Закон о пожарной безопасности в Санкт-Петербурге
Закон Санкт-Петербурга
от 18 июля 2005 г. № 368-52
"О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге"
(Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 июня 2005 года)
ВНЕСЕНЫ Изменения по Законам Санкт-Петербурга от 16.01.2006 № 767-1; от 19.01.2011 № 771-10
Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" определяет организационные и правовые основы в области обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге.
Действие настоящего Закона Санкт-Петербурга распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, должностных лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Санкт-Петербурга (далее - население Санкт-Петербурга), а также организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации), находящихся в Санкт-Петербурге, в области обеспечения пожарной безопасности.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:
уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга на решение задач в области пожарной безопасности;
объект - территория, предприятие, здание, сооружение, помещение, наружная установка, склад, транспортное средство, открытая площадка, оборудование, изделие, другое движимое и недвижимое имущество, а также технологический процесс, в отношении которых устанавливаются требования пожарной безопасности;
под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых:
используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом;
ведутся подземные и открытые горные работы, не связанные с добычей полезных ископаемых, технология которых предусматривает ведение пожароопасных работ;
особый противопожарный режим - режим, устанавливающий комплекс мер, направленных на устранение повышенной пожарной опасности и (или) приведение объекта (территории) в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
Статья 2. Участники обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге
Участниками обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге являются органы государственной власти Санкт-Петербурга, организации, должностные лица и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.
Статья 3. Пожарная охрана в Санкт-Петербурге
Пожарная охрана в Санкт-Петербурге включает в себя:
1) федеральную противопожарную службу на территории Санкт-Петербурга;
2) Противопожарную службу Санкт-Петербурга;
3) ведомственную пожарную охрану;
4) добровольную пожарную охрану Санкт-Петербурга;
5) частную пожарную охрану.
Статья 4. Противопожарная служба Санкт-Петербурга
1. Противопожарная служба Санкт-Петербурга создается с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности, организации тушения пожаров на территории Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции.
2. Противопожарная служба Санкт-Петербурга включает в себя:
1) уполномоченный орган;
2) подразделения Противопожарной службы Санкт-Петербурга, создаваемые в форме государственных учреждений, в том числе учебные и производственно-технические подразделения Противопожарной службы Санкт-Петербурга;
3) подразделения Противопожарной службы Санкт-Петербурга, создаваемые в организациях (объектовые подразделения) в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения, содержащиеся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
3. Положение о Противопожарной службе Санкт-Петербурга утверждается Правительством Санкт-Петербурга.
4. В организациях, в которых в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Санкт-Петербурга, в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, создаются объектовые подразделения Противопожарной службы Санкт-Петербурга.
Статья 5. Полномочия Противопожарной службы Санкт-Петербурга
1. Противопожарная служба Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия в области пожарной безопасности:
1) разрабатывает и вносит в Правительство Санкт-Петербурга для утверждения нормативные правовые акты по пожарной безопасности в Санкт-Петербурге;
2) вносит в Правительство Санкт-Петербурга предложения по обеспечению мер пожарной безопасности в Санкт-Петербурге;
3) запрашивает от должностных лиц, граждан и организаций необходимые объяснения, справки и иные документы по вопросам обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.
2. Контроль над деятельностью Противопожарной службы Санкт-Петербурга осуществляет уполномоченный орган.
Статья 6. Добровольная пожарная охрана Санкт-Петербурга
1. Органы государственной власти Санкт-Петербурга способствуют становлению и развитию в Санкт-Петербурге добровольной пожарной охраны Санкт-Петербурга.
2. Порядок участия граждан в добровольной пожарной охране Санкт-Петербурга определяется Правительством Санкт-Петербурга.
