналивных эстакадах легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов должны иметь приспособления для освобождения от - для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей из коллекторов - дренажный трубопровод к самовсасывающим насосам (см. приложение 9), или опорожнение при помощи вакуума, или другими эффективными методами; - для сжиженных углеводородных газов путем сброса через специальную дренажную емкость с последующей перекачкой или
2.19. На трубопроводах, по которым поступают на эстакаду для налива и отводятся из нее при сливе легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и сжиженные углеводородные газы, должны быть установлены на случай аварии на расстоянии 20 - 50 м от сливо-наливных эстакад задвижки с дистанционным управлениемсо щита операторной и непосредственно со сливоналивной эстакады. Данную арматуру следует размещать в местах, удобных для управления и обслуживания. Управление указанными электрозадвижками на железнодорожных сливоналивных эстакадах должно располагаться на нулевых отметках в местах размещения эвакуационных лестниц. Наливные коллекторы сжиженных углеводородных газов должны быть обеспечены предохранительными клапанами для закрытого сброса газа из коллекторов при температурном его расширении.
2.20. Слив легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует производить с помощью закрытой системы, состоящей из сливных устройств и коллекторов.
2.21. Система верхнего и нижнего слива продуктов выбирается в зависимости от конструкции сливных приборов железнодорожных цистерн, подлежащих сливу на эстакаде, свойств и количества сливаемого продукта.
2.22. При сливе железнодорожных цистерн с верхним сливом, как правило, необходимо применять для маловязких низкозастывающих легковоспламеняющихся жидкостей вакуумную систему слива. В составе вакуумной системы слива должен предусматриваться вакуум-сборник, объем которого определяется расчетом. Данное требование распространяется также на слив неисправных цистерн, при этом объем сборника следует принимать не менее полезного объема одной сливаемой железнодорожной цистерны. Принципиальная схема вакуумной системы слива приведена в приложении 7.
2.23. Слив вязких легкозастывающих при температуре выше 0 0Сили кристаллизующихся горючих жидкостей из цистерн, не имеющих обогрева, в каждом конкретном случае должен проектироваться в зависимости от климатических условий, количества стояков и сливаемых продуктов и периодичности сливных операций. При этом должны предусматриваться дополнительные мероприятия по разогреву продуктов при сливе.
2.24. Разогрев высоковязких продуктов в железнодорожных цистернах при сливе разрешается производить: - при помощи паровых передвижных подогревателей, опускаемых в железнодорожные цистерны; - при помощи циркуляционной системы подогрева сливаемого продукта с установкой специальных стационарных теплообменных устройств за пределами железнодорожной эстакады. Температура нагрева подогревателей должна быть не менее чем на 20 % нижетемпературы самовоспламенения разогреваемого продукта.
2.25. Не допускается проектирование наливных коллекторов для высоковязких продуктов типа гудрона и аналогичных им по вязкости других горючих жидкостей на железнодорожных эстакадах налива по тупиковой схеме. Система налива высоковязких продуктов в железнодорожные цистерны должна предусматривать техническую возможность циркуляции продукта по трубопроводам (коллекторам эстакады и т. д.) Циркуляция продукта направлена на предотвращение его застывания и обеспечения надежной работоспособности наливной системы. Схема налива высоковязких продуктов приведена в прило-
2.26. Наливные устройства на железнодорожных эстакадах для высоковязких, кристаллизующихся продуктов и продуктов, способных образовывать твердые гидраты, должны быть оборудованы обогревающими устройствами, поддерживающими температуру наливного устройства выше температуры кристаллизации или образования гидратов. Участки наливных устройств, которые опускаются вгорловину железнодорожной цистерны, не обогреваются.
2.27. Одоризация сжиженных углеводородных газов на сливо-наливных эстакадах не допускается.
2.28. Железнодорожные сливоналивные эстакады могут быть односторонними с размещением сливоналивных устройств с одной стороны пути и двухсторонними (эстакада размещается между двумя железнодорожнымипутями).
2.29. Налив легковоспламеняющихся и горючих жидкостейдолжен быть закрытым, а сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением - герметичным. Слив-налив легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, относящихся к вредным веществам 1-го и 2-го класса опасности, должен быть герметичным. Классификация вредных веществ принимается по ГОСТ 12.1.007-76.
2.30. Коллекторы на наливных эстакадах, как правило, следует располагать на строительных конструкциях эстакады. Допускается прокладка коллекторов на собственных строительных конст-
2.31. Технологический шаг между наливнымиустройствами должен приниматься в зависимости от конструкции этих устройств и обеспечивать налив продуктов в смешанный железнодорожный состав по всему фронту.
2.32. Для сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует применять бесшланговые наливные и сливные устройства.
Для этих целей, как правило, должны применяться устройства в виде системы шарнирно сочлененных труб и телескопических Нижнее звено наливного устройства должно быть предусмотреноиз металла, исключающего искрообразование при ударах. Для верхнего слива, вакуумного слива и налива неисправных цистерн разрешается использование резинотканевых рукавов.
