О пожарной безопасности Ленинградской области
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Закон
от 25 декабря 2006 года № 169-оз
О пожарной безопасности Ленинградской области
ПРИНЯТ Законодательным собранием Ленинградской области 6 декабря 2006 года
ВНЕСЕНЫ Изменения по Закону Ленинградской области от 27.11.2008 № 130-оз
Статья 1
В целях настоящего областного закона применяются следующие основные понятия:
обеспечение пожарной безопасности- комплекс мер организационно-правового, социального, экономического и научно-технического характера, направленных на предотвращение и тушение пожаров;
объект защиты- жизнь и здоровье людей, животных, имущественный комплекс (или его часть), включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество граждан, организаций и государства, для защиты которых используются способы и средства обеспечения пожарной безопасности;
пожарная охрана Ленинградской области- совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ;
муниципальная пожарная охрана- создаваемая органами местного самоуправления на территории муниципальных образований пожарная охрана;
добровольная пожарная команда- подразделение добровольной пожарной охраны, осуществляющее деятельность с использованием пожарных машин;
добровольная пожарная дружина- подразделение добровольной пожарной охраны, осуществляющее деятельность без использования пожарных машин;
пожарные машины- транспортные или транспортируемые средства, предназначенные для тушения пожаров, выполнения аварийно-спасательных работ и обеспечения деятельности пожарной охраны;
добровольный пожарный- гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров;
территориальный гарнизон пожарной охраны - совокупность расположенных на территории Ленинградской области органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;
местный гарнизон пожарной охраны - совокупность расположенных на территории муниципального образования Ленинградской области органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ. Местный гарнизон пожарной охраны входит в состав территориального гарнизона пожарной охраны.
(В ред. Закона от 27.11.2008 № 130-оз)
Статья 2
Целью обеспечения пожарной безопасности на территории Ленинградской области является защита жизни и здоровья людей, животных, имущества граждан, организаций и государства от пожаров.
Статья 3
Правовой основой обеспечения пожарной безопасности на территории Ленинградской области являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий областной закон, областные законы и иные нормативные правовые акты Ленинградской области, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статья 4
Обеспечение пожарной безопасности на территории Ленинградской области осуществляется в соответствии с принципами:
законности;
открытости и гласности;
применения единых требований пожарной безопасности к объектам защиты.
Статья 5
В гарнизон пожарной охраны Ленинградской области входят:
подразделения федеральной противопожарной службы;
противопожарная служба Ленинградской области;
муниципальная пожарная охрана;
частная пожарная охрана;
подразделения (дружины, команды) добровольной пожарной охраны.
Лицензирование деятельности подразделений, входящих в гарнизон пожарной охраны Ленинградской области, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности противопожарной службы Ленинградской области определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ленинградской области.
(В ред. Закона от 27.11.2008 № 130-оз)
Статья 6
Подразделения противопожарной службы Ленинградской области в установленном порядке создаются Правительством Ленинградской области в форме государственных учреждений и финансируются за счет средств областного бюджета.
Оперативный транспорт противопожарной службы Ленинградской области должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.2.144-2005 "Система стандартов безопасности труда. Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регламенту и метрологии от 11 марта 2005 года № 47-ст.
Противопожарная служба Ленинградской области в вопросах организации службы, боевой и служебной подготовки личного состава, пожаротушения, эксплуатации автотехники и пожарно-технического оборудования руководствуется нормативными документами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Статья 7
Основными задачами противопожарной службы Ленинградской области являются:
профилактика возникновения пожаров в муниципальных образованиях Ленинградской области, а также на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от организационно-правовой формы, находящихся на территории Ленинградской области (за исключением особо важных и режимных организаций, обслуживаемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
спасение людей и имущества при пожарах;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципальных образований Ленинградской области, в том числе на договорной основе.
Статья 8
Противопожарная служба Ленинградской области включает в себя личный состав (на соответствующих штатных должностях), в том числе содержащийся за счет средств, поступающих от юридических лиц на договорной основе.
Численность личного состава подразделений противопожарной службы Ленинградской области определяется в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности в Российской Федерации.
Статья 8-1
Финансовое обеспечение муниципальной пожарной охраны является расходным обязательством как одного муниципального образования, так и нескольких муниципальных образований посредством консолидации их финансовых средств на основании заключенных соглашений.
Статья 8-1 (Введена дополнительно, в ред. Закона от 27.11.2008 № 130-оз)
Статья 9
Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления.
На территории Ленинградской области граждане вправе создавать общественные объединения, задачей которых является оказание содействия подразделениям пожарной охраны по предупреждению и(или) тушению пожаров.
Деятельность общественных объединений, созданных в целях содействия подразделениям пожарной охраны по предупреждению и(или) тушению пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с последующими изменениями).
(В ред. Закона от 27.11.2008 № 130-оз)
Статья 10
Создание, реорганизация и ликвидация частной пожарной охраны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частная пожарная охрана оказывает услуги в области пожарной безопасности на основании заключенных договоров.
Выезд частной пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в организациях, с которыми отсутствуют договорные отношения, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и порядком привлечения сил и средств на тушение пожаров.
Подготовка кадров для подразделений частной пожарной охраны осуществляется в соответствии с нормативными документами противопожарной службы.
Работники подразделений частной пожарной охраны при исполнении ими своих служебных обязанностей должны иметь униформу, вид которой устанавливается собственником самостоятельно.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности частной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций работников осуществляется их учредителями за счет собственных средств.
Статья 10-1
Координацию деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, расположенных в границах территориального и местных гарнизонов, осуществляют начальники территориального и местных гарнизонов пожарной охраны соответственно.
