Приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 312
"Об утверждении Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядка проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности Российской Федерации"<
Приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 312 |
Министр | С.Шойгу |
──────────────────────────────
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 46, ст. 4348.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июня 2003 г.
Регистрационный N 4784
к приказу МЧС России
от 18 июня 2003 г. N 312
Положение
о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации
(с изменениями от 10 декабря 2004 г., 7 февраля 2008 г.)
I. Область применения
1. Настоящее Положение о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации*(1) устанавливает цели, принципы, структуру, правила, процедуры и порядок проведения обязательной и добровольной сертификации продукции в Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, проводимой органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
Положение разработано в соответствии с:
Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"*(2);
Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4871 "Об обеспечении единства измерений"*(3);
Законом Российской Федерации от 10 июля 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг"*(4);
Законом Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5487-1 "Об охране здоровья граждан"*(5);
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"*(6);
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181 "Об основах охраны труда в Российской Федерации"*(7);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации"*(8);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 766 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей подтверждению декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о ее соответствии и ее регистрации"*(9);
Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный N 826*(10).
Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. N 26, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2000 г., регистрационный N 2284*(11).
2. Настоящее Положение является основным документом Системы сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации*(12), применяется при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации и распространяется на сертификацию в области пожарной безопасности.
II. Общие положения
6. Порядок организации и проведения сертификации в области пожарной безопасности определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий*(13) по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.
Нормативную правовую базу подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности при добровольной сертификации в Системе составляют стандарты различных категорий, строительные нормы и правила, нормы пожарной безопасности, технические условия и другая техническая документация на продукцию, представляемая заявителем.
9. Сертификация отечественной и импортируемой продукции в Системе проводится по единым правилам.
17. Система имеет собственную форму сертификата пожарной безопасности (приложение N 1) и знак соответствия Системы*(14) (приложение N 2).
III. Основные цели и принципы сертификации
21. Сертификация в области пожарной безопасности направлена на достижение следующих целей:
удостоверения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;
содействия приобретателям в компетентном выборе пожарно-технической и пожароопасной продукции;
повышения конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках;
создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров в Российской Федерации, а также для участия в установленном порядке в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
защиты потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
контроля безопасности пожарно-технической и пожароопасной продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества при обычных условиях ее использования, хранения, транспортировки и утилизации;
контроля функциональных показателей и показателей пожарной опасности продукции, направленных на обеспечение состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем (исполнителем).
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
IV. Объекты обязательной сертификации
25. Объекты обязательной сертификации продукции в Системе определены перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности*(15), который утверждается приказом МЧС России.
26. Объектами обязательной и добровольной сертификации (подтверждения соответствия) являются:
средства обнаружения пожара,
средства индивидуальной защиты пожарных и граждан от пожара,
средства оповещения о наличии пожара,
средства нормализации воздушной среды и освещения при пожаре,
средства локализации или ликвидации пожаров и их воздействий, другая пожарно-техническая продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности.
V. Структура и участники Системы
27. Структурная схема Системы приведена в приложении N 3 к настоящему Положению.
В Системе действуют следующие участники:
27.1. ГПС МЧС России в лице Департамента надзорной деятельности МЧС России*(16) - центральный орган Системы*(17), на которую законодательно возложено определение порядка организации и проведения сертификации в области пожарной безопасности.
27.3. Органы по сертификации*(18).
27.4. Испытательные лаборатории*(19).
27.5. Научно-методический центр Системы.
27.6. Заявители (изготовители, продавцы, исполнители).
28. ЦО Системы имеет в своем составе комиссию по апелляциям.
VI. Функции участников системы
ДНД МЧС России в рамках Системы осуществляет следующие функции:
29.1. Организует Систему сертификации в области пожарной безопасности.
29.2. Устанавливает правила и процедуры для проведения сертификации в Системе.
29.9. Утверждает организационно-методические документы Системы.
