Приказ МЧС РФ от 29 июня 2006 г. N 386
"Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государ
Приказ МЧС РФ от 29 июня 2006 г. N 386 |
Министр | С.К. Шойгу |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 июля 2006 г.
Регистрационный N 8074
к приказу МЧС РФ
от 29 июня 2006 г. N 386
Административный регламент
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
I. Общие положения (п.п. 1 - 3)
II. Административные процедуры (п.п. 4 - 6)
Приложение. Блок-схема организации информирования населения о
I. Общие положения
1. Настоящий Административный регламент определяет последовательность (административные процедуры) и сроки действий по осуществлению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам* о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - государственная функция по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах).
от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2004, N 35, ст. 3607);
от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839; N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607);
от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482; 2004, N 35, ст. 3607);
от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060);
в) постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269);
от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545);
от 14 февраля 2000 г. N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 8, ст. 964);
от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563);
от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490);
от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3585).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации участвуют в исполнении указанной государственной функции в соответствии с полномочиями, возложенными на них федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "О гражданской обороне" и в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
II. Административные процедуры
Юридическим фактом для информирования через средства массовой информации населения, проживающего (находящегося) в опасной зоне потенциально опасного объекта, опасного природного явления может также являться сообщение об указанных происшествиях непосредственно в орган повседневного управления (дежурную службу) соответствующего уровня РСЧС (Центр управления в кризисных ситуациях, Центр управления силами федеральной противопожарной службы, Единую диспетчерскую службу муниципального образования, пункт приема сообщений по единому телефонному номеру "01").
Критериями, по которым принимается решение об информировании населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах являются:
при локальной чрезвычайной ситуации - пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения;
при местной чрезвычайной ситуации - пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района;
при территориальной чрезвычайной ситуации - пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации;
при региональной чрезвычайной ситуации - пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации;
при федеральной чрезвычайной ситуации - пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации;
при крупных пожарах - погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более, либо материальный ущерб составляет 3420 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара.
В соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О государственной тайне" информация о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, является гласной и открытой. При организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, должностным лицам ответственным за решение этой задачи запрещается давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения, массовые нарушения общественного порядка, а также информацию, содержащую сведения ограниченного доступа.
Блок-схема организации информирования населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах (алгоритма прохождения административной процедуры) прилагается.
руководители Управления информации и связи с общественностью МЧС России, информационных подразделений региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;
руководители постоянно действующих органов управления РСЧС;
оперативные дежурные органов повседневного управления РСЧС.
до 30 минут после введения для соответствующих подсистем и звеньев РСЧС режима повышенной готовности;
до 20 минут после введения режима чрезвычайной ситуации.
регулярно осуществлять подготовку материалов о деятельности МЧС России (территориальных органов МЧС России) для центральных, региональных и местных средств массовой информации;
доводить до населения через средства массовой информации в период не позднее 1,5-2 часов после возникновения чрезвычайной ситуации и до отмены режима чрезвычайной ситуации сведения об обстановке в районе чрезвычайной ситуации и деятельности МЧС России (территориальных органов МЧС России) по ликвидации чрезвычайной ситуации;
устанавливать, поддерживать и развивать в установленном порядке связи с редакциями и корреспондентами центральных, региональных и местных средств массовой информации, в том числе радио и телевидения;
распространять официальные заявления и сообщения, готовить пресс-релизы и иные информационные материалы для средств массовой информации;
обеспечивать средства массовой информации с периодичностью не реже 4 раз в сутки оперативными сведениями из районов чрезвычайных ситуаций о ходе работ по их ликвидации;
осуществлять сбор, обработку информации о работе МЧС России (территориальных органов МЧС России) и ее регулярное размещение на официальном сайте МЧС России;
организовывать работу журналистов в районе чрезвычайной ситуации, а также выездного пресс-центра МЧС России;
организовывать брифинги, пресс-конференции, радио- и телеинтервью руководства и сотрудников МЧС России в средствах массовой информации;
участвовать в подготовке телевизионных и радиопрограмм, публикаций для печатных средств массовой информации по вопросам безопасности населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и профилактики пожаров;
осуществлять рекламно-пропагандистскую деятельность в целях популяризации сил и средств МЧС России, а также РСЧС;
оперативно получать информацию о прогнозируемых и возникших на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуациях и пожарах и ходе работ по их ликвидации, сведения о планируемых и проводимых подразделениями системы МЧС России мероприятиях по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
осуществлять контроль и координацию деятельности подразделений и работников, ответственных за связь со средствами массовой информации и общественностью;
готовить газетные и журнальные публикации для российских и зарубежных средств массовой информации, а также теле- и радиопередачи по наиболее важным проблемам деятельности МЧС России;
проводить фото- и видеодокументирование спасательных работ и мероприятий, проводимых МЧС России;
привлекать в установленном порядке профессиональных журналистов и специалистов для создания теле- и радиопередач по тематике МЧС России, а также рекламно-пропагандистской продукции;
вести в установленном порядке переписку в пределах своей компетенции с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с организациями, редакциями центральных, региональных и местных средств массовой информации, радио и телевидения.