Начальником территориального гарнизона пожарной охраны назначается старшее должностное лицо из числа начальствующего состава, органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Ленинградской области.
Начальником местного гарнизона пожарной охраны назначается старшее должностное лицо подразделения федеральной противопожарной службы, допущенное в установленном порядке к руководству тушением пожара. Назначение осуществляет орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Ленинградской области.
В случае отсутствия на территории муниципального образования подразделений федеральной противопожарной службы начальником местного гарнизона пожарной охраны назначается старшее должностное лицо противопожарной службы Ленинградской области, допущенное в установленном порядке осуществлять организацию тушения пожара руководителем органа исполнительной власти Ленинградской области, к полномочиям которого относится разработка и реализация организационных и правовых мер по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, по представлению начальника органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Ленинградской области.
Статья 10-1 (Введена дополнительно, в ред. Закона от 27.11.2008 № 130-оз)
Статья 11
Органы государственной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своей компетенции гарантии правовой и социальной защиты лиц, осуществляющих свою деятельность в гарнизоне пожарной охраны Ленинградской области.
(В ред. Закона от 27.11.2008 № 130-оз)
Статья 12
Профилактика пожаров на территории Ленинградской области осуществляется:
противопожарной службой Ленинградской области;
муниципальной пожарной охраной;
добровольной пожарной охраной;
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
собственниками имущества или лицами, назначенными ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Статья 13
Взаимодействие различных видов пожарной охраны на территории Ленинградской области при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ определяется порядком привлечения сил и средств на тушение пожаров и (или) расписанием выездов на пожары. В расписание выездов включаются все виды пожарной охраны, дислоцирующиеся на территории соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.
План привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в Ленинградской области, согласованный с начальником органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Ленинградской области, и начальником органа управления специальных подразделений ФПС, представляется начальником территориального гарнизона пожарной охраны на утверждение Губернатору Ленинградской области.
Подразделения пожарной охраны на территории Ленинградской области осуществляют выезд на тушение пожаров в безусловном порядке независимо от форм собственности объектов защиты.
Для вызова подразделений противопожарной службы Ленинградской области в телефонных сетях устанавливается единый номер "01".
Тушение пожаров на территории посольств, консульств, торговых представительств и других объектов, обладающих экстерриториальностью, осуществляется с согласия их уполномоченного представителя либо в ином порядке, установленном международными договорами Российской Федерации.
(В ред. Закона от 27.11.2008 № 130-оз)
Статья 14
Обеспечение пожарной безопасности территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и отдельных участков осуществляют правления этих объединений и собственники участков.
Члены садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений обязаны соблюдать градостроительные, строительные и иные требования норм, правил в части обеспечения пожарной безопасности.
Застройка территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должна осуществляться в соответствии с проектами, разработанными и согласованными в установленном порядке.
В целях обеспечения контроля за выполнением требований пожарной безопасности в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях создаются комиссии в соответствии с действующим законодательством.
Правление указанных объединений перед началом дачного сезона должно осуществлять проверки противопожарного состояния территорий садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан совместно с органами государственного пожарного надзора и подразделениями противопожарной службы Ленинградской области, проводить противопожарные инструктажи и принимать меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан вправе самостоятельно организовывать виды пожарной охраны или осуществлять охрану от пожаров подведомственных территорий на договорной основе.
Статья 15
В случае необходимости Правительство Ленинградской области и органы местного самоуправления вправе устанавливать особый противопожарный режим на всей соответствующей территории или ее части, определять порядок его введения и контроль за его исполнением.
На период действия особого противопожарного режима органы государственной власти и органы местного самоуправления Ленинградской области устанавливают дополнительные требования пожарной безопасности в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области.
Для обеспечения особого противопожарного режима привлекаются средства из резервного фонда соответствующего бюджета.
Информация о введении особого противопожарного режима должна доводиться средствами массовой информации до населения незамедлительно и на безвозмездной основе.
Статья 16
К полномочиям органов государственной власти Ленинградской области в области пожарной безопасности относятся:
нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;
разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ по пожарной безопасности;
осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
осуществление мер по правовой и социальной защите работников (личного состава) пожарной охраны Ленинградской области и членов их семей;
создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений противопожарной службы Ленинградской области;
создание единой дежурно-диспетчерской службы Ленинградской области для приема и обработки сообщений о пожарах по телефону "01";
утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создаются противопожарные формирования;
установление особого противопожарного режима на территории Ленинградской области или на территории нескольких муниципальных образований Ленинградской области, установление на период его действия дополнительных требований в области пожарной безопасности;
организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).
(В ред. Закона от 27.11.2008 № 130-оз)
Статья 16-1
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти Ленинградской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления.
Во исполнение полномочий по реализации первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов органы местного самоуправления вправе принимать и финансировать целевые программы, направленные на обеспечение пожарной безопасности в бюджетных учреждениях.
Статья 16-1 (Введена дополнительно, в ред. Закона от 27.11.2008 № 130-оз)
Статья 17
Настоящий областной закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Статья 18
Со дня вступления в силу настоящего областного закона признать утратившими силу:
областной закон от 30 октября 2000 года № 33-оз "О пожарной безопасности Ленинградской области";
областной закон от 14 октября 2003 года № 69-оз "О внесении изменений в областной закон "О пожарной безопасности Ленинградской области".
Губернатор Ленинградской области
В. Сердюков
Санкт-Петербург
25 декабря 2006 года
№ 169-оз
Комментарии ()