29.11. Через органы управления и подразделения ГПС МЧС России*(20) осуществляет контроль за соблюдением правил реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, и за сертифицированной продукцией.
29.15. Взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации.
ЦО Системы выполняет следующие функции:
30.1. Организует и координирует деятельность участников Системы.
30.6. Организует работу по аттестации экспертов в Системе.
32. Функции научно-методического центра Системы
Научно-методический центр Системы осуществляет следующие функции:
32.1. Разрабатывает предложения по развитию и совершенствованию Системы.
32.9. Участвует в повышении квалификации специалистов, работающих в Системе.
32.10. Оказывает методическую помощь участникам Системы.
33. Функции органа по сертификации
Орган по сертификации:
33.2. Предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
34. Функции испытательной лаборатории
Испытательная лаборатория:
34.2. Проводит сертификационные испытания в соответствии с областью аккредитации.
36. Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей)*(21) продукции
Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:
реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке; обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;
указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;
обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.
VII. Основные правила Системы
Данные об участниках и объектах обязательной сертификации вносятся в государственный реестр в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и публикуются в установленном порядке в периодических изданиях или в специальных справочниках.
Порядок ведения государственного реестра Системы определяется МЧС России.
42. Нормативные документы, используемые при сертификации
Обозначения конкретных нормативных документов, в соответствии с которыми проводится обязательная сертификация продукции в Системе, содержатся в перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности. При изменении обозначений нормативных документов, включенных в перечень, или их отмене и одновременном введении в действие взамен отмененных других нормативных документов до внесения в установленном порядке соответствующих изменений в перечень обязательная сертификация проводится на соответствие измененным или действующим взамен отмененных нормативным документам.
42.3. При сертификации применяются только официальные издания нормативных документов.
43.1. Целью аккредитации является обеспечение доверия к деятельности участников Системы на основе подтверждения и официального признания их независимости и компетентности*(22) выполнять работы в заявленной области, а также создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных организаций.
Испытательная лаборатория, претендующая на аккредитацию, должна иметь все необходимое оборудование для проведения испытаний в закрепленной области.
44. Подтверждение соответствия
44.1. Сертификация в Системе производится в соответствии с процедурой, установленной документами Системы, посредством выдачи Сертификата пожарной безопасности, письменно удостоверяющего соответствие объекта сертификации требованиям пожарной безопасности, установленным в нормативных документах, указанных в пункте 9 настоящего Положения.
Информация о проведенной сертификации доводится до потребителя и других заинтересованных сторон путем маркирования ее знаком соответствия ССПБ.
44.2. Подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности в Системе может производиться посредством принятия изготовителем декларации о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности*(23) в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.
Декларация, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.
44.3. Сертификация продукции в области пожарной безопасности в общем случае предусматривает:
прием и рассмотрение заявок изготовителей (продавцов, исполнителей)*(24) о соответствии выпускаемой (реализуемой) продукции требованиям пожарной безопасности;
определение соответствия образца продукции установленным требованиям нормативных документов путем проведения или признания результатов испытаний или экспертизы, если это предусмотрено соответствующими нормативными документами;
проверку производства сертифицируемой продукции на наличие условий, обеспечивающих стабильный уровень характеристик и показателей, подтверждаемых сертификационными испытаниями;
признание имеющихся у заявителя сертификатов, выданных отечественными или зарубежными органами в области пожарной безопасности;
выдачу сертификата на продукцию;
проведение инспекционного контроля за соответствием продукции сертифицированным показателям и характеристикам.
44.4. Сертификат выдается на срок не более трех лет.
Бланки сертификата изготавливаются централизовано ЦО Системы типографским способом и имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя*(25).
45. Финансирование работ в Системе
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.
46. Подача и рассмотрение апелляций
При возникновении спорных ситуаций в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подать апелляцию в комиссию по апелляциям ЦО Системы.
