Product-quality index system.
Fire extinguishing trucks. Nomenclature of indices.
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 ноября 1985 г. №3715 срок действия установлен с 01.01.87 до 01.01.97.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону.
Стандарт устанавливает номенклатуру основных показателей качества пожарных автомобилей тушения, включаемых в технические задания на научно-исследовательские работы (ТЗ на НИР) по определению перспектив развития пожарных автомобилей тушения, государственные стандарты с перспективными требованиями, а также номенклатуру показателей качества, включаемых в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на пожарные автомобили тушения, технические задания на опытно-конструкторские работы (ТЗ на ОКР), технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ).
| Наименование показателя качества | Обозначение показателя качества | Наименование характеризуемого свойства |
| 1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ |
| 1.1. Масса, кг | М | Материалоемкость |
| 1.2. Удельная мощность, кВт/кг | Nуд. | Динамичность и энерговооруженность |
| 1.3. Вместимость цистерны для воды, м3; л | Vв | Запас огнетушащих веществ |
| 1.4. Вместимость пенобака, м3; л | Vп.о | То же |
| 1.5. Масса вывозимого порошка, кг | Mп | “ |
| 1.6. Масса огнетушащего газа, кг | Мг | “ |
| 1.7. Подача насоса при номинальном числе оборотов, м3/с | Q | Производительность |
| 1.8. Напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: | | Способность сообщать энергию жидкости |
| низкого давления, м | Нн | |
| высокого давления, м | Нв | |
| 1.9. Расход лафетного ствола: | | Интенсивность подачи |
| 1.9.1. Водяного, м3/с | Qв | |
| 1.9.2. Пенного при кратности К, м3/с | Qп | |
| 1.9.3. Порошкового, кг/с | Qпр | |
| 1.10. Дальность струи при подаче лафетным стволом, м: | | Дальность подачи огнетушащих веществ |
| 1.10.1. Водяным | Lв | |
| 1.10.2. Пенным при кратности К | Lп | |
| 1.10.3. Порошковым | Lпр | |
| 1.11. Высота подъема люльки, м | hл | Тактические возможности |
| 1.12. Тип кабины | - | - |
| 1.13. Полноприводные и неполноприводные шасси | - | - |
| 1.14. Компоновочная схема шасси | - | - |
| 1.15. Мощность двигателя (максимальная), кВт | Nд | Тягово-скоростные возможности |
| 1.16. Скорость (максимальная), км/ч | vmax | Скоростные возможности |
| 1.17. Время разгона автомобиля от нулевой скорости до 60 км/ч, с | tр | То же |
| 1.18. Время разгона автомобиля от нулевой скорости до 80 км/ч, с | tp’ | “ |
| 1.19. Число мест для боевого расчета (включая место водителя) | nбр | “ |
| 1.20. Угол опрокидывания, град. | j | Устойчивость |
| 1.21. Коэффициент поперечной устойчивости* | Кус | То же |
| 1.22. Дорожный просвет, мм | a | Проходимость |
| 1.23. Угол свеса, град.: | | То же |
| передний | aп | |
| задний | aз | |
| 1.24. Наименьший радиус поворота автомобиля, м | r | Проходимость |
| 1.25. Радиус проходимости, град.: | | То же |
| поперечный | Rпоп | |
| продольный | Rпрод | |
| 1.26. Вместимость бака для поверхностно-активного вещества, м3; л | Vпав | Запас огнетушащих веществ |
| 1.27. Вместимость емкости на прицепе, м3; л: | | То же |
| цистерны для воды | Vпр. в | |
| пенобака | Vпр.по | |
| 1.28. Наибольшая геометрическая высота всасывания, м | hг.в | Максимальная высота всасывания, при которой обеспечиваются заданные параметры |