Глава 2. Обеспечение пожарной безопасности в Санкт-Петербурге
Статья 7. Обеспечение пожарной безопасности в Санкт-Петербурге
1. В целях обеспечения пожарной безопасности исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга обязаны:
1) обеспечить выполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности в Санкт-Петербурге;
2) организовать в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, страхование имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга;
3) осуществлять контроль за выполнением работ и оказанием услуг в области пожарной безопасности на объектах, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга;
4) не допускать использования нежилых помещений, расположенных в жилых зданиях, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, под магазины по торговле боеприпасами и пиротехническими изделиями, а также под хранение и торговлю легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, взрывчатыми веществами, баллонами с горючими газами.
2. Объекты недвижимости, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, должны быть обеспечены, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил в области пожарной безопасности, средствами предупреждения возникновения пожара, в том числе автоматизированными средствами противопожарной защиты, противопожарным водоснабжением, средствами пожаротушения, средствами связи, круглосуточным свободным подъездом ко всем указанным объектам.
3. В целях обеспечения пожарной безопасности Правительство Санкт-Петербурга:
1) организует разработку и исполнение бюджета Санкт-Петербурга в части расходов на обеспечение пожарной безопасности в Санкт-Петербурге, в том числе на содержание Противопожарной службы Санкт-Петербурга, и контролирует его исполнение;
2) организует разработку и осуществление целевой программы Санкт-Петербурга в области обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге;
3) создает, реорганизует и ликвидирует уполномоченный орган и подразделения Противопожарной службы Санкт-Петербурга;
4) вводит и отменяет особый противопожарный режим на территории Санкт-Петербурга (далее - особый противопожарный режим);
5) осуществляет социальное и экономическое стимулирование обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения Санкт-Петербурга в борьбе с пожарами;
6) организует обучение населения Санкт-Петербурга мерам пожарной безопасности, привлекает его в установленном порядке к предупреждению и тушению пожаров;
7) осуществляет меры по правовой и социальной защите работников Противопожарной службы Санкт-Петербурга, а также членов их семей;
8) организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности;
9) устанавливает форму одежды работников Противопожарной службы Санкт-Петербурга для несения службы и порядок ее предоставления;
10) организует тушение пожаров (за исключением пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
11) утверждает перечень организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
12) утверждает порядок привлечения сил и средств подразделений Противопожарной службы Санкт-Петербурга для тушения пожаров;
13) содействует деятельности добровольной пожарной охраны Санкт-Петербурга;
14) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Тушение пожаров
1. Порядок выезда подразделений Противопожарной службы Санкт-Петербурга для тушения пожаров в Санкт-Петербурге разрабатывает и утверждает руководитель Противопожарной службы Санкт-Петербурга.
2. Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны в Санкт-Петербурге, аварийно-спасательных служб для тушения пожаров в Санкт-Петербурге утверждается Правительством Санкт-Петербурга по представлению Противопожарной службы Санкт-Петербурга.
3. Организация тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ Противопожарной службой Санкт-Петербурга осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Особый противопожарный режим
1. В случае повышения пожарной опасности в Санкт-Петербурге Правительством Санкт-Петербурга может устанавливаться особый противопожарный режим. В правовом акте Правительства Санкт-Петербурга о введении особого противопожарного режима указываются:
1) обстоятельства, послужившие основанием для введения особого противопожарного режима;
2) границы территории Санкт-Петербурга, на которой вводится особый противопожарный режим;
3) перечень и пределы применения дополнительных требований пожарной безопасности, вводимых в целях обеспечения особого противопожарного режима;
4) исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, ответственные за осуществление мер особого противопожарного режима;
5) время начала введения особого противопожарного режима;
6) срок, на который вводится особый противопожарный режим.
2. Разработку комплекса мер, направленных на устранение повышенной пожарной опасности, и контроль за их выполнением осуществляет Правительство Санкт-Петербурга.