Указанный орган в месячный срок с момента получения апелляции (а в случаях, не требующих дополнительного изучения и проверки, - не позднее 15 дней) рассматривает поступившие жалобы и извещает заявителя о принятом решении. В тех случаях, когда для разрешения апелляции необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения апелляции могут быть в порядке исключения продлены председателем комиссии по апелляциям, но не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему апелляцию.
к положению о Системе сертификации
в области пожарной безопасности,
утвержденному приказом МЧС России
от 18 июня 2003 г. N 312
Сертификат выдан на основании:
_________________________________________________________________________
Документ Исполнитель
(наименование, номер, дата) (наименование, регистрационный номер)
_________________________________________________________________________
Маркировка товара и технической документации, прилагаемой к каждой
единице продукции, осуществляется знаком соответствия ССПБ, наносимым на
каждое изделие, его тару, упаковку, товаросопроводительную документацию в
соответствии с требованиями _____________________________________________
_________________________________________________________________________
Описание местонахождения знака соответствия _____________________________
_________________________________________________________________________
В случае невыполнения условий, лежащих в основе выдачи сертификата, он
отменяется (приостанавливается) органом по сертификации, выдавшим
сертификат
Сертификат выдан ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
наименование органа по сертификации, выдавшего сертификат,
номер в Госреестре, адрес
Руководитель органа по сертификации _______ _________________
подпись инициалы, фамилия
М.П. Эксперт _______ _________________
подпись инициалы, фамилия
Настоящий сертификат подтверждает соответствие продукции
установленным требованиям пожарной безопасности и является необходимым
документом для получения разрешения на ввоз продукции на территорию
Российской Федерации.
к положению о Системе сертификации
в области пожарной безопасности,
утвержденному приказом МЧС России
от 18 июня 2003 г. N 312
Положение о знаке соответствия Системы сертификации в области пожарной безопасности
Знак соответствия Системы. Форма, размеры и технические требования
1. Настоящий документ устанавливает форму, размеры и технические требования к знаку соответствия Системы (далее - знак ССПБ) при обязательной и добровольной сертификации и подтверждении соответствия продукции посредством принятия декларации о соответствии в Системе сертификации в области пожарной безопасности (рисунки 1-6).
2. Размеры знака ССПБ определяет организация (учреждение), получившее право на его применение, с установлением базового диаметра Н (рисунок 3). Базовый диаметр Н должен быть не менее 5 мм.
Размеры знака ССПБ должны гарантировать четкость и различимость его элементов невооруженным глазом. Код органа по сертификации, выдавшего сертификат пожарной безопасности, наносят на расстоянии 4/15 Н под графическим изображением знака ССПБ по рисунку 7, симметрично относительно вертикальной оси В знака шрифтом, приведенным на рисунке 8, высотой 4/15 Н. Округление размеров знака ССПБ выполняется до десятых долей миллиметра.
3. Изображение знака ССПБ должно быть четко отличимым от поверхности изделия.
Местонахождение знака ССПБ - рядом с товарным знаком изготовителя, а при его отсутствии, рядом с основной маркировкой (для изделий и тары) и в верхней части первого листа технической документации (для технической документации).
6. Приемы маркировки, обеспечение техническими средствами маркирования и проведение маркирования осуществляется в соответствии с "Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции"*.