| 1.29. Продолжительность заполнения насоса при наибольшей геометрической высоте всасывания, с | tз | Совершенство вакуумной системы |
| 1.30. Расход ручного порошкового ствола, кг/с | Qр.пр | Интенсивность подачи огнетушащих веществ |
| 1.31. Дальность струи при подаче ручным порошковым стволом, м | Lр.пр | Дальность подачи огнетушащих веществ |
| 1.32. Рабочее давление в емкости с порошком (в том числе начальное), мПа | рп(рп.п) | То же |
| 1.33. Рабочее давление в баллонах с огнетушащим газом (в том числе начальное), мПа | рг(рг.н) | - |
| 1.34. Рабочая нагрузка при максимальной высоте стрелы подъемника (максимальная), кгс | рк.д | Тактические возможности |
| 1.35. Рабочий вылет центра люльки от оси поворота основания подъемника (максимальный), м | lкп | Тактические возможности |
| 1.36. Ширина минерализованной полосы, м | b | - |
| 1.37. Запас напорных рукавов (общий), м | Lр | Тактические возможности |
| 1.38. Количество ручных порошковых стволов, шт | n | То же |
| 1.39. Высота пеноподъемника. м | hп | “ |
| 1.40. Возможность дистанционного управления подъемником из люльки | - | “ |
| 1.41. Наличие подбамперных насадков и их количество, шт | | “ |
| передних | Спн | |
| задних | Сзн | |
| 1.42. Способ прокладки рукавов | - | Уровень механизации |
| 1.43. Наличие инструмента для вскрытия фюзеляжей летательных аппаратов | - | То же |
| 1.44. Угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости, град: | b | Тактические возможности |
| 1.44.1. Водяного | bв | |
| 1.44.2. Пенного | bп | |
| 1.44.3 Порошкового | bпр | |
| 1.45. Угол поворота лафетного ствола в вертикальной плоскости, град: | g | Тактические возможности |
| 1.45.1. Водяного | gв | |
| 1.45.2. Пенного | gп | |
| 1.45.3. Порошкового | gпр | |
| 1.46. Крутящий момент на рабочем органе, НЧм (кгсЧм) | Мро | Энергетические возможности агрегатирования |
| 1.47. Тип установки для подогрева воды в цистерне | - | - |
| 1.48. Теплопроизводительность системы подогрева воды, ккал/ч | Qп | - |
| 1.49. Вид потребляемого топлива | - | - |
| 1.50. Вместимость топливных баков | - | - |
| 1.51. Масса металла в автомобиле тушения, кг | Мм | Металлоемкость |
| 2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ |
| 2.1. Установленный ресурс до первого капитального ремонта (ГОСТ 27.002-83), ч | Тур (ГОСТ 27.003-83) | Долговечность |
| 2.2. Установленная безотказная наработка (ГОСТ 27.02-83), ч** | Ту (ГОСТ 27.003-83) | Безотказность |
| 2.3. Полный средний срок службы (ГОСТ 27.002-83), лет | Тсл (ГОСТ27.003-83) | Долговечность |
| 2.4. Средняя суммарная оперативная трудоемкость текущих ремонтов (технического обслуживания) (ГОСТ 21623-76), чел-ч | Sтр (Sр) | Ремонтопригодность |
| 2.5. Коэффициент оперативной готовности (ГОСТ 27.002-83) | Ког (ГОСТ 27.003-83) | Безотказность и ремонтопригодность |
| 2.6. Назначенная наработка насосной установки в номинальном режиме (ГОСТ 27.003-83), ч | Тп (ГОСТ 27.003-83) | Безотказность |
| 3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ, ТОПЛИВА, ЭНЕРГИИ, ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ |
| 3.1. Расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов, кг/ч | g | Экономичность по расходу топлива при эксплуатации |
| 3.2. Удельная масса металла в автомобиле тушения, кг/(м3Чгод); кг/(кгЧгод) | Му.м. | Экономичность по расходу металла |