Постоянно действующие органы управления РСЧС:
согласовывать информацию, направляемую в средства массовой информации, о чрезвычайных ситуациях и пожарах не своего уровня с Управлением информации и связи с общественностью МЧС России;
перепроверять в установленном порядке полученную информацию, достоверность которой вызывает сомнения, в территориальных центрах мониторинга. Время перепроверки не должно превышать 2 часов;
осуществлять контроль за прохождением информации, направленной в средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты;
перепроверять полученную информацию, достоверность которой вызывает сомнения;
запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию о чрезвычайных ситуациях и пожарах от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного управления и организаций.
Органы повседневного управления РСЧС
уточнять и проверять в соответствии с утвержденным алгоритмом действий степень достоверности информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах;
подготовить в срок не более 40 мин. после получения информации о чрезвычайной ситуации справочные данные по району чрезвычайной ситуации и масштабе чрезвычайной ситуации;
поддерживать взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного управления и организациями;
поставить задачу соответствующим научно-исследовательским учреждениям и центрам мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на отработку и представление в дежурную смену прогноза развития чрезвычайных ситуаций;
вести хронологию развития чрезвычайной ситуации и действий сил по ее ликвидации;
выдавать необходимую информацию по запросам Управления информации и связи с общественностью МЧС России, информационных подразделений региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;
ставить задачи соответствующим научно-исследовательским учреждениям и центрам мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на отработку и представление в дежурную смену прогноза развития чрезвычайных ситуаций и на перепроверку достоверности данных;
осуществлять взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного управления и организациями;
ставить задачи подчиненным органам повседневного управления РСЧС на подготовку и представление необходимых информационных сведений в том числе и фотоматериалов.
При поступлении противоречивых сведений о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах старшее должностное лицо оперативной смены (оперативный дежурный) обязано перепроверить через Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр "Антистихия") в течение не более 2 часов поступившие сведения и только после этого довести информацию до соответствующих руководителей (сотрудников) информационных подразделений МЧС России, осуществляющих взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью.
В ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и крупных пожаров, представляющих опасность для населения, проживающего или работающего на предприятиях в опасной зоне, информация об установленных границах зоны возникшей чрезвычайной ситуации и решениях по защите (поведении) указанного выше населения, принятых в установленном порядке руководителем работ по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации (крупного пожара), доводится до указанных групп населения незамедлительно с помощью имеющихся передвижных средств информации.
Дополнительной формой контроля за совершением действий по информированию населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах и результатами действий является представление ежедневной сводки-доклада дежурной смены (рапорта дежурного) органа повседневного управления соответствующего уровня РСЧС вышестоящему органу повседневного управления РСЧС о происшествиях за истекшие сутки, принятых по ним решениях и результатах их реализации.
начальник Управления информации и связи с общественностью МЧС России;
руководители информационных подразделений территориальных органов МЧС России;
руководители органов (структурных подразделений), специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления и организаций.
5.4. Должностные лица, указанные в пункте 5.2, имеют право и обязаны организовывать и контролировать регулярную публикацию на официальных сайтах МЧС России, региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в центральных и региональных печатных средствах массовой информации, а также в ведомственных изданиях: журналах "Гражданская защита" и "Пожарное дело", газете "Спасатель МЧС России" материалов по пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
анализа в Управлении информации и связи с общественностью МЧС России ежеквартальных и годовых донесений по организации пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, которые представляются в установленном порядке информационными подразделениями территориальных органов МЧС России, и подготовки соответствующих решений;
проведения инспекторских и комплексных проверок и оценок состояния функциональных и территориальных подсистем РСЧС, состояния гражданской обороны, а также деятельности территориальных органов МЧС России.