──────────────────────────────
к положению о Системе сертификации
в области пожарной безопасности,
утвержденному приказом МЧС России
от 18 июня 2003 г. N 312
┌───────────────────────────────────────────────────────┐
┌───┤ Центральный орган системы │
│ └──────────────────────┬─────────────────┬──────────────┘
│ │ │ ┌──────────────┐
│ │ └────┤ Комиссия по │
│ │ │ апелляциям ЦО│
┌───┤ ┌────────────────────┐ │ └──────────────┘
│ │ │ Научно-методический│ │
│ │ │ центр ССПБ │ │
│ │ └────────────────────┘ │
│ ├─────────────────┬────────┼──────────┬────────────┐
│ ┌─┼─────────────────┴────────┴───────┐ │ ┌──────────┴─────────────┐
│ │ │ Сертификационные центры (ОС + ИЛ)│ │ │ Органы по сертификации │
│ │ │ │ │ │ продукции │
│ └─┴──┬──────────────┬──────────────┬─┘ │ └──────────────────────┬─┘
│ │ │ │ └────────────┐ │
│ │ ┌─────────┴──────┐ │ ┌──────┴───────┐ │
│ │ │ Испытательные │ │ │ │ │
│ │ │ лаборатории │ │ │Испытательные │ │
│ │ │ в составе │ └──────────┤ лаборатории ├───┤
│ │ │сертификационных│ │ │ │
│ │ │ центров │ │ │ │
│ │ └─────────┬──────┘ └──────┬───────┘ │
│ ┌──┴──────────────┴────────────────────────────────┴───────┐ │
└───┤ Заявители ├───┘
└──────────────────────────────────────────────────────────┘
──────────────────────────────
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3899.
*(9) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3746.
*(10) Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1995, N 7.
*(11) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 28.
*(20) Далее - органы управления ГПС МЧС России.
к приказу МЧС России
от 18 июня 2003 г. N 312
Порядок
проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности в Российской Федерации
Настоящий Порядок применяется при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую. Он может быть применен при добровольной сертификации продукции.
Общие требования к порядку сертификации соответствуют руководствам Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии (Руководства ИСО/МЭК 7, 16, 27, 28, 40, 44).
I. Общие положения
1. Сертификацию проводят органы по сертификации.
Работы по сертификации в органах выполняют эксперты Системы сертификации в области пожарной безопасности*(1), аттестованные в установленном порядке. Отдельные этапы работ по сертификации могут выполняться экспертами совместно с лицами, проходящими в органе по сертификации подготовку для аттестации в качестве экспертов.
2. При обязательной сертификации сертификат выдается на продукцию, указанную в перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности*(2). При добровольной сертификации сертификат может выдаваться и на продукцию, не указанную в пункте 26 Положения.
провести идентификацию объекта сертификации, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и др.;
полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям пожарной безопасности, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой продукции (по показателям назначения и другим основным характеристикам), а также другим требованиям, которые на основе законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях ее исполнения, хранения и транспортирования, эксплуатации, а также в условиях пожара.
II. Схемы сертификации продукции, используемые в Системе
5. В Системе применяются схемы сертификации в соответствии с Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации*(3).
7. Обязательная сертификация продукции проводится по схемам За, 5 или 7.
При невозможности применения вышеуказанных схем может применяться схема 3.
Схемы 1, 1а, 2, 2а, 4, 4а, 6, 8, 9, 9а, 10, 10а для обязательной сертификации и схемы 6, 9, 9а, 10, 10а для добровольной сертификации продукции в области пожарной безопасности не применяются.
8. Схему сертификации при проведении добровольной сертификации продукции определяет заявитель совместно с органом по сертификации из числа приведенных в Порядке проведения сертификации продукции в Российской Федерации с учетом положений пункта 7 настоящего Порядка.
III. Проведение сертификации
9. Сертификация в области пожарной безопасности включает:
9.2. Принятие решения по заявке на проведение сертификации, в том числе выбор схемы сертификации.
9.3. Оценку соответствия продукции установленным требованиям.
9.4. Выдачу сертификата либо мотивированного отказа в выдаче сертификата.
9.6. Корректирующие мероприятия при выявлении несоответствия продукции установленным требованиям и при неправильном применении знака соответствия Системы*(4).
9.7. Информацию о результатах сертификации.
10. Оценка соответствия продукции установленным требованиям в общем случае включает:
10.1. Отбор и идентификацию образцов продукции.
10.3. Проведение испытаний продукции для целей сертификации.
10.5. Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата.
11. Подача и рассмотрение заявки
К заявке прикладываются материалы, в которых отражаются подробные сведения об объектах сертификации, а также документы, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям пожарной безопасности по п. 10.4 (при их наличии).
