ГОСТ Р 22.8.01-96
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИБЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСТ Р 22.8.01-96 Safety in emergencies. Elimination of emergencies. General requirementsДата введения 1998-01-01 Москва ПРЕДИСЛОВИЕ. 1. РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”. 2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. № 654. 3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ. 4. Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О пожарной безопасности”. СОДЕРЖАНИЕ 3. Определения 5.2 Неотложные работы в зоне ЧС 5.3 Жизнеобеспечение населения в ЧС – по ГОСТ Р 22.0.02 5.4 Обеспечение процесса ликвидации ЧС 5.5 Организация и руководство ликвидацией ЧС Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. Настоящий стандарт применяется совместно с ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ Р 22.2.05, ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ Р 22.9.04. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий. ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ Р 22.0.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ Р 22.2.04-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила. ГОСТ Р 22.2.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила ГОСТ Р 22.3.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования. ГОСТ Р 22.3.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования. ГОСТ Р 22.3.03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения. ГОСТ Р 22.6.01-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования. ГОСТ Р 22.9.02-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования. ГОСТ Р 22.9.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования. 3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями. 3.1.1. биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС. 3.1.2. инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС. 3.1.3. медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС. 3.1.4. радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС. 3.1.5. химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС. 3.1.6. санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС. 3.1.7. пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС. 3.1.8. санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий. 3.1.9. дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами. 3.1.10. детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения. 3.1.11. дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них. 3.1.12. дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами. 3.1.13. Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02 – ГОСТ Р 22.0.05. 4.1. Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов. 4.2. Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия: - разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС; - анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС; - принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ; - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; - обеспечение процесса ликвидации ЧС; - жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС. (Измененная редакция. Изм. № 1) 5.1.1. Основными видами разведки являются: - биологическая; - инженерная; - медицинская; - радиационная; - санитарно-эпидемиологическая; - химическая; - пожарная. 5.1.2. Общие требования к разведке, наблюдению и контролю: - непрерывность; - своевременность; - полнота и достоверность данных. 5.1.3. Биологическая разведка должна: - определить масштабы и границы зон заражения; - выявить источники, определить вид и характер заражения; - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки. 5.1.4. Инженерная разведка должна: - определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС; - определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС; - определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС; - установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС; - установить нахождение пострадавших. 5.1.5. Медицинская разведка должна: - выявить пораженных, их численность и состояние; - наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации; - определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС. 5.1.6. Радиационная разведка должна: - выявить источники радиоактивного загрязнения; - определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС; - определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации; - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки; - предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС. 5.1.7. Санитарно-эпидемиологическая разведка должна: - определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС; - предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина); - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС. 5.1.8. Химическая разведка должна: - выявить источники химического загрязнения; - определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС; - определить обходы участков химического заражения; - предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности; - вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС. 5.1.9. Пожарная разведка должна: - определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров; - оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров; - определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС; - выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров; - определить состояние систем противопожарного водоснабжения. 5.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС. (Измененная редакция. Изм. № 1) 5.2.1. Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью. К аварийно-спасательным работам относят: - поисково-спасательные работы; - горно-спасательные работы; - противофонтанные работы; - работы, связанные с тушением пожаров; - работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС. (Измененная редакция. Изм. № 1) 5.2.2. Неотложные работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. (Измененная редакция. Изм. № 1) 5.2.3. Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории. (Измененная редакция. Изм. № 1) 5.2.4. Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают: - разведку в интересах проведения указанных работ; - инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС; - локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности; - поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших; - создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01; - обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС; - мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС. 5.2.5. Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния. Экстренная медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий. Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают: - проведение биологической и медицинской разведок; - определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку; - оказание пораженным первой медицинской помощи; - оказание пораженным первой врачебной помощи; - оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи; - создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее; - лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02. 5.2.6. Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают: - проведение санитарно-эпидемиологической разведки; - установление характера инфекционной патологии; - активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС; - предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС; - выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними; - соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС; - введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина); - проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС; - осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям; - проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний. 5.2.7. Охрана общественного порядка в зоне ЧС. Охрану общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС. Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают: - организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием; - контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС; - пресечение массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов; - охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения; - учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей; - учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов. 5.3. Жизнеобеспечение населения в ЧС - по ГОСТ Р 22.3.01. (Измененная редакция. Изм. № 1) 5.4. Обеспечение процесса ликвидации ЧС. 5.4.1. Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС. 5.4.2. Основными видами обеспечения являются: - инженерное; - медицинское; - противопожарное; - радиационное и химическое; - транспортное; - дорожное; - материальное; - техническое; - финансовое; - метрологическое; - гидрометеорологическое. 5.4.3. Требования к обеспечению: - высокая готовность; - надежность; - гибкость. 5.4.4. Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС. 5.4.5. Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС. 5.4.6. Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами. 5.4.7. Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население. 5.4.8. Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения. 5.4.9. Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения. 5.4.10. Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС. 5.4.11. Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС. 5.4.12. Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС. 5.4.13. Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС. 5.5. Организация и руководство ликвидацией ЧС. 5.5.1. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется: - в соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях; - в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях; - установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС; - по решению уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и субъектов Российской Федерации. 5.5.2. Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 5.5.3. Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения: - о проведении эвакуационных мероприятий; - об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС; - о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС; - об ограничении доступа людей в зону ЧС. |
ОТДЕЛ 1.4 ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ |
Комментарии ()