Инструкции по проверке и оценке деятельности имеют специальные разделы с оценочными показателями по пропаганде знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Право принятия решений по жалобам на исполнение рассматриваемой государственной функции предоставлено Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его заместителям, директорам департаментов территориальной политики, оперативного управления, гражданской защиты, начальникам управлений информации и связи с общественностью, государственного пожарного надзора, Государственной инспекции по маломерным судам, правового, организации пожаротушения и специальной пожарной охраны, а также руководителям территориальных органов МЧС России.
Обращения граждан в течение месяца со дня обращения подлежат обязательному объективному, всестороннему и своевременному рассмотрению, в том числе в случае необходимости с участием заявителей.
Обращения граждан считаются разрешенными, если все поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и заявителям в течение месяца со дня обращения даны письменные ответы.
Регистрация и контроль за своевременным рассмотрением обращений граждан и подготовкой им ответов возложены на Административный департамент МЧС России.
______________________________
Административного регламента,
утв. приказом МЧС РФ
от 29 июня 2006 г. N 386
Блок-схема
организации информирования населения о прогнозируемых и возникших
чрезвычайных ситуациях и пожарах
┌─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐
┌────────────┐
│ │ МЧС России │ Федеральный уровень │
┌──────┴────┬▲──────┴─────────────────────────┐
│ │ ││ │ │
┌──▼──┐ ┌─▼└──┐ │
│ ┌─┤УИСО │◄─────┤ЦУКС │ │ │
│ └─────┘ └──┬──┘ │
│ │ │ ┌────────┴──────────┐ │
│┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─│─ ─ ─ ─ ─ ─┐ │Федеральные органы │
│ ││Межрегиональный │ уровень │ исполнительной │ │
│ │ │ │ власти │
│ ││ ┌──────────▼───────┐ └───────────────┬───┘ │
│ │ Региональные │ │ │
│ ││ │центры МЧС России │ │ │
│ └──────┬──────┬────┘ │ ┌────────┴────────┐
│ ││┌─────┐ │ │ │ Функциональные │ │
│ │ОИПСО│◄────┤ ЦУКС │ │ │подсистемы РСЧС │
│ ││└─────┘ └───┬──┘ └─────────────────┘ │
└─┼ ── ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┼─ ─ ─ ─ ─ ─┬─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘
││ │
┌─┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ │ ─ ─ ─ ─ ─ │ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ── ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐
││ Региональный │ уровень
│ │ │ │ │
││ ┌─────────┴──────┐ ┌───────────────────────┐
│ │ │ ГУ МЧС России ├────┼───────►│ Руководители органов │ │
││ │по субъектам РФ │◄───┼────────┤исполнительной власти │
│ │ └────┬─────┬─────┘ │ │ субъектов РФ │ │
││ ┌─────┐ │ ОД │ └───────────────────────┘
│ │ ┌┤ОИПСО│◄──┤ │ │ │
│││└─────┘ └──┬──┘
│ │└┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ │─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ Территориальный уровень │
│ │ ┌─────────┴────────┐
│ │ │ │Органы управления │ ┌─────────────────────┐ │
│ │ │ ГОЧС городов, ├────────────►│Руководители органов │
│ │ │ ┌┤ районов │◄────────────┤ местного │ │
│ │ │└────┬─────┬───────┘ │ самоуправления │
│ ├─┴──┴┐ │ ОД │ └─────────────────────┘ │
│ РВ │ └──┬──┘
│ │ ТВ │ │ ┌──────────┐ │
│ ПВ │ │ │ Объекты │
│ └──┬──┘ ├─────────────┤экономики │ │
│ │ └──────────┘
│ │ └───────────────────────────────────────┐ │
└───────┐ ┌──────▼───────┐
│ │ │ Потенциально │ │
┌──────▼──────┐ УГГ │ опасные │
│ │ Население │◄───────────────────────────┤ объекты │ │
└─────────────┘ │ экономики │
│ └──────────────┘ │
└─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘
Принятые сокращения: ОД - оперативный дежурный; PB - радиовещание; ТВ - телевещание; ПВ - проводное вещание; УГГ - уличные громкоговорители; ЦУКС - Центр управления в кризисных ситуациях; УИСО - Управление информации и связи с общественностью; ОИПСО - отделы информации, пропаганды и связи с общественностью.
ОТДЕЛ 1.4 ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ |
Комментарии ()