О пожарной безопасности в Забайкальском крае

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ

 

ЗАКОН

от 3 июня 2009 года № 190-ЗЗК

 

О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

 

ПРИНЯТ Законодательным Собранием Забайкальского края 20 мая 2009 года

 

ВНЕСЕНЫ Изменения по Закону Забайкальского края от 29.03.2010 № 352-ЗЗК

 

Настоящий Закон края регулирует правоотношения в области пожарной безопасности на территории Забайкальского края.

 

 

Статья 1. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края в области пожарной безопасности

 

1. К полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края в области пожарной безопасности относятся:

1) нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности в пределах своей компетенции;

2) организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

3) организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;

4) разработка, организация выполнения и финансирование краевых целевых программ по вопросам пожарной безопасности;

5) осуществление в пределах своей компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

6) осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава противопожарной службы, находящейся в ведении органов исполнительной власти Забайкальского края, и членов их семей;

7) создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджета Забайкальского края;

8) организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

9) утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Забайкальского края;

10) оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций;

11) информирование населения о принятых органами государственной власти Забайкальского края решениях по обеспечению пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

12) организация и осуществление тушения пожаров на землях, не входящих в лесной фонд и не находящихся в собственности муниципальных образований.

2. Высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края вправе передать осуществление отдельных полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, иным органам исполнительной власти Забайкальского края.

 

Статья 2. Противопожарная служба Забайкальского края

 

1. Противопожарная служба Забайкальского края (далее - противопожарная служба края) - единая самостоятельная оперативная служба, созданная в целях организации и осуществления тушения пожаров на территории Забайкальского края.

2. В соответствии с федеральным законом противопожарная служба края входит в Государственную противопожарную службу.

3. В систему противопожарной службы края входят:

1) орган исполнительной власти Забайкальского края, уполномоченный решать задачи в области пожарной безопасности (далее - уполномоченный орган);

2) государственные учреждения Забайкальского края, созданные в целях осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - государственные учреждения).

 

Статья 3. Основные задачи противопожарной службы края

 

1. Основными задачами противопожарной службы края являются:

1) организация и осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

 

(в ред. Закона от 29.03.2010 № 352-ЗЗК)

 

3) организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

2. На противопожарную службу края федеральным законом и законом края могут быть возложены иные задачи.

 

Статья 4. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

 

1. Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

2. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

3. При тушении пожаров в населенных пунктах и организациях с участием других видов пожарной охраны функции по руководству и координации действий других видов пожарной охраны возлагаются на противопожарную службу края.

4. При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

1) проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

2) создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

3) использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

4) ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

5) эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи;

 

(в ред. Закона от 29.03.2010 № 352-ЗЗК)

 

6) охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения).

5. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

6. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

7. Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей и имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

8. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, где осуществляются действия по тушению пожара.

9. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

10. Работники государственных учреждений, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы и иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

11. При тушении пожара работники государственных учреждений должны принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

12. При следовании к месту пожара пожарная техника пользуется правом беспрепятственного проезда, первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях и проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания.

 

Статья 5. Правовая, социальная защита и страховые гарантии работников государственных учреждений

 

1. Работники государственных учреждений, работающие на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы края, имеют права, обязанности и социальные гарантии, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края.

2. Работники государственных учреждений в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

3. Работники государственных учреждений, выступающие в качестве руководителей тушения пожаров, имеют право на внеочередную установку телефона.

4. На работников государственных учреждений, охраняющих от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.

5. Работники государственных учреждений подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств бюджета Забайкальского края. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных работников устанавливаются федеральными законами, законами Забайкальского края и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В случае гибели (смерти) работника государственного учреждения, наступившей при исполнении им служебных обязанностей, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных им при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из противопожарной службы края, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семьи погибшего (умершего) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

7. Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) работника, считаются:

1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с работником государственного учреждения;

2) родители работника;

3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

8. В случае гибели работника государственного учреждения при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

9. При досрочном увольнении работника государственного учреждения со службы в связи с признанием его негодным к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных им при исполнении служебных обязанностей, ему выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

10. Единовременное пособие выплачивается в срок не позднее трех месяцев со дня гибели (смерти) работника государственного учреждения или со дня представления в установленном порядке документов, подтверждающих факт получения им увечья (травмы, ранения, контузии) либо заболевания.

