О пожарной безопасности в Республике Тыва

РЕСПУБЛИКА ТЫВА

 

Закон

от 29 декабря 2004 года № 1168 ВХ-I

 

О пожарной безопасности в Республике Тыва

 

 

ПРИНЯТ Законодательной палатой 27 декабря 2004 года

 

ОДОБРЕН Палатой представителей 29 декабря 2004 года

 

ВНЕСЕНЫ Изменения по Законам Республики Тыва от 14.11.2005 № 1445 ВХ-I; от 18.06.2007 № 136 BX-II; от 21.04.2008 № 711 ВХ-II; от 20.12.2010 № 190 ВХ-I

 

 

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Республике Тыва, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия

 

В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и Республики Тыва в целом от пожаров;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и республики;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

подтверждение соответствия в области пожарной безопасности - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;

нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности;

профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

гарнизон пожарной охраны - совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;

организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях;

локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

 

(в ред. Законов от 14.11.2005 № 1445 ВХ-I; от 21.04.2008 № 711 ВХ-II; от 20.12.2010 № 190 ВХ-I)

 

Статья 2. Законодательство Республики Тыва о пожарной безопасности

 

Законодательство Республики Тыва о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О пожарной безопасности", принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также Конституции Республики Тыва, законах и иных нормативных правовых актах Республики Тыва, муниципальных правовых актах, регулирующих вопросы пожарной безопасности.

Муниципальные правовые акты не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем в Федеральный Закон и настоящий Закон, требования пожарной безопасности.

 

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

 

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

производство пожарно-технической продукции;

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

установление особого противопожарного режима.

 

(в ред. Закона от 14.11.2005 № 1445 ВХ-I)

 

Глава 2. Пожарная охрана

 

Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны Республики Тыва

 

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: противопожарная служба Республики Тыва; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление тушения пожаров, и проведение аварийно-спасательных работ;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

 

(в ред. Законов от 14.11.2005 № 1445 ВХ-I; от 18.06.2007 № 136 BX-II; от 20.12.2010 № 190 ВХ-I)

 

Статья 5. Противопожарная служба Республики Тыва

 

Противопожарная служба Республики Тыва является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и координирует деятельность других видов пожарной охраны республиканского и муниципального значения на территории Республики Тыва.

Противопожарная служба Республики Тыва включает в себя:

аппарат Управления противопожарной службы Республики Тыва;

подразделения Управления противопожарной службы, созданные в городах и кожуунах для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности Управления противопожарной службы Республики Тыва определяется Положением об Управлении противопожарной службы Республики Тыва, утверждаемым в установленном порядке.

 

(в ред. Закона от 18.06.2007 № 136 BX-II)

 

Статья 6. Личный состав противопожарной службы Республики Тыва

 

Личный состав противопожарной службы Республики Тыва включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

лиц, не имеющих специальных званий (далее - работники).

Личный состав противопожарной службы Республики Тыва, состоящий на оперативных должностях и участвующий в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, одновременно по должности является пожарными-спасателями.

В противопожарную службу Республики Тыва принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав противопожарной службы Республики Тыва.

На работников противопожарной службы Республики Тыва распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Работники противопожарной службы Республики Тыва в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

В своей деятельности личный состав противопожарной службы Республики Тыва не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Личному составу противопожарной службы Республики Тыва в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Сотрудники противопожарной службы Республики Тыва имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.

Работникам противопожарной службы Республики Тыва, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками противопожарной службы Республики Тыва, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе противопожарной службы Республики Тыва Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников противопожарной службы Республики Тыва, работавших на должностях, замещаемых работниками противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Закона.

В противопожарной службе Республики Тыва проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы).

 

(в ред. Законов от 14.11.2005 № 1445 ВХ-I; от 18.06.2007 № 136 BX-II)

 

Статья 7. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы Республики Тыва

 

Сотрудники и работники противопожарной службы Республики Тыва и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников противопожарной службы Республики Тыва распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Личный состав противопожарной службы Республики Тыва, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона.

Сотрудникам противопожарной службы Республики Тыва, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.

Работникам противопожарной службы Республики Тыва, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы Республики Тыва, утверждаемым Правительством Республики Тыва, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в противопожарной службе не менее 25 лет.

В случае гибели сотрудника или работника противопожарной службы Республики Тыва, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

Правительство Республики Тыва, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные не предусмотренные настоящим Законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы Республики Тыва.

На личный состав противопожарной службы Республики Тыва, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой, социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.

 

(в ред. Законов от 14.11.2005 № 1445 ВХ-I; от 18.06.2007 № 136 BX-II)

 

Статья 8. Страховые гарантии сотрудникам и работникам противопожарной службы Республики Тыва

 

Сотрудники и работники противопожарной службы Республики Тыва подлежат обязательному личному страхованию за счет средств бюджета Республики Тыва. Основания, условия, порядок обязательного личного страхования указанных сотрудников и работников устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными актами Республики Тыва.

В случае гибели (смерти) сотрудников или работников противопожарной службы Республики Тыва, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из противопожарной службы Республики Тыва, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) сотрудника или работника, считаются:

супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с сотрудником, работником противопожарной службы Республики Тыва;

родители сотрудника или работника;

дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

При досрочном увольнении сотрудников и работников противопожарной службы Республики Тыва со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Убытки, причиненные сотрудникам и работникам противопожарной службы Республики Тыва, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются за счет средств бюджета Республики Тыва в установленном порядке.