При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.
11.2. В случае поступления заявки в центральный орган*(5) Системы последний предлагает Заявителю для выбора перечень всех органов по сертификации, аккредитованных в Системе на проведение сертификации заявляемой продукции, или принимает отдельное решение о порядке проведения сертификации в случае их отсутствия.
В случае принятия отрицательного решения орган по сертификации указывает в нем обоснованные причины невозможности проведения сертификации представленной (заявленной) продукции.
о виде сертификации (обязательная или добровольная);
о схеме сертификации;
о нормативных документах, на соответствие требованиям которых будет проводиться сертификация;
об испытательных лабораториях, в которых могут быть проведены испытания продукции (при необходимости);
об организации, которая будет проводить анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
о порядке отбора образцов продукции.
В случае необходимости в решении по заявке указывается порядок проведения испытаний, критерии оценки соответствия, необходимость представления документов, подтверждающих безопасность продукции (например: санитарно-эпидемиологические заключения, разрешения и другие документы, предусмотренные действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами), и других документов, необходимых для проведения сертификации.
12.1. Для целей сертификации в предусмотренных случаях производится отбор образцов продукции*(6). В тех случаях, когда это технически возможно, помимо образцов для испытаний отбираются контрольные образцы. Назначение контрольных образцов - дополнительная идентификация продукции в процессе или после окончания работ по сертификации в случае возникновения возможных споров.
Допускается в качестве контрольных использовать образцы, подвергшиеся сертификационным испытаниям, если их идентификационные признаки и показатели, проверяемые при сертификации, остаются неизменными в результате испытаний.
Порядок отбора (представления) образцов определяется схемой сертификации, методикой испытаний и решением по заявке.
К образцам заявитель прилагает необходимые технические документы, состав и содержание которых приведены в решении по заявке на проведение сертификации продукции.
Отбор образцов проводится в присутствии ответственных лиц изготовителя (заявителя) методом случайной выборки и оформляется актом отбора образцов. После отбора образцов должны быть приняты меры защиты от подмены образцов или ошибок в их определении.
12.5. В акте отбора образцов указываются сведения об отобранной продукции (наименование, тип, модель, документ, в соответствии с которым изготовлена продукция*(7), количество образцов или объем выборки, комплектация образцов) и процедуре отбора (месте и дате, лицах, участвовавших в отборе), основание и цель отбора, порядок обращения с образцами после отбора и после испытаний, а также информация для идентификации и результаты идентификации*(8).
Организация хранения контрольных образцов осуществляется испытательной лабораторией, проводившей испытания, или органом по сертификации. В отдельных случаях контрольные образцы могут быть переданы на ответственное хранение заявителю.
Отобранные образцы, после испытаний или после окончания срока их хранения, подлежат возврату заявителю либо (при невозможности) списанию и утилизации с составлением соответствующих актов.
13.2. Идентификацию проводят как при отборе образцов, так и при испытании продукции.
Идентификацию при отборе образцов проводит представитель организации, определенной для проведения отбора образцов в решении по заявке на проведение сертификации продукции.
Идентификацию при проведении испытаний проводит испытательная лаборатория, проводящая испытания.
наименования изделия, типа, модели, модификации;
наименования изготовителя изделия или данных по происхождению изделия;
показателей назначения и других основных показателей;
принадлежности к определенной партии;
принадлежности к применяемому технологическому процессу и других характеристик.
При сертификации партии продукции дополнительно проверяется соответствие ее фактического объема заявляемому и правильность ее идентификации в заявке.
Результаты идентификации при проведении испытаний отражаются в Протоколе испытаний (отчете об испытаниях) - далее Протокол испытаний.
При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на техническую компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, усложняющей транспортирование образцов, увеличивающей стоимость испытаний и недопустимо удлиняющей их сроки, допускается проводить испытания для целей сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных только на техническую компетентность, независимых от изготовителя или потребителя сертифицируемой продукции, под контролем представителей органа по сертификации продукции, который проводит работу по сертификации. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации продукции, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации продукции.