| 3.3. Удельная масса, кг/(м3Чгод); кг/(кгЧгод) | Му | Экономичность по расходу материалов |
| 4. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
| 4.1. Уровень звукового давления в кабине боевого расчета, дБА | Lа | Гигиеничность |
| 4.2. Уровень освещенности кабины боевого расчета, лк | Уосв | Гигиеничность |
| 4.3. Соответствие надстройки антропометрическим требованиям ГОСТ 12.2.037-78, балл | - | - |
| 4.4. Усилие на органах управления, Н | Рупр | Соответствие физическим возможностям человека |
| 5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
| 5.1. Показатель композиционной целостности, балл | Пк.ц | Композиционная целостность |
| 5.2. Показатель функциональной целостности, балл | Пф.ц | Функциональная целостность |
| 5.3. Показатель совершенства производственного исполнения, балл | Пп.и | Совершенство производственного исполнения |
| 6. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ |
| 6.1. Удельная себестоимость, руб/м3; руб/кг | Sуд | Уровень затрат на производство |
| 6.2. Коэффициент сборности | Ксб | Приспособленность к условиям производства |
| 6.3. Удельная трудоемкость изготовления (ГОСТ 14.205-83), чел.-ч/м3; чел.-ч/кг | Туд | Техническое совершенство |
| 6.4. Удельная энергоемкость, кВтЧч/м3; кВтЧч/кг | Эуд | Экономичность по расходу энергии при производстве |
| 7. ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТИ |
| 7.1. Габаритные размеры, мм: | | Приспособленность к транспортированию |
| ширина | B | |
| высота | h | |
| длина | L | |
| 8.ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ |
| 8.1. Коэффициент применяемости, % | Кпр | Уровень конструктивной приемственности составных частей в изделии |
| 8.2. Коэффициент повторяемости, % | Кп | Уровень внутрипроектной унификации изделия |
| 8.3. Коэффициент межпроектной (взаимной) унификации, % | Км.у | Уровень межпроектной унификации изделия |
| 9. ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
| 9.1. Показатель патентной защиты | Пп.з | - |
| 9.2. Показатель проектной чистоты | Пп.ч | - |
| 10. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ |
| 10.1. Уровень загазованности в кабине боевого расчета, мг/м3 | Узаг | Эксплуатационная безопасность |
| 10.2. Возможность дистанционного управления лафетным стволом | - | Удобство управления |
| 11. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
| 11.1. Годовой экономический эффект от применения одной автомашины, руб | Эг | - |
| 11.2. Лимитная цена, руб | Цл | - |
| * Показатель определяется расчетным путем ** Показатель устанавливается по результатам подконтрольной эксплуатации. Примечание: Основные показатели напечатаны жирным шрифтом. |
1.2. Алфавитный перечень показателей качества пожарных автомобилей тушения приведен в справочном приложении 1.
1.3. Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 2.
2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ТУШЕНИЯ
2.1. Перечень основных показателей качества:
расход топлива при стационарной работе агрегатов.
2.2. Применяемость показателей качества пожарных автомобилей тушения, включаемых в ТЗ на НИР по определению перспектив развития продукции, в государственные стандарты с перспективными требованиями (ГОСТ ОТТ), в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ), ТЗ на ОКР, приведена в табл. 2.
