ГОСТ Р 50588-93 (Черт.1)

Приложение 5 к ГОСТу Р 50464-93

 

ИСПЫТАНИЯ ПЛАСТМАССОВЫХ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ

1. Испытания на удар

1.1. Топливный бак заполняется до расчетной вместимости водногликолевой смесью или другой жидкостью с низкой температурой замерзания, которая не меняет свойств материала бака, и подвергается затем испытанию на прокол.

1.2 Во время этого испытания температура бака должна быть минус (40±2) °С.

1.3. Для испытания применяют маятниковое ударное испытательное приспособление. Ударный элемент должен быть стальным и иметь форму пирамиды с равносторонними треугольными гранями и квадратным основанием. Вершина и ребра этой пирамиды должны иметь закругления радиусом 3 мм. Центр удара маятника должен совпадать с центром тяжести пирамиды, расстояние по оси вращения маятника должно быть не менее 1 м. Общая масса маятника приведенная к его центру удара должна быть не менее 15 кг. Энергия маятника в момент удара должна быть не менее 30 Н· м (3,1 мм) или должна быть по возможности приближенной к этому значению.

1.4. Испытания должны проводиться на точках бака которые считают уязвимыми. Уязвимыми считают точки наиболее выдвинутые или наименее прочные в зависимости от формы бака и/или от его установки на транспортном средстве. Точки, выбранные лабораториями должны быть указаны в протоколе испытания.

1.5. Во время испытания бак должен поддерживаться на месте частями, расположенными на стороне или сторонах, противоположных поверхности удара. В результате испытания не должно быть утечки.

1.6. По просьбе завода-изготовителя все испытания на удар могут проводиться на одном и том же баке или по отдельности на различных баках.

2. Механическая прочность

Топливный бак должен испытываться на герметичность и сопротивление деформации в условиях, предусмотренных в п. 6.1 настоящих правил. В качестве испытательной жидкости должна использоваться вода при температуре

53 °С для заполнения бака до расчетной вместимости. В течение 5 ч относительное внутреннее давление должно быть 0,3 бар (0, 3 кгс/см2) при гемпературе (53±2) °С. Во время испытания бак не должен иметь ни течи, ни разрыва корпуса, однако может иметь место остаточная деформация.

3. Топливопроницаемость

3.1. Для испытания на топливопроницаемость в качестве испытательного топлива должно использоваться либо эталонное топливо, указанное в приложении 7 к Правилам ЕЭК ООН № 15, либо бензин марок А—93 и А—95 по ГОСТ 2084.

3.2. Перед испытанием бак наполняют испытательным топливом на 50 % расчетной вместимости и выдерживают негерметически закрытым при окружающей температуре (40±2) °С до тех пор, пока потеря массы на единицу времени не станет постоянной, но не более четырех недель (время предвари тельного выдерживания).

3.3. Затем бак опорожняют и вновь заполняют испытательным топливом на 50 % расчетной вместимости. После этого его герметически закрывают и выдерживают при температуре (40 ± 2) °С. Когда содержимое бака достигает температуры испытания компенсируют давление. При последующем периоде испытания длительностью 8 недель определяют потерю массы, обусловленную диффузией в течение испытательного периода. Допускается средняя максимальная потеря массы топлива в размере 20 г за 24 ч испытательного времени.

3.4. Если диффузионная потеря превышает значение, установленное в п. 3.3, проводят вновь это испытание, на том же баке для определения диффузионной потери при (23±2) °С, но при аналогичных остальных условиях. Измеренная таким образом потеря не должна превышать 10 г за 24 ч.

4. Устойчивость по отношению к воздействию топлива

После испытания по разд. 3 топливный бак должен отвечать требованиям, изложенным в разд. 1 и 2.

5. Огнестойкость

Топливный бак подвергают следующему испытанию:

5.1. В течение 2 мин топливный бак, закрепленный таким же способом, как на транспортном средстве, должен находиться в контакте с пламенем и в нем не должно наблюдаться никакой утечки топлива.

5.2. Проводят 3 испытания на различных баках. При каждом испытании бак устанавливают на испытательном стенде, по возможности точно воспроизводящем условия его установки на транспортном средстве. Система крепления бака на устройстве должна соответствовать системе крепления, предусмотренной на транспортном средстве. Должны учитываться части транспортного средства, защищающие бак от контакта с пламенем или влияющие каким-либо образом на его огнестойкость, а также надлежащие части, установленные на баке, и пробки. Во время испытания все отверстия должны быть закрыты, но вентиляционные системы должны функционировать. Непосредственно перед испытаниями топливный бак заполняют предписанным топливом на 50% его расчетной вместимости.