 

(в ред. Закона от 18.06.2007 № 136 BX-II)

 

Статья 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение противопожарной службы Республики Тыва и других видов пожарной охраны

 

Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы Республики Тыва, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством Республики Тыва.

Материально-техническое обеспечение пожарной службы Республики Тыва осуществляется в порядке и по нормам, установленным Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий и Правительством Республики Тыва.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляется их учредителями за счет собственных средств в соответствии с федеральным законодательством.

 

(в ред. Закона от 18.06.2007 № 136 BX-II)

 

Статья 10. Имущество противопожарной службы Республики Тыва и муниципальной пожарной охраны

 

Имущество противопожарной службы Республики Тыва и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит.

 

(в ред. Закона от 18.06.2007 № 136 BX-II)

 

Статья 11. Муниципальная пожарная охрана

 

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, социальные гарантии работникам, а также порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.

 

Статья 12. Ведомственная пожарная охрана

 

Организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с противопожарной службой Республики Тыва.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

 

(в ред. Закона от 18.06.2007 № 136 BX-II)

 

Статья 13. Частная пожарная охрана

 

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

 

Статья 14. Добровольная пожарная охрана

 

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления.

 

Глава 3. Полномочия органов государственной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

 

Статья 15. Полномочия органов государственной власти Республики Тыва в области пожарной безопасности

 

К полномочиям органов государственной власти Республики Тыва в области пожарной безопасности относятся:

нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

разработка, организация выполнения и финансирование республиканских целевых программ;

создание, реорганизация и ликвидация органов управления противопожарной службы Республики Тыва, подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджета Республики Тыва, по согласованию с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва;

подготовка перечня организаций, в которых создаются объектовые и специальные подразделения противопожарной службы Республики Тыва, утверждаемого в установленном порядке;

разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;

осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти Республики Тыва, и членов их семей;

организация тушения пожаров (за исключением пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами Республики Тыва.

 

(в ред. Законов от 18.06.2007 № 136 BX-II; от 21.04.2008 № 711 ВХ-II)

 

Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

 

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений противопожарной службы Республики Тыва о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений противопожарной службы Республики Тыва;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти Республики Тыва в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти Республики Тыва в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

 

(в ред. Закона от 21.04.2008 № 711 ВХ-II)

 

Глава 4. Обеспечение пожарной безопасности

 

Статья 17. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

 

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Республика Тыва вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

 

(в ред. Законов от 14.11.2005 № 1445 ВХ-I; от 20.12.2010 № 190 ВХ-I)

 

Статья 18. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

 

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований Республики Тыва разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

 

(в ред. Законов от 14.11.2005 № 1445 ВХ-I; от 20.12.2010 № 190 ВХ-I)

 

Статья 19. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

 

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводится необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

 

(в ред. Законов от 18.06.2007 № 136 BX-II; от 20.12.2010 № 190 ВХ-I)

 

Статья 20. Исключена (в ред. Закона от 18.06.2007 № 136 BX-II)

 

Статья 21. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности

 

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:

охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе;

производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;

выполнение проектных, изыскательских работ;

проведение научно-технического консультирования и экспертизы;

испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;

обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;

огнезащитные и трубо-печные работы;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;

строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;

другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

 

(в ред. Закона от 20.12.2010 № 190 ВХ-I)

 

Статья 22. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

 

Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности Республики Тыва, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной Республики Тыва могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются Главным управлением министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва.

 

(в ред. Законов от 14.11.2005 № 1445 ВХ-I; от 20.12.2010 № 190 ВХ-I)

 

Статья 23. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

 

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее - информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.

Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности.

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы Республики Тыва обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать противопожарную службу Республики Тыва о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию противопожарной службы Республики Тыва экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения республики, по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

 

(в ред. Законов от 14.11.2005 № 1445 ВХ-I; от 18.06.2007 № 136 BX-II; от 20.12.2010 № 190 ВХ-I)

 

Статья 24. Учет пожаров и их последствий

 

В Республике Тыва действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

 

Статья 25. Особый противопожарный режим

 

В случае повышения пожарной опасности решением органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Тыва и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.

 

(в ред. Закона от 20.12.2010 № 190 ВХ-I)

 

Статья 26. Подтверждение соответствия в области пожарной безопасности

 

Подтверждение соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

 

Статья 27. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

 

Граждане имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

 

Статья 28. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

 

Организации имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

вносить в органы государственной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделения пожарной охраны.

Руководители организаций обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности, производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

 

Статья 29. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

 

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 30. Административная ответственность организаций

 

Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц государственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

 

Глава 6. Заключительные положения

 

Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

 

Статья 32. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

 

Нормативные правовые акты Председателя Правительства Республики Тыва, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

Правительство Республики Тыва в трехмесячный срок вносит в установленном порядке в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва предложения о приведении законодательства Республики Тыва в соответствие с настоящим Законом.

 

Председатель Правительства

Республики Тыва

Ш. Ооржак

Комментарии ()

    Введите сумму 1 + 9