| Вместимость бака для поверхностно-активного вещества | 1.26 |
| Вместимость емкости на прицепе | 1.27 |
| Вместимость пенобака | 1.4 |
| Вместимость цистерны для воды | 1.3 |
| Возможность дистанционного управления лафетным стволом | 10.2 |
| Возможность дистанционного управления подъемником из люльки | 1.40 |
| Время разгона автомобиля от нулевой скорости до 60 км/ч | 1.17 |
| Время разгона автомобиля от нулевой скорости до 80 км/ч | 1.18 |
| Высота пеноподъемника | 1.11 |
| Высота подъема люльки | 1.39 |
| Геометрическая наибольшая высота всасывания | 1.28 |
| Давление рабочее в баллонах с огнетушащим газом | 1.32 |
| Давление рабочее в емкости с порошком | 1.33 |
| Дальность струи при подаче лафетным стволом: | 1.10 |
| водяным | 1.10.1 |
| пенным | 1.10.2 |
| порошковым | 1.10.3 |
| Дальность струи при подаче ручным порошковым стволом | 1.31 |
| Дорожный просвет | 1.22 |
| Запас напорных рукавов | 1.37 |
| Количество ручных порошковых стволов | 1.38 |
| Компоновочная схема шасси | 1.14 |
| Коэффициент межпроектной (взаимной) унификации | 8.3 |
| Коэффициент оперативной готовности | 2.5 |
| Коэффициент повторяемости | 8.2 |
| Коэффициент поперечной устойчивости | 1.21 |
| Коэффициент применяемости | 8.1 |
| Коэффициент сборности | 6.2 |
| Масса | 1.1 |
| Масса вывозимого порошка | 1.5 |
| Масса металла удельная | 3.2 |
| Масса огнетушащего газа | 1.6 |
| Масса удельная | 3.3 |
| Момент крутящий на рабочем органе | 1.46 |
| Мощность двигателя (максимальная) | 1.15 |
| Мощность удельная | 1.2 |
| Нагрузка рабочая при максимальном вылете стрелы подъемника (максимальная) | 1.34 |
| Наличие инструмента для вскрытия фюзеляжей летательных аппаратов | 1.43 |
| Наличие подбамперных насадков и их количество | 1.41 |
| Напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов | 1.8 |
| Наработка безотказная установленная | 2.2 |
| Наработка назначенная насосной установки в номинальном режиме | 2.6 |
| Подача насоса при номинальном числе оборотов | 1.7 |
| Показатель композиционной целостности | 5.1 |
| Показатель патентной защиты | 9.1 |
| Показатель патентной чистоты | 9.2 |
| Показатель совершенства производственного исполнения | 5.3 |
| Показатель функциональной целостности | 5.2 |
| Продолжительность заполнения насоса при наибольшей | |
| геометрической высоте всасывания | 1.29 |
| Рабочий вылет центра люльки от оси поворота основания подъемника (максимальный) | 1.35 |
| Радиус поворота автомобиля наименьший | 1.24 |
| Радиус проходимости | 1.25 |
| Размеры габаритные | 7.1 |
| Расход лафетного ствола: | 1.9 |
| водяного | 1.9.1 |
| пенного | 1.9.2 |
| порошкового | 1.9.3 |
| Расход ручного порошкового ствола | 1.30 |
| Расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов | 3.1 |
| Ресурс установленный до первого капитального ремонта | 2.1 |
| Себестоимость удельная | 6.1 |
| Скорость (максимальная) | 1.16 |
| Соответствие надстройки антропометрическим требованиям, установленных в ГОСТ 12.2.037—78 | 4.3 |
| Способ прокладки рукавов | 1.42 |
| Средняя суммарная оперативная трудоемкость текущих ремонтов (технических обслуживаний) | 2.4 |
| Срок службы средний полный | 2.3 |
| Теплопроизводительность системы подогрева воды | 1.48 |
| Тип кабины . | 1.12 |
| Тип установки для подогрева воды в цистерне | 1.47 |
| Топливные баки, вместимость | 1.50 |
| Топливо потребляемое, вид | 1.49 |
| Трудоемкость изготовления удельная | 6.3 |
| Угол опрокидывания | 1.20 |
| Угол поворота лафетного ствола в вертикальной плоскости: | 1.45 |
| водяного | 1.45.1 |
| пенного | 1.45.2 |
| порошкового | 1.45.3 |
| Угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости: | 1.44 |
| водяного | 1.44.1 |
| пенного | 1.44.2 |
| порошкового | 1.44.3 |
| Угол свеса | 1.23 |
| Уровень звукового давления в кабине боевого расчета | 4.1 |
| Уровень освещенности в кабине боевого расчета | 4.2 |
| Уровень загазованности в кабине боевого расчета | 10.1 |
| Усилие на органах управления | 4.4 |
| Цена лимитная | 11.2 |
| Число мест для боевого расчета (включая место водителя) | 1.19 |
| Шасси полноприводные и неполноприводные | 1.13 |
| Ширина минерализованной полосы . | 1.36 |
| Экономический годовой эффект от применения одной | |
| автомашины | 11.1 |
| Энергоемкость удельная | 6.4 |
Комментарии ()