2.33. Наливные устройства для налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны быть такой длины, чтобы расстояние
2.34. Для отключения наливных и сливных коллекторов от цистерны на наливных, сливных устройствах должны устанавливаться отключающие задвижки.
2.35. Коллекторы и трубопроводы наливных и сливных эстакад должны иметь компенсацию от температурных деформаций.
2.36. При применении в сливоналивных устройствах сжиженных углеводородных газов резинотканевых рукавов они должны испытываться на давление согласно ГОСТам, но не менее чем в 2 раза выше рабочего, и быть рассчитаны не менее чем на 1,6 МПа (16 кгс/см2).
2.37. Гибкие рукава (шланги) должны иметь специальные приспособления для присоединения к штуцерам цистерны и трубопроводам из неискрящихся материалов.
2.38. На трубопроводах жидкой и паровой фаз при сливе и наливе сжиженных углеводородных газов от железнодорожных цистерн до отключающей задвижки должен устанавливаться штуцер с вентилем для удаления остатков газа из рукавов в факельную
2.39. Трубопроводы слива сжиженных углеводородных газов из железнодорожных цистерн должны быть оборудованы обратными клапанами. Обратные клапаны должны устанавливаться в непосредственной близости от сливного устройства, во избежание обратного хода продукта из коллектора.
2.40. Несущие конструкции сливоналивных эстакад, лотки должны быть выполнены из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее: для колонн - 2 часа, балок и ригелей - Несущие конструкции сливоналивных эстакад следует проектировать, как правило, из типовых сборных железобетонных конструкций. При необходимости и соответствующем обосновании допускается проектирование несущих конструкций из металла. При этом необходимо предусматривать защиту металлических конструкций от воздействия высоких температур до указанного предела огнестойкости. Рабочие настилы на железнодорожных сливоналивных эстакадах следует выполнять из просечно-вытяжного листа или полосовой стали, поставленной на ребро, без огнезащиты. Навес над сливоналивной эстакадой должен выполняться из несгораемых материалов.
2.41. Сливоналивные эстакады должны иметь лестницы изнесгораемых материалов в торцах, а также по длине эстакаднарасстоянии не более 100 м друг от друга. Ширина лестницы должна быть не менее 0,7м, угол наклона - не более 45°. Ступени лестниц следует выполнять из просечно-вытяжного листа или полосовой стали, поставленной на ребро, без огнезащиты.
2.42. Шаг несущих конструкций (колонн) сливоналивных
2.43. Территория, занятая сливоналивной эстакадой, должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, усиленное в зоне железнодорожных путей. Твердое покрытие должно выполняться из бетона, а под железнодорожными путями: - в основании - железобетонные плиты; - по верху плит - деревянные (допускаются также железобетонные) шпалы, к которым крепятся рельсы. Для закрепления шпал между ними укладывается слой бетона толщиной 100 мм на всю длину шпал. Габариты сливоналивной железнодорожной эстакады определяются длиной и шириной территории последней. Для открытых сливоналивных железнодорожных эстакад длина территории определяется строительными конструкциями, ширина - твердым покрытием, огражденным бортиком, которое должно быть не менее габарита приближения строений в соответствии с При расположении сливо-наливных железнодорожных эстакад под навесом илив здании ширина и длина территории определяется строительными конструкциями навеса или здания.
2.44. Твердое покрытие территории сливоналивных эстакад должно быть запроектировано с уклоном не менее 2 % всторону лотков, которые, в свою очередь, должны иметь уклон 0,5 % Твердое покрытие должно ограждаться бортиком, высотой
2.45. Отводные лотки, как правило, должнырасполагаться с внешней стороны железнодорожных путей. При этом лотки необходимо перекрывать съемными металлическими решетками. Лотки, как правило, следует проектировать из монолитного железобетона, для застывающих продуктов лотки дополнительно должны обогреваться.
2.46. При размещении эстакады для слива высоковязких продуктов в отапливаемом здании разрешается размещать в этом здании изолированные помещения: насосной, венткамеры, электрощитовой, помещения КИП и санузла.
2.47. При проектировании слива-налива продуктов 1-го и 2-го
2.48. Конденсат от переносных и стационарных подогревателей, имеющих удовлетворительное качество, разрешается возвращать во внутризаводские сети конденсатопроводов. Загрязненный конденсат, очистка которого невозможна, следует охлаждать с последующим сбросом в соответствующую производственную канализацию.
2.49. Обогрев технологических трубопроводов на железнодорожных эстакадах, в которых температура перекачиваемого продукта не превышает 333 К (60 0С), следует производить, как пра- Обогрев трубопроводов (коллекторов и стояков) для слива и налива высоковязких горючих жидкостей рекомендуется производить водяным паром, давление до1,3 МПа (13 кгс/см2).
2.50. На железнодорожной эстакаде слива высоковязких застывающих продуктов при применении передвижных подогревателей для разогрева продуктов в цистернах должен предусматриваться коллектор водяного пара с отводами к каждой цистерне. На отводах обязательна установка запорной арматуры. На подводящем паропроводе должна предусматриваться установка контрольно-измерительных приборов, измеряющих параметры и количество теплоносителя.
