Изменение № 2 к НПБ 111-98
| Изменения и дополнения, вносимые в нормы пожарной безопасности НПБ 111-98 “Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности”, утвержденные приказом ГУГПС МВД России от 23 марта 1998 г. № 25, согласованные с ГОССТРОЕМ России (письмо от 30.12.1997 г. № 13-831) ИЗМЕНЕНИЕ № 2 Утверждено приказом ГУГПС МВД России от 08.11.2000 г. № 66 1. В конце пункта 1* добавить предложение: “Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов”. 2. Пункт 2* изложить в следующей редакции: “В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС. Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ. Топливозаправочный пункт – АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия. Традиционная автозаправочная станция – АЗС, технологическая система1 которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК). Блочная автозаправочная станция – АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие. Модульная автозаправочная станция – АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие. Контейнерная автозаправочная станция – АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие. Передвижная автозаправочная станция – АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС)- АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом. Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом”. 3. Первый абзац п. 5* изложить в следующей редакции: “Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС - приложением 3, многотопливным АЗС - разделами I, II, III и IV приложения 6, к автомобильным газозаправочным станциям – разделами I, II, III и IV приложения 6 как для участка технологической системы многотопливной АЗС или разделом V приложения 6 как для АГЗС с одностенными резервуарами, к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям - разделами I, II, III и IV приложения 6 как для участка технологической системы многотопливной АЗС”. 4. Второй абзац п. 10* изложить в следующей редакции: “от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;”. 5. Первое предложение п. 11 изложить в следующей редакции: “АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:”. В последнем абзаце п. 11 после слова “хранения” добавить - “жидкого моторного”. 6. Пункт 12* изложить в следующей редакции: “Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1. Таблица 1
Примечания: 1. Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1, указанные в таблице 1, допускается уменьшать не более чем на 25 %, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями. 2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице 1 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25 % (за исключением указанных в строках 3, 4, 10, 11). 3. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м”. 7. Пункт 13* изложить в следующей редакции: “Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2. Таблица 2
Примечания: 1. Расстояния указаны: в числителе – до стен зданий, в знаменателе – до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные “--”, не нормируются и принимаются, исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами. 2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется. 3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров топливом из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС расстояния следует увеличивать на 30 %. 4. Расстояния не нормируются: а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной; б) между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств. 5. Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 ед. транспортных средств. В строке 9 приведены расстояния до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1 должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50 %. 6. Расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ”. 8. В первом предложении п. 14* после слова “АЗС” добавить - “жидкого моторного топлива”. 9. Пункт 20* изложить в следующей редакции: “На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования. Помимо указанных, на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, многотопливных АЗС, АГНКС или АГЗС, отвечающих требованиям разделов I, II, III и IV приложения 6, допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы, для сервисного обслуживания транспортных средств – посты технического обслуживания и мойки автомобилей. На территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и АГЗС с одностенными резервуарами (раздел V приложения 6) размещение котельной не допускается. Магазин сопутствующих товаров, размещаемый на территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива или АГЗС с одностенными резервуарами, не должен иметь торгового зала”. 10. Пункт 21* изложить в следующей редакции: “На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий “А”, “Б” (за исключением помещений для оборудования со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС) и “Г” (за исключением котельной). В помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли (например, окраска и т. п.)”. 