3. На период действия особого противопожарного режима Правительством Санкт-Петербурга устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности в том числе:
1) запрет посещения гражданами лесопарковых зон;
2) усиление охраны объектов, непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность населения Санкт-Петербурга;
3) эвакуация населения Санкт-Петербурга за пределы территории Санкт-Петербурга, на которой введен особый противопожарный режим;
4) иные дополнительные требования пожарной безопасности.
4. Информация о введении особого противопожарного режима незамедлительно доводится до сведения населения Санкт-Петербурга через средства массовой информации.
5. На период действия особого противопожарного режима Противопожарной службе Санкт-Петербурга в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, выделяются дополнительные материальные и финансовые средства:
1) для обеспечения подразделений Противопожарной службы Санкт-Петербурга пожарной и специальной техникой, горюче-смазочными материалами, спецодеждой и питанием;
2) финансовые средства для оплаты труда лиц, дополнительно привлекаемых для тушения пожаров.
Статья 10. Противопожарная пропаганда в Санкт-Петербурге и обучение мерам пожарной безопасности в Санкт-Петербурге
1. Противопожарная пропаганда в Санкт-Петербурге проводится в следующих формах:
1) информирования населения Санкт-Петербурга через средства массовой информации;
2) ведения разъяснительной работы;
3) распространения специальной литературы;
4) обучения населения Санкт-Петербурга мерам пожарной безопасности;
5) обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях;
6) проведения тематических выставок, конференций, конкурсов;
7) иных формах.
2. Задачей противопожарной пропаганды в Санкт-Петербурге является информирование населения Санкт-Петербурга:
1) о причинах возникновения пожаров;
2) о необходимых действиях по предупреждению пожаров;
3) о действиях при обнаружении пожара;
4) о порядке сообщения о пожаре;
5) о тушении пожаров имеющимися подручными и специальными средствами пожаротушения, спасении людей и имущества;
6) о действии после прибытия подразделений Противопожарной службы Санкт-Петербурга;
7) о порядке использования пожарного оборудования и инвентаря;
8) об иных вопросах пожарной безопасности.
3. Порядок обучения населения Санкт-Петербурга мерам пожарной безопасности в Санкт-Петербурге утверждается Правительством Санкт-Петербурга по представлению Противопожарной службы Санкт-Петербурга.
Обучение населения Санкт-Петербурга мерам пожарной безопасности может проводиться специалистами Противопожарной службы Санкт-Петербурга на учебной материально-технической базе Противопожарной службы Санкт-Петербурга.
Глава 3. Гарантии правовой и социальной защиты работников Противопожарной службы Санкт-Петербурга
Статья 11. Страхование работников Противопожарной службы Санкт-Петербурга
Работники Противопожарной службы Санкт-Петербурга подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования работников Противопожарной службы Санкт-Петербурга устанавливаются законом Санкт-Петербурга.
Статья 12. Дополнительные гарантии правовой и социальной защиты работников Противопожарной службы Санкт-Петербурга
1. Работники Противопожарной службы Санкт-Петербурга, по представлению руководителя Противопожарной службы Санкт-Петербурга, пользуются правом предоставления служебного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
2. Работники Противопожарной службы Санкт-Петербурга, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и работающие в органах Государственной противопожарной службы и (или) в Противопожарной службе Санкт-Петербурга более пяти лет, имеют право на получение субсидии на жилищное строительство либо на покупку жилья (далее - субсидия). Основания, условия и порядок предоставления субсидий устанавливаются законом Санкт-Петербурга.
Субсидия не предоставляется работникам Противопожарной службы Санкт-Петербурга, которые ухудшили свои жилищные условия в результате обмена, продажи, дарения, мены, слома пригодного для проживания жилого дома (или его части), квартиры, принадлежащих им (либо проживающим совместно с ними членам их семьи) на праве собственности или по договору социального найма, а также лицам, которым ранее выделялись жилье или субсидия.