14.4. Требования к Протоколу испытаний
14.4.2. Протокол испытаний должен содержать следующую информацию:
14.4.2.2. Сведения о заказчике испытаний и изготовителе продукции (наименование организации*(9), адрес, регистрационные сведения*(10).
14.4.2.3. Сведения об испытанной продукции (наименование, тип, модификация, модель, марка, код ОКП или код ТН ВЭД на импортную продукцию, наименование стандарта, технических условий, другого документа, содержащего требования к продукции, устанавливаемые при ее изготовлении*(11), а также ее характеристику (назначение, конструктивное исполнение, основные параметры или показатели, в том числе определяющие безопасность*(12), и т.д.), внешний вид или фотографию (при необходимости).
14.4.2.4. Основание для проведения испытаний (решение по заявке, договор и т.п.) и цель испытаний.
14.4.2.5. Описание программы и метода (методов) испытаний*(13).
14.4.2.6. Данные и результаты идентификации образцов в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.
14.4.2.7. Сведения об отборе образцов (наименование организации, производившей отбор, дата отбора).
14.4.2.8. Условия проведения испытаний (место, период, данные о климатических условиях*(14)).
14.4.2.11. Результаты проверки требований (фактические значения показателей испытанных образцов в соответствии с необходимыми критериями оценки с указанием*(15) расчетной или фактической погрешности измерений).
14.4.2.13. Информацию о дополнительном Протоколе испытаний, выполненных на условиях договора с другой аккредитованной испытательной лабораторией*(16).
14.4.2.14. Дату выпуска Протокола испытаний.
14.4.4. К Протоколу прилагается акт отбора образцов*(17).
14.4.6. Исправления и дополнения в тексте Протокола испытаний после его выпуска не допускаются. При необходимости их оформляют в виде отдельного документа с наименованием "Дополнение к Протоколу испытаний*(18)..." в соответствии с приведенными выше требованиями.
14.5. Заявитель может представить в орган по сертификации Протоколы испытаний или результаты испытаний, выполненных отечественными или зарубежными испытательными лабораториями, аккредитованными в Системе, с учетом сроков их действия в соответствии с пунктом 14.6.
После проверки представленных документов, в том числе по срокам их действия, соответствия содержащихся в них результатов требований нормативных документов, внесенным изменениям в конструкцию (состав), материалы, технологию, орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата или о сокращении объема требуемых испытаний, или о проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах.
15.1.1. Анализа состояния производства (схемы сертификации 3а, 9а, 10а).
15.1.2. Сертификации производства или системы качества (схемы сертификации 5 и 6).
Для проведения работ по анализу состояния производства орган по сертификации продукции назначает экспертов по его проверке.
15.4. Проверка состояния производства сертифицируемой продукции осуществляется органом по сертификации или комиссионно со специалистами испытательных лабораторий. В отдельных случаях могут привлекаться представители органа управления Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности*(19). В проверке также могут участвовать специалисты других организаций, занимающихся сертификацией производства и систем качества предприятий.
Орган по сертификации может поручить организацию и проведение проверки состояния производства представителю аккредитованной в Системе испытательной лаборатории, имеющему аттестат эксперта по сертификации данной продукции. В этом случае оформляется обоснованное письменное поручение органа по сертификации. Акт результатов проверки состояния производства испытательная лаборатория представляет органу по сертификации в установленный срок.
В отдельных случаях, по согласованию с ЦО Системы, проверка состояния производства сертифицируемой продукции может проводиться специалистами других организаций, занимающихся исключительно сертификацией производства и систем качества предприятий.
Сертификаты на системы качества действительны для целей оценки состояния производства в пределах срока действия, установленного при их выдаче.
15.6.1. Наличие на предприятии документированной системы качества и структуры управления качеством.