11. Пункт 22* изложить в следующей редакции: “Здания и сооружения, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или III степени огнестойкости класса С0 или С1 или IV степени огнестойкости класса С0 и, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С0 общей площадью не более 150 м2, в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 ° С. При этом, как правило, следует применять электроколы. Допускается применять котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе с температурой вспышки более 45 ° С. Котельные на дизельном топливе должны проектироваться только для нужд АЗС и размещаться, как правило, в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости классов С0, С1. Котельные на дизельном топливе допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости классов С0, С1, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств. Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую шахту, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону топливных резервуаров, ТРК и площадки для АЦ. Дымовую шахту следует оснащать искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов. Оборудование хранения и линии подачи топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящих норм, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения жидкого моторного топлива. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу следует устанавливать запорную арматуру и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии”. 12. В п. 25 после слова “средств” добавить – “(за исключением помещений механизированной мойки автомобилей, работающих на жидком моторном топливе)”. 13. Пункт 29 изложить в следующей редакции: “В случае, если выход из помещений зданий АЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону”. 14. Второй абзац п. 30* изложить в следующей редакции: “Устройство навесов над площадками для АЦ и над надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и СУГ не допускается”. 15. Пункт 32 изложить в следующей редакции: “Блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных АЗС, ТРК традиционных и модульных АЗС, а также раздаточные колонки АГЗС и АГНКС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами. На АЗС для заправки крупногабаритной техники (грузовые автомобили, автобусы, строительная и сельскохозяйственная техника и т. п.) крепление защитных устройств к блокам и контейнерам хранения топлива не допускается”. 16. В первом предложении п. 35* после слова “АЦ” добавить - “с жидким моторным топливом”. 17. Заголовок IV раздела изложить в следующей редакции: “Общие требования к технологическому оборудованию АЗС жидкого моторного топлива”. 18. Пункт 94 изложить в следующей редакции: “Наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов). Общая вместимость противопожарных водоемов АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС должна составлять не менее 100 м3, которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС. Расход воды на наружное пожаротушение АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода воды на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов). Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяется по СНиП 2.04.02-84* (для зданий сервисного обслуживания водителей и пассажиров, а также зданий для персонала АЗС - как для общественных зданий, для зданий сервисного обслуживания транспортных средств - как для производственных зданий). Общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов) следует принимать не менее 15 л/с”. 19. Пункт 95 изложить в следующей редакции: “Наружное противопожарное водоснабжение АГНКС или АЗС жидкого моторного топлива, размещенных вне населенных пунктов, допускается не предусматривать в следующих случаях: на АЗС жидкого моторного топлива, если применяются только двустенные надземные резервуары общей вместимостью не более 40 м3 или подземные резервуары; на АГНКС или АЗС на жидком моторном топливе, если отсутствуют помещения сервисного обслуживания. На таких АЗС необходимо предусматривать дополнительные стационарные или передвижные огнетушители. Тип дополнительных огнетушителей и их количество определяются по согласованию с территориальными подразделениями ГПС”. 20. Пункт 96 изложить в следующей редакции: “Все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации. Помещения категорий В1 и В2 по пожарной опасности площадью более 20 м2 (помещения постов технического обслуживания и складские помещения при наличии ЛВЖ и ГЖ - независимо от площади), а также помещения многотопливных АЗС, АГЗС или АГНКС, в которых размещается оборудование со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения. При определении необходимости оснащения автоматическими установками пожаротушения торгового зала магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ его следует приравнивать к складским помещениям. В качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания”. 21. В приложение 1* “Термины и определения” добавить следующее определение: “АГЗС с одностенными резервуарами – АГЗС, технологическая система которой не отвечает требованиям пп. 20.2 и 20.3 приложения 6 настоящих норм”. “Аварийный расход газа по трубопроводу - расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы”. “Безопасное перекрытие утечки топлива - перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20 % от НКПР”. 22. Заголовок приложения 2 изложить в следующей редакции: “Требования к топливозаправочному пункту жидкого моторного топлива”. 23. Пункт 1 приложения 2 изложить в следующей редакции: “Минимальные расстояния от технологического оборудования и сооружений топливозаправочного пункта жидкого моторного топлива до зданий, сооружений и наружных установок предприятия, на котором он размещается, следует принимать в соответствии с таблицей.