Если нуждающиеся в улучшении жилищных условий работники Противопожарной службы Санкт-Петербурга либо совместно проживающие с ними члены семьи имеют в собственности квартиры или индивидуальные жилые дома, а также занимают жилые помещения по договору социального найма, субсидия предоставляется в объеме, необходимом для приобретения жилья с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, но не более 50 процентов средней рыночной стоимости строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома.
Статья 13. Медицинское обслуживание работников Противопожарной службы Санкт-Петербурга
Работникам Противопожарной службы Санкт-Петербурга медицинское обслуживание оказывается в учреждениях здравоохранения в соответствии с действующим законодательством.
(в ред. Закона от 19.01.2011 № 771-10)
Глава 4. Финансирование и материально-техническое обеспечение Противопожарной службы Санкт-Петербурга
Статья 14. Источники финансирования Противопожарной службы Санкт-Петербурга
1. Противопожарная служба Санкт-Петербурга финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Оплата услуг телефона "01" - Единой службы спасения, телефонной связи, коммунальных услуг, а также капитальный ремонт переданных Противопожарной службе Санкт-Петербурга зданий, сооружений, служебных помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, осуществляются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
2. Расходы на содержание Противопожарной службы Санкт-Петербурга и развитие ее материально-технической базы являются расходным обязательством Санкт-Петербурга.
3. В бюджете Санкт-Петербурга ежегодно предусматриваются отдельной статьей средства, необходимые для обеспечения деятельности Противопожарной службы Санкт-Петербурга. Размер средств, выделяемых на содержание Противопожарной службы Санкт-Петербурга, не может быть уменьшен по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Статья 15. Целевая программа Санкт-Петербурга о пожарной безопасности в Санкт-Петербурге
1. В целях реализации мер пожарной безопасности в Санкт-Петербурге Правительством Санкт-Петербурга разрабатывается целевая программа Санкт-Петербурга о пожарной безопасности в Санкт-Петербурге, которая утверждается законом Санкт-Петербурга.
2. Задачами целевой программы Санкт-Петербурга о пожарной безопасности в Санкт-Петербурге являются:
1) снижение количества пожаров в Санкт-Петербурге;
2) обеспечение защиты жизни и здоровья людей от пожаров, снижение числа гибели людей на пожарах;
3) снижение материального ущерба от пожаров;
4) стимулирование участия граждан в деятельности по обеспечению пожарной безопасности в Санкт-Петербурге;
5) повышение эффективности мероприятий, по обеспечению пожарной безопасности в Санкт-Петербурге.
3. Целевая программа Санкт-Петербурга о пожарной безопасности в Санкт-Петербурге включается отдельной строкой в ведомственную классификацию расходов бюджета Санкт-Петербурга в объеме финансирования, предусмотренном на очередной финансовый год законом Санкт-Петербурга о целевой программе Санкт-Петербурга о пожарной безопасности в Санкт-Петербурге.
Статья 16. Имущество Противопожарной службы Санкт-Петербурга
Порядок передачи Противопожарной службе Санкт-Петербурга в оперативное управление зданий, сооружений, средств связи и другого необходимого для обеспечения деятельности имущества определяется в соответствии с действующим законодательством.
Глава 5. (Исключена, в ред. Закона от 16.01.2006 № 767-1)
Глава 6. Заключительные положения
Статья 22. Порядок вступлении в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга
Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Статья 23. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Санкт-Петербурга
Со дня вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга нормативные правовые акты органов государственной власти Санкт-Петербурга действуют в части, не противоречащей настоящему Закону Санкт-Петербурга.
Статья 24. Заключительные положения
Признать утратившими силу:
Закон Санкт-Петербурга от 10 января 2001 года № 17-1 "О пожарной безопасности Санкт-Петербурга";
Закон Санкт-Петербурга от 31 октября 2001 года № 756-94 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О пожарной безопасности Санкт-Петербурга";
статью 4 Закона Санкт-Петербурга от 26 марта 2003 года № 129-15 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Санкт-Петербурга в связи с изменением федерального законодательства".
Губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко
Комментарии ()