5.3. Пламя, которое будет распространяться на топливный бак, должно получаться при сгорании в поддоне топлива для бензиновых двигателей (далее - топливо). Количество топлива в поддоне должно быть достаточным для обеспечения горения в течение не менее 5 мин при свободных условиях сгорания*.

5.4. Размеры поддона должны выбираться таким образом, чтобы обеспечить охват пламенем боковых сторон топливного бака. Длина и ширина поддона должны превышать проекцию топливного бака на горизонтальную плоскость не менее чем на 20 см, но не более чем на 50 см. Боковые стенки поддона не должны возвышаться над уровнем топлива более чем на 8 см.

5.5. Наполненный топливом поддон размещают под топливным баком таким образом, чтобы расстояние между уровнем топлива и дном бака было равно конструкционной высоте установки топливного бака на транспортном средстве в снаряженном состоянии (см. п. 2.5 настоящих Правил). Должна обеспечиваться возможность свободного перемещения поддона.

5.6. Во время фазы С (п. 5.8.3) испытания поддон покрывают решеткой, размещенной на высоте (3±1) см над уровнем топлива. Решетка должна быть изготовлена из огнестойкого материала в соответствии с требованиями добавления 2 настоящего приложения (черт. 5). Кирпичи укладывают без промежутков и поддерживают над поддоном с топливом таким образом, чтобы отверстия в кирпичах не были закрыты. Длина и ширина решетки должны быть на 2—4 см меньше внутренних размеров поддона для того, чтобы между решеткой и стенкой поддона оставался зазор в 1—2 см для вентиляции.

5.7. Если испытание проводят на открытом воздухе, то должна обеспечиваться соответствующая защита от ветра, скорость которого на уровне топливного поддона не должна превышать 2,5 км/ч. Перед началом испытания крышку решетки предварительно нагревают до (35±5) °С. Огнеупорные кирпичи можно смачивать для того, чтобы обеспечить одинаковые условия для каждого последующего испытания.
___________________
* Испытания показали, что для этой цели необходимо 15 л на 1 м2 поверхности поддона.

5.8. Испытание состоит из четырех фаз (см. добавление ) к настоящему приложению).

5.8.1. Фаза А: предварительный подогрев (черт. 1).

Топливо в поддоне поджигают на расстоянии не менее 3 м от подвергаемого испытанию топливного бака. После предварительного подогрева в течение 60 с поддон перемещают под топливный бак.

5.8.2. Фаза В: свободный контакт с пламенем (чepт. 2).

В течение 60 с топливный бaк подвергают воздействию пламени при полном горении топлива.

5.8.3. Фаза С: воздействие пламени на некотором расстоянии (черт. 3).

Непосредственно по окончании фазы В между поддоном и топливным баком размещают решетку. Затем топливный бак подвергают воздействию этого уменьшенного пламени в течение 60 с.

5.8.4. Фаза Д: окончание испытания (черт. 4).

Поддон, покрытый решеткой сдвигают в первоначальное положение (фаза А). Если в конце испытания бак горит, его сразу же тушат огнетушителем.

5.9. Результаты испытания считают удовлетворительными, если не наблюдается утечки жидкого топлива из бака.

6 Жаростойкость

6.1. В испытательном устройстве должны учитываться условия установки бака на транспортном средстве, включая функционирование вентиляционного отверстия бака.

6.2. Топливный бак заполненный на 50 % расчетной вместимости водой при температуре 20°С, выдерживают в течение 1 ч при окружающей температуре (95 ± 2) °С.

6.3. Результаты испытания считают удовлетворительными, если после его окончания в топливном баке не наблюдается ни утечки, ни серьезных деформаций.

7 Маркировка топливного бака

На топливном баке должна быть проставлена фабричная или торговая марка, месяц и год изготовления, номер официального утверждения на соответствие настоящим Правилам. Маркировка должна быть нестираемой и удобно читаемой после установки топливного бака на транспортном средстве.


ОТДЕЛ 1.4  ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
мкр. ВНИИПО, д. 12, г. Балашиха, Московская обл., 143903
Тел. (495) 524-82-21, 521-83-70     тел./факс (495) 529-75-19
E-mail: nsis@pojtest.ru

Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
© ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ, 2009  Все права защищены

Комментарии ()

    Введите сумму 10 + 7