11. Убытки, причиненные работнику государственного учреждения, находящемуся при исполнении им служебных обязанностей, возмещаются за счет средств бюджета Забайкальского края в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

 

Статья 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение государственных учреждений

 

1. Финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений, социальные гарантии и компенсации их работникам осуществляются за счет средств бюджета Забайкальского края.

2. Материально-техническое обеспечение государственных учреждений осуществляется ими самостоятельно в пределах средств, предусмотренных бюджетом Забайкальского края.

3. Оплата труда работникам государственных учреждений устанавливается в соответствии с законами края.

4. Работники государственных учреждений обеспечиваются специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты и специальным инструментом индивидуального пользования по нормам, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

 

Статья 7. Имущество противопожарной службы края

 

1. Имуществом противопожарной службы края является движимое и недвижимое государственное имущество, переданное ей в оперативное управление в соответствии с действующим законодательством для выполнения возложенных на нее задач.

2. Высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края предоставляет противопожарной службе края здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество.

3. Имущество противопожарной службы края приватизации не подлежит.

 

Статья 8. Особый противопожарный режим

 

1. В случае повышения пожарной опасности Губернатор Забайкальского края устанавливает особый противопожарный режим на всей территории края или ее части.

2. Информация о введении особого противопожарного режима по требованию уполномоченного органа должна доводиться средствами массовой информации до населения незамедлительно и на безвозмездной основе.

 

Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона края

 

1. Со дня вступления в силу настоящего Закона края признать утратившими силу:

1) Закон Читинской области от 15 марта 2006 года № 786-ЗЧО "О пожарной безопасности в Читинской области" ("Забайкальский рабочий", 5 апреля 2006 года, № 65);

2) Закон Читинской области от 27 июня 2007 года № 968-ЗЧО "О внесении изменений в Закон Читинской области "О пожарной безопасности в Читинской области" ("Забайкальский рабочий", 6 августа 2007 года, № 144-145);

3) Закон Читинской области от 21 февраля 2008 года № 1129-ЗЧО "О внесении изменения в статью 3 Закона Читинской области "О пожарной безопасности в Читинской области" ("Забайкальский рабочий", 3 марта 2008 года, № 38);

4) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 6 июля 2001 года № 197-ЗАО "О пожарной безопасности" ("Агинская правда", 4 сентября 2001 года, № 105; 11 сентября 2001 года, № 108);

5) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 8 февраля 2002 года № 251-ЗАО "О внесении изменений и дополнений в Закон автономного округа "О пожарной безопасности" ("Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы" - приложение к газете "Агинская правда", 12 февраля 2002 года, № 5-6);

6) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 7 июня 2002 года № 276-ЗАО "О внесении изменения в Закон автономного округа "О пожарной безопасности" ("Агинская правда", 11 июня 2002 года, № 70-71);

7) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 21 декабря 2002 года № 312-ЗАО "О внесении изменения и дополнений в Закон автономного округа "О пожарной безопасности" ("Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы" - приложение к газете "Агинская правда", 20 февраля 2003 года, № 32-33);

8) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 11 июля 2005 года № 551-ЗАО "О внесении изменений в Закон автономного округа "О пожарной безопасности" ("Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы" - приложение к газете "Агинская правда", 19 июля 2005 года, № 175-177);

9) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 10 апреля 2007 года № 745-ЗАО "О внесении изменений в Закон автономного округа "О пожарной безопасности" ("Вестник Администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы" - приложение к газете "Агинская правда", 12 апреля 2007 года, № 357-359).

2. Настоящий Закон края вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

 

Председатель Законодательного Собрания Забайкальского края А.П. РОМАНОВ

Губернатор Забайкальского края Р.Ф. ГЕНИАТУЛИН

 

Чита

3 июня 2009 года

№ 190-ЗЗК

Комментарии ()

    Введите сумму 8 + 1