| здания I, II степени огнестойкости классов С0 и С1 и III степени огнестойкости класса С0 | 6 | 12 | 6 | 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| здания III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости класса С0 | 9 | 16 | 9 | 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| здания IV, V степени огнестойкости и наружные установки категории ДН | 12 | 20 | 12 | 18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3 | Административные и бытовые здания | 18 | 25 | 18 | 25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4 | Открытые площадки и навесы для хранения транспортных средств | 6 | 12 | 6 | 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5 | До оси внутренних железнодорожных путей предприятия | 10 | 15 | 10 | 15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 6 | До края проезжей части автомобильных дорог предприятия | 5 | 9 | 5 | 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 7 | Здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007-76*;площадки хранения транспортных средств для перевозки опасных грузов классов 1, 5-7 и подкласса 9.2 по ГОСТ 19433 | 100 | 100 | 100 | 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания: 1. Расстояния до зданий, указанные в строке 2, не нормируются, а расстояния, указанные в строке 3, допускается уменьшать на 50 %, если стена здания, обращенная в сторону топливозаправочного пункта, является противопожарной и не имеет проемов.
2. В таблице приведены расстояния до очистных сооружений, относящихся к топливозаправочному пункту и отвечающих требованиям настоящих норм. Расстояния до очистных сооружений предприятия определяются в зависимости от их категории.
3. Расстояния, указанные в строке 4, приведены до площадок хранения легкового и мототранспорта в количестве не более 10 ед. При увеличении этого количества до 50 ед. указанные расстояния должны быть увеличены на 30 %, а свыше 50 ед. – на 60 %. При организации стоянок для других транспортных средств расстояния следует увеличивать на 50 %.
4. При размещении в зданиях категорий В и Д, не относящихся к топливозаправочному пункту, помещений категорий А, Б, Г расстояния до стен (перегородок) этих помещений должны приниматься не менее 30 м”.
24. Заголовок приложения 4 изложить в следующей редакции: “Требования к АЗС жидкого моторного топлива, на которых предусматривается применение одностенных надземных резервуаров”.
25. В позиции 6 таблицы п. 3* приложения 4 вместо слов “Торговые палатки и киоски” записать “Торговые киоски”.
26. Пункт 1 приложения 6 изложить в следующей редакции:
“ На многотопливных АЗС не допускается размещение:
передвижных АЗС для заправки любым видом топлива;
пунктов заправки топливом, не относящихся к наполнению резервуаров (емкостей, баллонов) технологической системы АЗС или топливных систем транспортных средств;
газораспределительного пункта”.
27. Пункт 2 приложения 6 изложить в следующей редакции:
“Допускается использование передвижных газозаправочных (СУГ) и газонаполнительных (сжатый природный газ) станций при условии размещения их в безопасных местах и эксплуатации по инструкции, согласованных с территориальными подразделениями ГПС с учетом требований, предъявляемых настоящими нормами к АГЗС с надземными одностенными резервуарами (для газозаправочных станций) и АГНКС (для газонаполнительных станций)”.
28. Первое предложение п. 4 приложения 6 изложить в следующей редакции: “Минимальные расстояния от многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) до объектов, к ним не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей П.6.1”.
В позиции 6 таблицы П.6.1 приложения 6 вместо слов “Торговые палатки и киоски” записать “Торговые киоски”.
29. Таблицу П.6.3 приложения 6 изложить в следующей редакции.