15.6.7. Наличие работоспособного метода идентификации продукции на всех этапах производства.
15.6.12. Наличие системы управления контрольным, измерительным и испытательным оборудованием.
Решение о конфиденциальности информации, полученной в ходе проверки, принимает проверяемая организация.
15.10. Орган по сертификации, проводящий сертификацию продукции, аналогичной по назначению и технологии сертифицированной им ранее на одном и том же предприятии, может использовать имеющиеся у него акты о результатах анализа состояния производства с учетом сроков их действия, определенных пунктом 15.1 настоящего Порядка.
В этом случае орган по сертификации должен дополнительно оценить выполнение изготовителем установленных на предприятии процедур контроля сертифицируемой продукции.
16.1. Орган по сертификации после анализа:
Протоколов испытаний,
результатов оценки производства (если это установлено схемой сертификации),
других документов о соответствии продукции,
осуществляет общую оценку соответствия продукции установленным требованиям.
Результаты этой оценки отражаются в решении о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата или о проведении недостающих испытаний и необходимых мероприятий.
В сертификате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата в соответствии со схемой сертификации.
16.7. На партию или изделие сертификат выдается без указания срока действия.
Орган по сертификации, проводящий сертификацию партии или изделия, должен принять меры для обеспечения достоверной идентификации принадлежности остатков продукции к сертифицированной партии при ее последующей реализации.
Объем проводимых испытаний в таких случаях может быть сокращен. Обоснование принятого решения о сокращении объема необходимых испытаний приводится в решении по заявке на сертификацию.
16.10. Признание сертификатов и Протоколов испытаний в области пожарной безопасности, выданных отечественными или зарубежными органами по сертификации и испытательными лабораториями не аккредитованными в Системе, осуществляет центральный орган Системы в соответствии с соглашениями о взаимном признании, участником которых является Российская Федерация*(20).
16.11. Признание сертификатов осуществляется посредством выдачи сертификата на основании представленных заявителем документов и решения ЦО Системы, если иное не предусмотрено соглашениями о взаимном признании по п. 16.10.
заверенные копия оригинала сертификата, его перевод и другие документы и материалы, установленные правилами Системы сертификации, в которой получен сертификат;
Протоколы испытаний, проведенных отечественными и (или) зарубежными испытательными лабораториями.
В случае недостаточности оснований для такого признания ЦО Системы направляет заявителю обоснованный отказ в признании либо может поручить органу по сертификации с соответствующей областью аккредитации провести новую сертификацию. При этом орган по сертификации может принять решение о необходимости проведения испытаний (в полном объеме или по некоторым характеристикам) для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям национальных нормативных документов и о необходимости*(21) проведения анализа состояния производства.
Решение органа по сертификации, которому поручено проведение работ по результатам сертификации, согласовывается с ЦО Системы.
При внесении изменений в нормативную и техническую документацию, в организационно-правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые сертификатом, или его содержание, держатель сертификата должен известить об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля, а также о необходимости переоформления сертификата.
16.15. При невозможности использования прежнего сертификата в случаях, предусмотренных в пункте 16.14., а также при утере или порче оригинала сертификата его держателем производится переоформление сертификата.
Переоформление сертификата производится путем отмены действия прежнего сертификата, потерявшего силу, и выдачи на основании решения, оформленного в соответствии с требованиями пунктов 16.1 и 16.2, нового сертификата с датой окончания срока действия, указанной в прежнем сертификате. При этом требования пункта 15.1 по срокам выполнения оценки производства не применяются.
17. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией
17.1. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией производится в соответствии с Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации*(22) и настоящим Порядком.
17.2. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией*(23) осуществляют органы, проводившие ее сертификацию, с привлечением, при необходимости, представителей испытательной лаборатории, проводившей испытания.
Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в решении о выдаче сертификата.
Конкретные детали программы проверки могут быть сообщены проверяемой организации до момента начала проверки, если их преждевременное раскрытие не помешает сбору объективных свидетельств.