2.51. Все паропроводы и конденсатопроводы, прокладываемые на эстакадах, теплоизолируются несгораемыми материалами.
2.52. Прокладка паропроводов и конденсатопроводов должна осуществляться в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатация трубопроводов пара и горячей воды» и СНиПП-36-73.
3. МЕХАНИЗАЦИЯ, СВЯЗЬ, КОНТРОЛЬ
И АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛИВОНАЛИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Механизация
3.1. Наливные железнодорожные эстакады для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, на которых налив производится с помощью бесшлангового телескопического устройства, должны быть оборудованы механизмами подъема и спуска телескопического патрубка и перемещения, телескопического устройства. На сливоналивных железнодорожных эстакадах сжиженных углеводородных газов при использовании в качестве наливных и сливных приспособлений металлических уравновешенных плеч необходимо предусмотреть возможность их подсоединения к
3.2. Сливоналивные железнодорожные эстакады сжиженных углеводородных газов, на которых налив в цистерны производится с помощью гибких рукавов, должны быть оборудованы поворотными устройствами и приспособлениями для крепления шлангов. Поворотное устройство должно обеспечить поворотрукавов на угол 120-180°.
3.3. На сливных железнодорожных эстакадах, где производится разогрев вязких продуктов в цистернах при помощи передвижных подогревателей, необходимо предусматривать поворотные укосины, снабженные устройством для подъема и спуска подогревателей. Угол поворота укосины должен обеспечить попадание подогревателя в горловину цистерны с учетом неточности ее установки, а также установку подогревателя в гнездо для хранения.
3.4. На всех эстакадах должны предусматриваться подъемные устройства для ремонта наливных стояков, арматуры, ограничителей налива и т. п. 3.5. Для ремонта сливоналивных железнодорожных эстакад следует предусматривать посты для подключения электросваро-
Связь
3.6. На сливоналивных железнодорожных эстакадах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов следует предусматривать двухсторонние переговорные устройства, обеспечивающие двухсторонние переговоры между сливоналивщиком, машинистом и оператором. При отсутствии указанных переговорных устройств, разрешается на сливоналивных железнодорожных эстакадах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов, предусматривать громкоговорящую связь из операторной и прямую телефонную связь с эстакады между товарной операторной и насосной, а также пожарные извещатели. Исполнение оборудования связи, устанавливаемого на эстакадах, должно соответствовать категориям и группам взрывоопасных смесей согласно ПУЭ-86 или вынесено за пределы взрывоопасной зоны.
3.7. Для производственной громкоговорящей связи вдоль сливо-наливной железнодорожной эстакады во взрывоопасной зоне, как правило, следует устанавливать взрывобезопасные рупорные громкоговорители, которые должны крепиться к металлоконструкциям эстакады, столбам, прожекторным мачтам или иным сооружениям.
3.8. Подвод кабелей к громкоговорителям должен осуществляться в стальных трубах согласно ПУЭ-86. Подвод кабелей к пожарным извещателям, при открытой прокладке, в целях защиты от механических повреждений должен выполняться в газовых трубах.
3.9. На сливоналивных железнодорожных эстакадах следует устанавливать телефонные аппараты у лестниц на нулевой отметке и на площадке расположения узлов управления наливом с прокладкой к ним кабелей в металлическихтрубах. Расстояние между ними не должно превышать 100м,количество телефонных аппаратов на эстакаде должно быть не менее двух на каждой из указанных отметок.
3.10. Извещатели пожарной сигнализации общего назначения должны устанавливаться вдоль сливоналивной железнодорожной эстакады через 100 м друг от друга, но не менее двух на каждую эстакаду в районе лестниц для обслуживания эстакад. Размещать пожарные извещатели следует на расстояния 20 м от сливо-наливных эстакад на колонках таким образом, чтобы нажимная кнопка была выше уровня земли не более чем на 1,5 м и был обеспечен свободный доступ к ним и их достаточная освещенность.
Контроль и автоматизация
3.11. Наливные операции легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны автоматизироваться путем использования ограничителей уровня налива с учетом их применимости для различных сред.
3.12. В случае слива продукта из железнодорожных цистерн через промежуточные сливные емкости должна быть предусмотрена автоматическая откачка сливаемого продукта из промежуточных емкостей, предотвращающая перелив последних. Насосные агрегаты должны иметь блокировку на автоматическое включение по номинальному уровню и отключение по нижнему уровню от уровнемеров, устанавливаемых на промежуточных
3.13. На эстакадах для налива легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов приборы замера давления и температуры необходимо устанавливать на общем коллекторе подачи продукта на наливные устройства перед входом на эстакаду с выносом показаний на щит оператора.
3.14. При автоматическом прекращении налива продуктов в железнодорожные цистерны в целях исключения гидравлических ударов в трубопроводах и наливных устройствах следует предусматривать байпасирование насоса налива. На байпасе насоса следует устанавливать регулирующий клапан, который должен открываться при увеличении давления наливаемого продукта в напорном коллекторе перед железнодорожной сливо-наливной эстакадой.