Таблица П.6.3
| № п/п | Наименование зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия | Расстояние, м, до зданий с оборудованием технологической системы АЗС с наличием | Расстояние, м, до наружных установок технологической системы АЗС с наличием | Расстояние, м, до заправочной колонки с наличием | Расстояние, м, до площадки для АЦ с СУГ | |||
| СУГ | сжатого газа | СУГ | сжатого газа | СУГ | сжатого газа | |||
| 1 | Производственные здания и помещения категорий А, Б и Г. Наружные установки категорий Ан, Бн, Вн, Гн; площадки для хранения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов классов 2-4, 8 и подкласса 9.1 по ГОСТ 19433 | 40 | 30 | 40 | 30 | 40 | 30 | 40 |
| 2 | Производственные здания категорий В и Д, помещения категорий В1-В4 и Д, наружные установки категории ДН: | |||||||
| здания I, II степени огнестойкости классов С0 и С1 и III степени огнестойкости класса С0 | 25 | 10 | 25 | 15 | 25 | 15 | 25 | |
| здания III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости класса С0 | 30 | 15 | 30 | 20 | 30 | 20 | 30 | |
| здания IV, V степени огнестойкости и наружные установки категории ДН | 35 | 20 | 35 | 25 | 35 | 25 | 35 | |
| 3 | Административные и бытовые здания | 35 | 20 | 35 | 25 | 35 | 25 | 35 |
| 4 | Открытые площадки и навесы для хранения транспортных средств | 20 | 10 | 20 | 15 | 20 | 15 | 20 |
| 5 | До края проезжей части автомобильных дорог предприятия | 15 | 10 | 20 | 15 | 15 | 10 | 20 |
| 6 | Площадки для хранения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов классов 1, 5-7 и подкласса 9.2 по ГОСТ 19433 | 100 | ||||||
Примечание. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до зданий и сооружений предприятия определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм”.
30. Пункт 8 приложения 6 изложить в следующей редакции:
“При проектировании котельных многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа. Указанные котельные должны размещаться в отдельно стоящих зданиях с учетом требований п. 22* настоящих норм”.
31. Первый абзац п. 11 приложения 6 изложить в следующей редакции:
“Сбросная труба паров СУГ должна иметь высоту, диаметр, конструкцию и расположение, исключающие образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров транспортных средств. При этом для аварийного сброса паров СУГ допускается использовать устройства, регламентированные ПУ и БЭФ-91”.
32. Первое предложение п. 12 приложения 6 исключить.
33. Второй абзац п. 13 приложения 6 изложить в следующей редакции:
“Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м. Ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС”.
34. Пункт 14 приложения 6 изложить в следующей редакции:
“Площадка для автоцистерны с СУГ должна быть оснащена таким образом, чтобы ограничить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. Указанное оснащение площадки для АЦ с СУГ допускается осуществлять следующим образом:
оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ;
поверхность площадки (включая отбортовку) выполнить из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров;
оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей”.
35. В п. 17 приложения 6 после слова “АЗС” добавить “и АГНКС”.
36. Пункт 19.3 изложить в следующей редакции:
“При наполнении одного из резервуаров топливом (за исключением сосудов сжатого природного газа) должны быть обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение компрессорного оборудования, не используемого в наполнении резервуара, и всех раздаточных колонок АЗС”.
37. Первый абзац п. 19.9 изложить в следующей редакции:
“Запорная трубопроводная арматура с ручным и дистанционным приводом (включая электромагнитный), применяемая на технологическом оборудовании, в котором обращается сжатый природный газ и СУГ, должна соответствовать классу В герметичности затворов по ГОСТ 9544”.
38. Пункт 19.11 изложить в следующей редакции:
“Конструкция технологических систем должна предусматривать возможность проведения пожаровзрывобезопасного опорожнения от топлива и продувки инертным газом как внутреннего пространства оборудования, в котором находятся сжатый природный газ, СУГ и его пары, без его демонтажа, так и межстенных пространств оборудования для СУГ. При этом должно быть предусмотрено дистанционное (из операторной АЗС) и автоматическое (при срабатывании пожарных извещателей или сигнализаторов довзрывоопасных концентраций) управление процессом сброса сжатого природного газа и опорожнения отсеченных с обеих сторон надземных или расположенных в помещениях трубопроводов и оборудования от СУГ (путем сброса его паров) на сбросные трубы”.
39. Пункт 20.1 приложения 6 изложить в следующей редакции:
“Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.
К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, засыпаемые грунтом на высоту не менее 0,5 м выше их верхней образующей и ширину, обеспечивающую предотвращение разрушения насыпи в условиях эксплуатации, или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить предотвращение образования пустот между резервуаром (трубопроводом) и защищающим его материалом в течение времени эксплуатации резервуара (трубопровода).
На многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная - 10 м3.
Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящими нормами расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой АЗС”.
40. Пункт 20.2 приложения 6 изложить в следующей редакции:
“Технологическая система должна обеспечивать возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20 % от нижнего концентрационного предела распространения пламени с вероятностью выше 10-6 в год.
Указанное требование допускается выполнять следующим образом. Резервуары для хранения СУГ и их оснастка (патрубки, штуцеры, фланцы, заглушки и т. п.), имеющая сварные соединения, а также все разъемные соединения до первой запорной арматуры, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из резервуаров, должны быть двустенными. Они должны быть оснащены системами постоянного контроля герметичности их межстенного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации и автоматическое отключение компрессорного оборудования, прекращение операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС”.
41. Пункт 20.3 приложения 6 изложить в следующей редакции:
“Трубопроводы СУГ и его паров, проходящие в зоне возможного присутствия водителей и пассажиров, должны быть размещены подземно. Технологическая система должна обеспечивать возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из указанных трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20 % от нижнего концентрационного предела распространения пламени с вероятностью выше 10-6 в год.
Указанное требование допускается выполнять следующим образом. Помимо патрубков, указанных в п. 20.2, трубопроводы СУГ и его паров, проходящие по территории АЗС, на которой проектом допускается присутствие водителей и пассажиров, должны быть выполнены двустенными по всей длине (включая разъемные соединения) и оснащены системами постоянного контроля герметичности их межтрубного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации, автоматическое прекращение подачи СУГ и его паров в разгерметизированный участок трубопровода с одновременным его перекрытием, операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования”.
42. Пункт 20.5 приложения 6 изложить в следующей редакции:
“Резервуары для хранения СУГ должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема)”.
43. Пункт 20.6 приложения 6 изложить в следующей редакции:
“Ввод трубопроводов, штуцеров, патрубков, люков и т. п. в резервуары для хранения СУГ рекомендуется осуществлять в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения”.
44. Пункт 20.8 приложения 6 изложить в следующей редакции:
“Наполнение резервуаров СУГ должно быть предусмотрено только из АЦ. Эти резервуары должны быть оснащены линией их аварийного опорожнения в АЦ.
Допускается предусматривать подачу СУГ на раздаточные колонки АГЗС общего пользования из резервуаров газонаполнительных станций или пунктов при условии:
отсутствия резервуаров СУГ на территории АГЗС;
обеспечения дистанционного (из операторной АГЗС) перекрытия трубопровода подачи СУГ, осуществляемого на территории газонаполнительной станции или пункта;
блокировки подачи СУГ на раздаточные колонки АГЗС при наполнении резервуара, из которого осуществляется указанная подача.
Минимальные расстояния от раздаточных колонок до зданий и сооружений газонаполнительной станции или пункта, с которого осуществляется подача СУГ на раздаточные колонки АГЗС, следует определять в соответствии с таблицей П.6.1 настоящих норм. При этом расстояния от раздаточных колонок АГЗС до подземных резервуаров газонаполнительной станции или пункта допускается уменьшать, но не более чем на 50 %”.
45. В приложение 6 добавить п. 20.11 следующего содержания: “На трубопроводах ТС для паровой и жидкой фазы СУГ в непосредственной близости от места их соединения с рукавами АЦ и заправочными устройствами транспортных средств следует предусматривать специальные устройства, обеспечивающие предотвращение поступления газа из трубопроводов ТС в атмосферу при нарушении герметичности указанных рукавов и заправочных устройств”.
46. Во втором абзаце п. 22 приложения 6 после слов “должны быть оснащены” исключить слово “кольцевым”.
47. Пункт 24 приложения 6 изложить в следующей редакции: “Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара следует предусматривать устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования. Системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу АЗС с дистанционным пуском из помещения операторной.
Размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения должно обеспечивать ее устойчивость к тепловому излучению пожара”.
48. Пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания: “Расчетное время подачи воды на охлаждение следует принимать не менее 60 мин”.
49. Пункт 28 приложения 6 исключить.
50. Дополнить приложение 6 разделом “V. Требования к АГЗС с одностенными резервуарами” следующего содержания:
“29. На АГЗС с одностенными резервуарами не допускается размещать здания и сооружения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, за исключением магазина сопутствующих товаров без торгового зала.
30. Здания АГЗС с одностенными резервуарами должны быть I или II степени огнестойкости класса С0 или С1.
31. Применение надземных одностенных резервуаров для хранения СУГ допускается только на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов и предприятий.
32. Минимальные расстояния от АГЗС с одностенными резервуарами до объектов, к ней не относящихся, принимаются по таблице П.6.4.
Таблица П.6.4
| № п/п | Наименование объектов, до которых определяется расстояние | Расстояние, м, от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АГЗС | |
| с подземными резервуарами с СУГ | с надземными резервуарами с СУГ | ||
| 1 | Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10) | 80 | 100 |
| 2 | Лесные массивы: хвойных и смешанных пород лиственных пород | 60 40 | 100 60 |
| 3 | Жилые и общественные здания | 100 | 300 |
| 4 | Места массового пребывания людей | 100 | 300 |
| 5 | Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей | 50 | 100 |
| 6 | Торговые киоски | 60 | 100 |
| 7 | Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части): | ||
| I, II и III категории IV и V категории | 50 30 | 100 60 | |
| Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети) | 50 | 100 | |
| 8 | Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки) | 80 | 100 |
| 9 | Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС | 100 | 100 |
| 10 | Технологические установки категорий АН, БН, ГН, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по | 100 | 100 |
| 11 | Линии электропередач, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции) | По ПУЭ | |
| 12 | Склады лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа | 50 | 100 |
33. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АГЗС с одностенными резервуарами следует принимать по таблице П.6.2. Минимальные расстояния до надземных резервуаров хранения СУГ следует увеличивать на 50 % по сравнению с расстояниями до подземных резервуаров, указанными в таблице П.6.2. Расстояния между надземными резервуарами должны быть не менее 20 м.
34. Ввод трубопроводов, штуцеров и патрубков в резервуары для хранения СУГ должен осуществляться в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения.
Допускается предусматривать ввод трубопроводов ниже номинального уровня заполнения резервуаров при условии оборудования указанных вводов устройствами:
автоматически предотвращающими выход СУГ из резервуара при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;
обеспечивающими безопасное перекрытие трубопроводов;
защищенными от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к их отказу;
отвечающими требованиям п. 19.9 приложения 6.
35. Трубопроводы с СУГ и его парами допускается выполнять одностенными и размещать надземно в местах, исключающих их повреждение транспортными средствами, и вне зон с наличием водителей и пассажиров.
36. Общая вместимость резервуаров не должна превышать 20 м3, единичная - 10 м3. Общую и единичную вместимость подземных резервуаров для СУГ на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
37. На АГЗС допускается не предусматривать:
оснащение площадки для АЦ по п.14 приложения 6;
датчики довзрывоопасных концентраций на площадке для АЦ и заправочных островках по п. 20.9 приложения 6;
защиту сбросной трубы паров СУГ от воздействия пожара по п. 20.10 приложения 6;
системы водяного орошения технологического оборудования с СУГ по п. 24 приложения 6;
противопожарный водопровод высокого давления.
38. Подачу воды на наружное пожаротушение и охлаждение допускается осуществлять передвижной пожарной техникой от противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью, определяемой расчетом исходя из интенсивностей и времени тушения и охлаждения по п. 25 приложения 6, но не менее 200 м3, расположенных от АГЗС на расстоянии не более 200 м”.
| ОТДЕЛ 1.4 ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ |

Комментарии ()