17.7. Инспекционный контроль, как правило, включает:
17.7.1. Анализ материалов сертификации продукции.
17.7.2. Назначение лиц для проведения инспекционного контроля.
17.7.3. Анализ поступающей информации о сертифицированной продукции.
17.7.7. Оформление результатов и принятие решения по результатам контроля.
17.8. Содержание, объем и порядок проведения испытаний при проведении инспекционного контроля (инспекционных испытаний) определяет орган по сертификации, проводящий контроль, в соответствии с пунктом 17.2 настоящего Порядка.
17.12. Результаты инспекционного контроля оформляются актом.
В акте делается заключение о соответствии продукции требованиям нормативных документов, стабильности сертифицированных показателей и возможности сохранения действия выданного сертификата или приостановке (отмене) действия сертификата в случае несоответствия продукции требованиям, контролируемым при сертификации.
Отказ от проведения или непредоставление возможности проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией в установленные органом по сертификации сроки является основанием для принятия решения о приостановке (отмене) действия сертификата.
17.14.1. Изменения нормативного документа на продукцию или метод испытаний.
17.14.2. Изменения конструкции (состава), комплектности продукции.
17.14.3. Изменения организации и (или) технологии производства.
17.14.5. Отрицательные результаты инспекционного контроля.
17.17. Орган по сертификации отменяет сертификат и право применения знака ССПБ в следующих случаях:
17.17.1. Нарушения контролируемых требований нормативных документов к сертифицированной продукции.
17.17.3. Изменения конструкции, состава, комплектности продукции.
17.17.4. Изменения организации и (или) технологии производства.
17.17.7. Отказа от проведения инспекционного контроля.
17.18. Отмена действия и изъятие сертификата оформляются решением об отмене сертификата.
18.1. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации продукции:
18.1.1. Приостанавливает действие сертификата.
18.1.2. Информирует заинтересованных участников сертификации, указанных в Положении о Системе.
18.1.3. Устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий.
18.1.4. Контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий.
18.2. При проведении корректирующих мероприятий изготовитель (продавец):
18.3.1. Возобновляет действие сертификата.
18.3.2. Информирует заинтересованных участников сертификации.
19. Применение знака соответствия Системы
19.1. Знак ССПБ применяется изготовителями на основании сертификата или декларации о соответствии.
19.2. В ССПБ применяются следующие виды знаков:
Знак содержит: изображение знака ССПБ и код органа по сертификации, выдавшего сертификат.
19.2.2. Знак ССПБ, применяемый на основании сертификата, выданного при добровольной сертификации.
Знак содержит: изображение знака ССПБ, код органа по сертификации, выдавшего сертификат пожарной безопасности, и дополнительный элемент - "Добровольная".
19.2.3. Знак ССПБ, применяемый на основании декларации о соответствии.
Знак содержит: изображение знака ССПБ, код органа по сертификации, зарегистрировавшего декларацию о соответствии, и дополнительный элемент - "Декларация".
19.3. Формы и размеры знаков ССПБ, применяемых в Системе, а также технические требования к их изображениям, приемы и правила маркирования, порядок обеспечения техническими средствами маркирования установлены Положением о знаке соответствия Системы сертификации в области пожарной безопасности - "Знак соответствия Системы. Форма, размеры и технические требования".
Применением может являться также использование знака ССПБ в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, изготовление этого знака или технических средств для его воспроизведения, иное введение в хозяйственный оборот.
Применение знака ССПБ на основании сертификата, выданного при добровольной сертификации, не является обязательным.
III. Принятие декларации о соответствии
──────────────────────────────
*(9) Для заказчика, являющегося физическим лицом, - фамилия, имя, отчество.
*(13) Допускается не приводить, если испытания проводились в соответствии с национальным стандартом.
*(21) В зависимости от схемы сертификации.
*(23) Если он предусмотрен схемой сертификации.
ОТДЕЛ 1.4 ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ |
Комментарии ()