3.15. На площадке для обслуживания наливных устройств эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов следует предусматривать кнопки дистанционного отключения насосных агрегатов, подающих продукт на железнодорожную эстакаду. Расстояние между кнопками должно быть не более 50 м.
3.16. На сливоналивных железнодорожных эстакадах легковоспламеняющихся жидкостей и сжиженных углеводородных газов должны устанавливаться сигнализаторы довзрывных концентраций согласно требованиям к установке сигнализаторов и газоанализаторов (ТУ-ГАЗ-86). Один датчик сигнализатора довзрывных концентраций следует устанавливать на две цистерны на нулевой отметке вдоль каждого фронта налива и слива. При двухстороннем фронте налива или слива датчики должны располагаться в «шахматном» порядке.
4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ, КАНАЛИЗАЦИЯ
4.1. При проектировании водоснабжения и канализации сливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует предусматривать следующие мероприятия: а) смыв проливов продуктов на сливоналивных эстакадах производить водойс температурой не выше 75 0С в местах водоразбора с учетом температуры застывания продуктов. Для смывания мазута и других высоковязких продуктов допускается использование пара низких параметров; б) отвод сточных (производственных и дождевых) вод от сливоналивных эстакад на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях предусматривается: - от эстакад светлых нефтепродуктов - в первую систему канализации; - от эстакад сырой нефти и темных нефтепродуктов - во вторую систему канализация; - от эстакад токсичных веществ (фенол, синтетические жирные кислоты, метанол, этилированный бензин, тетраэтилсвинец в др.) при загрязнении стока - в специальную канализацию с последующей подачей на установки локальной очистки или обезвреживания стоков; - от эстакад сжиженных углеводородных газов C1-C2 - в первую систему канализации; - от эстакад сжиженных углеводородных газов C4 - в специально устанавливаемые емкости приема сточных и дождевых вод. Сточные воды в данных емкостях должны анализироваться на содержание углеводородов и затем направляться при необходимости на отпарку углеводородов или в первую систему канализации; в) на предприятиях синтетического каучука отвод сточных вод от сливоналивных эстакад предусматривается в специально устанавливаемые емкости приема сточных и дождевых вод. Сточные воды в данных емкостях должны анализироваться на содержание углеводородов и затем направляться на установки отпарки углеводородов или в промышленную канализацию; г) в случае отсутствия на нефтехимическом предприятии указанных в п. 4.1б систем канализации отвод сточных вод от сливо-
4.2. Для смыва проливов продукта на сливоналивных эстакадах необходимо использовать воду из производственного водопровода. Для подогрева воды, как правило, следует применять скоростные пароводоподогреватели с подключением к системе технологического пароснабжения промплощадки. Расчетный расход горячей воды принимается двеструипо 2,5 л/с в течение 30 мин каждую смену. Значение располагаемых (свободных) напоров в трубопроводах горячего водоснабжения в местах водоразборов следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85 по проектированию внутреннего водопровода и канализации зданий.
4.3. Разводка сети горячей воды и пара должна осуществляться сухотрубами, прокладываемыми открыто по конструкциям эстакады, с уклоном для возможности их опорожнения. На сухотрубах через каждые 30 м устанавливаются поливочные краны dу 25 с прорезиненными шлангами dу 25 длиной 15 м. Необходимость теплоизоляции трубопроводов определяется теплотехническими расчетами, конструктивные решения прокладки трубопроводов и теплоизоляции должны приниматься в соответствии с требованиями СНиП II-36-73* по проектированию тепловых сетей.
4.4. Сборные колодцы должны присоединяться к сети промканализации через колодцы с гидравлическим затвором. Пропускная способность сети промканализации должна быть дополнительно рассчитана на прием наибольшего количества воды при пожаре
5. ПОЖАРОТУШЕНИЕ
5.1. Для пожаротушения открытых и расположенных под навесами сливоналивных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует предусматривать: - стационарную установку пожаротушения воздушно-механи- - водяное орошение лафетными стволами конструкций эстакады и железнодорожных цистерн; - установку стояков с соединительными головками на магистральном (кольцевом) растворопроводе для подачи пены от переносных генераторов, на расстоянии 120 м друг от друга. При размещении сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в зданиях должна предусматриваться стационарная установка пожаротушения воздушно-механической пеной средней кратности с дистанционным пуском и внутренний противопожарный водопровод, обеспечивающий подачу в любую точку помещения двух струй воды с расходом по5 л/с каждой. Для противопожарной защиты сливоналивных железнодорожных эстакад сжиженных углеводородных газов следует предусматривать водяные лафетные стволы.
5.2. Инерционность системы пенного пожаротушения для сливо-наливных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должна быть не более 3 минут.
5.3. Расчетная площадь пенного пожаротушения для сливо-наливных железнодорожных эстакад принимается по внешнему контуру сооружения, включая железнодорожные пути, с учетом размещения на этой площади не менее 3 железнодорожных цистерн на каждой стороне налива. Пеногенераторы следует располагать на строительных конструкциях эстакад с подачей пены сверху на железнодорожные цистерны и настил эстакады. На каждую железнодорожную цистерну грузоподъемностью 5.4. Проектирование лафетных установок для противопожарной защиты железнодорожных сливоналивных эстакад следует осуществлять в соответствии с отраслевыми нормативными документами.
5.5. Лафетные стволы системы орошения должны устанавливаться на расстоянии не менее 150 м от железнодорожного пути эстакады. Если при реконструкции сливоналивных эстакад невозможно обеспечить указанное расстояние, допускаетсяегоуменьшение до 10 м.
5.6. Расположение лафетных стволов определяется из условия орошения каждой точки эстакады двумя струями.
5.7. Сливоналивная эстакада должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения в соответствии с правилами пожарной безопасностипри эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий (ППБ 79).
5.8. Совместно с пожарными извещателями, размещаемыми в районе сливоналивных эстакад, следует предусматривать устройства для дистанционного включения пожарных насосов в насосной пенотушения. Устройства для дистанционного включения насосов пенотушения должны располагаться на расстоянии не более 100 м друг от друга, но не менее двух на каждую эстакаду с расположением в противоположных концах эстакады.
6. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
6.1. Взрывоопасные и пожароопасные зоны на сливоналивных эстакадах определяются в соответствии с «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ-86).
6.2. Исполнение электрооборудования и аппаратов, применяемых для освещения сливо-наливных эстакад, должно соответствовать местам их установки. При установке электрооборудования во взрывоопасных зонах, его исполнение по взрывозащите должно соответствовать категориям и группам взрывоопасных смесей по классификации, приведенной в ГОСТ 12.2.020-76 и ГОСТ 12.1.011-78.
6.3. Открытые сливоналивные железнодорожные эстакады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов должны освещаться прожекторами. Использование светильников для электроосвещения открытых сливоналивных эстакад в каждом случае должно быть обосно- Закрытые сливоналивные эстакады и сливоналивные эстакады под навесами должны освещаться светильниками, расположенными на строительных конструкциях навесов, зданий и в других местах, где исключается механическое повреждение электропроводки и светильников. При необходимости контроля за состоянием и уровнем налива железнодорожных цистерн следует применять безопасные аккумуляторные фонари.
6.4. Управление освещением сливоналивных эстакад должно быть централизованным и осуществляться дистанционно со щита оператора.
6.5. Защитное заземление должно быть выполнено в соответствии с требованиями действующих правил устройства электроустановок (ПУЭ-86).
6.6. Молниезащита (защита от прямых ударов и от вторичных проявлений молний) должна соответствовать требованиям инструкции по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений СН 305-77.
6.7. Сливоналивные эстакады для легковоспламеняющихся жидкостей и сжиженных углеводородных газов должны быть защищены от прямых ударов молнии и от электрической индукции.
6.8. При разработке проекта молниезащиты следует учитывать зонызащиты, создаваемые прожекторными мачтами освещения сливоналивных эстакад.
6.9. Защита от прямых ударов молнии должна быть осуще-
6.10. В качестве токоотводов можно использовать металлические конструкции молниеприемников. При этом должна быть обеспечена непрерывная электрическая связь.
6.11. В зону защиты молниеотводов должно входить пространство над горловинами цистерн, в которые производится открытый налив продукта на наливной эстакаде.
6.12. Защита от электростатической индукцииобеспечивается присоединением всего оборудования иаппаратов к защитному заземлению.
6.13. Как правило, должно предусматриваться объединение заземлителей защиты от прямых ударов молнии, защитного заземле-ния электрооборудования и заземлителя защиты от электростатической индукции.
6.14. Сливоналивные эстакады (в металлическом железобетонном вариантах), относящиеся по классификации ПУЭ к пожароопасным зонам классов II-I и II-III, являются сооружениями III категории по устройству молниезащиты и должны быть защищены от прямых ударов молнии и от заноса высоких потенциалов.
6.15. Защита от статического электричества должна выполняться в соответствии с требованиями правил защиты от статического
6.16. Металлическое и электроприводное неметаллическое оборудование, трубопроводы должны представлять собой на всем протяжении непрерывную электрическую цепь, которая в пределах сливоналивной эстакады должна быть присоединена к контуру заземления не менее чем в двух точках.
6.17. Металлические кожухи термоизоляции трубопроводов в пределах сливоналивной эстакады должны обеспечивать непрерывность электрической цепи и быть заземленычерез каждые 40-50 м с помощью стальных проводников или путем присоединения непосредственно к заземленным трубопроводам,накоторых они смонтированы.
6.18. Наливные и сливные устройства эстакад должны быть заземлены.
6.19. Рельсы железнодорожных путей в пределах сливо-наливного фронта должны быть электрически соединены между собой и присоединены к заземляющим устройствам в двух местахпо торцам эстакады. При этом заземляющие устройства должны быть не связаны с заземлением электротяговой сети.
6.20. Заземляющие устройства для защиты от статического электричества следует, как правило, объединить с заземляющими устройствами для электрооборудования и молниезащиты.
7. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ТЕРРИТОРИИ
ЭСТАКАД
7.1. Сливоналивные эстакады должны располагатьсяна прямомгоризонтальном участке железнодорожного пути. Расположение эстакад на уклоне до 1,5 %допускается висключительных случаях при соответствующем обосновании. На складах III категории сливоналивные эстакады,оборудованные сливоналивными устройствами с одной стороны, допускается располагать на кривых участках пути радиусом не менее 200 м.
7.2. Количество железнодорожных сливоналивных эстакад
7.3. Расстояние между путями двухсторонней сливоналивной
7.4.Железнодорожные пути, на которых располагаются сливоналивные эстакады, должны иметь съезд на параллельный обгонный путь, позволяющий вывод с эстакад цистерн в обе стороны. Если при реконструкции действующих эстакад невозможно устройство съезда на параллельный обгонный путь, позволяющий вывод с эстакад цистерн в обе стороны, длину тупикового железнодорожного пути со сливоналивных эстакад следует увеличить не менее чем на 30 м от торца эстакады до упорного бруса, при этом на брусе необходимо устанавливать лебедку с тросом для растаскивания цистерн.
7.5. Вдоль каждой сливоналивной железнодорожной эстакады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов должен предусматриваться пожарный проезд, который следует располагать на расстоянии не менее 20 м от крайнего рельса сливоналивной эстакады. Проезды должны иметь твердое покрытие шириной проезжей части 3,5 м. Пожарные проезды должны быть оборудованы шлагбаумом, находящимся в закрытом положении. Пример размещения пожарных проездов при параллельном расположении нескольких сливоналивных эстакад приведен в приложении 12.
7.6. Расстояние между осями ближайших железнодорожных путей соседних сливоналивных эстакад (расположенных на параллельных путях) должно быть не менее 30 м.
7.7. Расстояние от крайнего рельса железнодорожного пути предприятия, по которому предусматривается движение локомотивов, до крайнего рельса ближайшего пути со сливоналивной эстакадой должно быть не менее 20м, если температура вспышки паров сливаемых или наливаемых легковоспламеняющихся и горючих жидкостей ниже 393 К (120 0С), и не менее 10 м, если температура вспышки паров 393 К (120 0С) и выше. Проезд локомотива через сливоналивные эстакады не допускается.
7.8. Расстояние от железнодорожных путей до выступающих частей сливоналивных эстакад следует принимать в соответствии с габаритами приближения строений согласно ГОСТ 9238-73.
7.9. К сливоналивным эстакадам должны быть предусмотрены пешеходные дорожки с бетонным покрытием шириной не менее
7.10. Сливоналивные эстакады для крупнотоннажных продуктов должны проектироваться, как правило, для слива или налива не более 2-4 продуктов на одной эстакаде. При этом к одному продукту могут быть отнесены несколько сортов последнего, перекачка которых может производиться по одному и тому же коллектору. При проектировании сливоналивных эстакад для мелкотоннажных продуктов количество последних определяется автором проекта.
7.11. Расстояниеот сливоналивных эстакад до других объектов парка (склада), в состав которых входят эстакады, должны быть не менее указанных в табл. 1.
8. ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СЛИВОНАЛИВНЫХ ЭСТАКАД
8.1. В местах пересечения пешеходныхдорожек с рельсовымипутями предусматривать сплошныенастилы в уровень с головками рельсов.
8.2. Переход с обслуживающей площадки эстакады на цистерну должен происходить через переходные мостики, рабочие настилы которого выполняются из просечно-вытяжного стального листа. Перемещение и конструкция переходных мостиков должны исключать необходимость хождения сливщиков-наливщиковпо
8.3. Переходные мостики в нерабочем положении должны бытьнеближе габарита приближения строений, в соответствии с
8.4. Настилы эстакад и переходных мостиков должны быть
8.5. В отдельных случаях по согласованию с органами Министерства путей сообщения допускается устройство эстакад безпереходных мостиков. В этом случае приближение настила, конструкция эстакад и ее элементов должны быть такими, чтобы обеспечивалась безопасность при производстве сливоналивных операций и при переходе с эстакадынацистерну, а также исключалась возможность соприкосновения цистерны или ее отдельных элементов с эстакадой.
8.6. При параллельном размещении двух сливоналивных эстакад и при наличии между ними ходовых железнодорожных путей, а также трех и более эстакад, предусматривать между ними пешеходные мосты. 8.7. Для закрытых сливоналивных эстакад мосты прокладываются с их одной торцовой стороны, более удобной для обслуживающего персонала, с учетом расположения насосных, диспетчерских пунктов, бытовых помещений и т. д.
8.8. Для открытых сливоналивных эстакад притехнической возможности прокладкумостов, как правило, следует проектировать равно удаленными от их торцов.
8.9. Длина моста должна обеспечивать переходс двух крайних или рядом параллельно расположенных сливоналивных эстакад.
8.10. Опоры мостов должны устанавливаться с учетом габаритов приближений строений и не мешать проезжей части пожарных автомашин.
8.11. Несущие конструкции моста выполняются из железобетона или металла, ограждения разрешается выполнять без огнезащиты из металла, рабочие настилы - из просечно-вытяжного стального листа.
8.12. Пешеходные мосты должны иметь ширину 2,25 м, высоту перил 2,3 м, сплошную обшивку по низу высотой не менее 100мм.
8.13.С торца мостов предусматривать маршевые лестницы шириной не менее 0,7 м и углом наклона не более 45°, а также промежуточные выходы с мостов на сливоналивную эстакаду через маршевые лестницы шириной не менее 0,7 м и углом наклона не более 45°.
8.14. Пешеходные мосты должны иметь освещение 10 люкс и подлежат заземлению.
Т а б л и ц а 1
О к о н ч а н и е т а б л. 1
П р и м е ч а н и я: 1. Расстояния, указанные в таблице, определяются для крытых эстакад от наружных стен, для открытых эстакад - от оси железнодорожного пути. 2. Расстояния от сливоналивных эстакад до объектов, не принадлежащих парку (складу), 3. Под объемом сливоналивных операций подразумевается количество (м3) одновременно сливаемого или наливаемого продукта в допустимые сроки слива-налива, определенные приложением 1 настоящих указаний.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ СРОКИ
НА СЛИВ И НАЛИВ ЦИСТЕРН
1. Железнодорожные цистерны, принадлежащие МПС СССР (выписка из Устава железных дорог Союза ССР
и Правил перевозки грузов)
Срок налива или слива для всей одновременно поданной партии цистерн по фронту одновременного налива или слива не должен превышать: для налива - независимо от рода продуктов и грузоподъемности цистерн - 2 часа; для слива - для двухосных цистерн - 1 час 15 мин, для цистерн, имеющих четыре и более осей, - 4 часа. Указанный срок приведен для эстакад, где налив цистерн производится при помощи насосов с механическим приводом, а слив из цистерн производится при помощи таких же насосов или самотеком через нижнее сливное отверстие цистерны. При сливе вязких легкозастывающих жидкостей, требующих предварительного разогреваих перед сливом, общий срок на разогрев и слив устанавливается в зависимости от вязкости или температуры застывания продукта. По срокам, предоставляемым наслив, вязкие легкозастывающие продукты делятся на четыре группы по следующим данным: вязкие продукты - по условной вязкости при 50 0С; застывающие (невязкие) продукты - по температуре застывания. К группе I относятся продукты с условной вязкостью от 5 до 15° или температурой застывания от минус 15 0С до 0 0С. К группе II относятся продукта с условной вязкостьюот 16 до 25° или с температурой застывания от плюс 1 0С до плюс 15 0С. К группе III относятся продукты с условной вязкостью от 26 до 40° включительно или с температурой застывания от плюс16 0С до плюс 30 0С включительно. К группе IV относятся продукты с условной вязкостью выше 40° или с температурой застывания выше плюс 30 0С. В случае затруднения слива и необходимости разогрева вязких и застывающих продуктов в холодный период года (с 15 октября по 15 апреля) общий срок на разогрев и слив последних не должен превышать для продуктов I группы - 4 часа, II группы - 6 часов, При сливе из цистерн с паровой рубашкой устанавливаются следующие сроки: для продуктов I и II групп - 3 часа, для продуктов III и IV групп - 4 часа. При необходимости разогрева вязких и легкозастывающих продуктов в теплый период года вышеуказанный срок слива может быть дополнительно увеличен для продуктов I и II групп, а также при сливе из цистерн с паровой рубашкой - на 1 час, для продуктов III и IV групп - на 2 часа. Перечень вязких и застывающих продуктов по указанным группам приведен в приложении 3.
2. Железнодорожные цистерны, принадлежащие ПО «Центргаз» (выписка из инструкции но наливу, сливу
и перевозке сжиженных углеводородных газов
в железнодорожных вагонах-цистернах)
Срок налива всей партии цистерн одной отправки на заводе-поставщике с момента их приемки от конторы сжиженного газа или товарно-транспортного пункта объединения «Центргаз» не должен превышать 6 часов. Срок слива (время простоя)всей партии цистерн одной отправки у грузополучателя не должен превышать 24 часов с момента их прибытия на станцию назначения и до момента возвращения на станцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Характеристика основных типов железнодорожных цистерн, применяемых
углеводородных газов для предприятий нефтеперерабатывающей
и нефтехимической промышленности
П р о д о л ж е н и е т а б л и ц ы
П р о д о л ж е н и е т а б л.
О к о н ч а н и е т а б л и ц ы
П р и м е ч а н и я: 1. В настоящем приложении по материалам заводов-изготовителей указаны цистерны, которые находятся в серийном производстве, либо которые выпускаются партиями по мере поступления заказов. Данные приведены на основании каталога ЦНИИТЭИтяжмаша 18-3-79. 2. При перевозке в вагоне-цистерне, указанной в гр.10, пропилена, изобутана, н-бутана и изопрена грузоподъемность цистерны будет равна соответственно 33,5 т, 35,6 т, 36,8 т и 43,0 т.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Перечень вязких и легкозастывающих продуктов
П р о д о л ж е н и е т а б л и ц ы
О к о н ч а н и е т а б л и ц ы
П р и м е ч а н и е. По требованию министерств, ведомств-грузополучателей Министерство путей сообщения может дополнять перечень вязких и застывающих продуктов при условии представления характеристики о вязкости и температуре застывания данного продукта. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Схема налива светлых нефтепродуктов с пневматическим
ограничителем уровня налива:
1 - пневматический ограничитель; 2 - наливной стояк; 3 - напорный коллектор;4 - цистерна; 5 - байпас; 6 - насос; 7 - резервуар
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Принципиальнаясхема налива высоковязких продуктов:
1 - цистерна; 2 - наливной стояк; 3 - наливной коллектор; 4 - теплообменник; 5 - резервуар; 6 - центробежный насос; 7 - поршневойнасос
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Схема налива сжиженных углеводородных газов
безкомпрессорной установки:
1 - наливной стояк; 2 - коллектор налива; 3 - газоуравнительная линия (трубопровод паровой фазы); 4 - насос; 5 - емкость для сжиженных
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Принципиальная схема вакуумнойсистемы слива:
1 - цистерна; 2 - сливной стояк; 3 - всасывающий коллектор; 4 - вакуум-сборник; 5 - вакуумная линяя; 6 - вакуум-насос; 7 - всасывающий трубопровод;
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Схема слива сжиженных углеводородных газов
с компрессорной установкой:
1 - цистерна; 2 - фильтр; 3 - подогреватель; 4 - горизонтальная емкость для сжиженного углеводородного газа; 5 - насос; 6 - сепаратор;
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Схема освобожденияколлекторов на сливоналивных эстакадах
легковоспламеняющихсяи горючих жидкостей:
1 - трубопровод подачи продукта наэстакаду;2 - наливнойстояк;
3 - ограничитель уровня налива; 4 - напорный коллектор;
5 - дренажный трубопровод; 6 - фильтр; 7 - самовсасывающий насос;
8 - насос подачи продукта на эстакаду
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Рекомендации устанавливают по режимам налива железнодорожных цистерн светлыми нефтепродуктами на наливных эстакадах нефтеперерабатывающих заводов наибольшие допустимые значения скорости подачи светлых нефтепродуктов при одновременном заполнении не более 80 железнодорожных цистерн всех типов на наливных эстакадах через металлические наливные трубы или наливные шланги из прорезиненной ткани, опущенные до дна котла цистерны.
2. Рекомендации распространяются на операции по заполнению железнодорожных цистерн на наливных эстакадах НПЗ по трубопроводам, технологическая схема которыхне содержит фильтрующих и других очистных аппаратов. Допустимые скорости налива определены для технически чистых светлых нефтепродуктов, удовлетворяющих требованиям ГОСТов.
3. Рекомендации распространяются на схемы загрузки светлых нефтепродуктов на наливных эстакадах(рис. 1), включающие: - магистральный трубопровод(1) диаметром 400-700мм любой длины; - коллектор (2) длиной не более 500 м и диаметров 200-600мм; - наливной пост, состоящий из раздаточного трубопровода (3) и наливной трубы (4) диаметром 100мм и суммарной длиной не более 20 м. Железнодорожная цистерна и все технологическое оборудование наливной эстакады должно быть заземлено в соответствии с существующими требованиями.
4. Рекомендации не распространяются на загрузку железнодорожных цистерн нефтепродуктами, содержащими эмульсионную воду.
5. Допустимые режимы налива светлых нефтепродуктов в железнодорожные цистерны на наливных эстакадах нефтеперерабатывающих заводов:
П р и м е ч а н и е: Т - время, через которое можно извлекать наливную трубуиз горловины железнодорожной цистерны после окончания налива.
Технологическая схема заполнения железнодорожных
цистерн светлыми нефтепродуктами на наливной эстакаде
Условныеобозначения:
1 - магистральные трубопроводы диаметром(dMT) 400-700мм
2 - коллектор диаметром (dK) 200-600мм
3 - раздаточный трубопровод диаметром(dPT) 100 мм
4 - наливная труба диаметром(dPT) 100мм
LК -длина коллектора
LPT- суммарная длина раздаточного трубопровода и наливной трубы
UH- скорость продукта в наливной трубе
UK- скорость продукта в коллекторе
UMT- скорость продукта в магистральном трубопроводе
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
П р о д о л ж е н и е т а б л и ц ы
О к о н ч а н и е т а б л и ц ы
Удельное объемное электрическое сопротивление углеводородов и нефтепродуктов
при 25 0С в концентрации присадки 0,01 %
О к о н ч а н и е т а б л и ц ы
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Пример размещения пожарных проездов при параллельном расположении нескольких сливоналивных эстакад (для легковоспламеняющихся жидкостей):
1 - эстакада; 2 - пожарный проезд; 3 - шлагбаум
|
ОТДЕЛ 1.4 ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ |
Комментарии ()