Зачем платить лишний миллион?
Автор: Путилин Игорь Павлович, заместитель генерального директора по маркетингу НВП «БОЛИД»
За 74 года советской власти и последующие 22 года строительства нового капитализма в нашей стране так и не смогли преодолеть «особого» отношения к зарубежным брендам. Наверное, у обывателя этому есть оправдание: мы до сих пор не умеем делать холодильники, пылесосы, а те из нас, кто пересел с отечественного автомобиля на иномарку, уже, наверное, никогда не вернется назад. Вероятно, многие руководители и бизнесмены «вышли из народа», мыслят теми же категориями и обустраивают свой деловой интерьер, окружая себя зарубежными лейблами на креслах, компьютерах, томографах, поездах, самолетах. Однако им, похоже, невдомек, что есть отрасль, в которой отечественный производитель всего за два десятка лет не только научился делать конкурентоспособную продукцию, но и занял доминирующую позицию на рынке. Это отрасль систем безопасности и ее рынок.
Любопытная статистика: в первый год открытия известной международной выставки «Охрана, безопасность и противопожарная защита» (МИПС) в Москве в 1995 году среди 125 компаний-участников был только один производитель из России. В то время на рынке безопасности была явная государственная протекция для зарубежных компаний и игнорирование интересов отечественных предприятий. Таможенная пошлина на электронные компоненты достигала 30%, а пошлина на готовые изделия – была (и остается сегодня) 5%. Ну как в таких условиях российскому инженеру создать конкурентоспособные приборы? Однако создали! В этом году среди экспонентов МИПС можно насчитать не менее 50 российских компаний. По косвенным оценкам, в области охранно-пожарной сигнализации (ОПС) отечественные компании занимают не менее 80% внутреннего рынка. В чем же секрет успеха? Ответ простой: мы научились делать надежное оборудование по доступной цене. Сегодня наши приборы зачастую не только не уступают по функционалу, но более адаптированы к российскому потребителю, легко настраиваются и не требуют специального обучения в вопросах эксплуатации. Например, за последние 10 лет специалисты установили на объектах миллионы современных адресно-аналоговых пожарных извещателей и адресных приемно-контрольных приборов отечественного производства и на многолетней практике получили подтверждение их надежности и эффективности.
Где же удерживают позиции зарубежные партнеры? Как правило, на объектах с иностранным инвестиционным капиталом, где выбор брендов диктует инвестор. Частично — на объектах с коррупционной составляющей, где налицо «сфабрикованный» тендер или имеется цель получить «откат» с закупки дорогостоящего оборудования. Частично – на объектах, где еще не научились считать деньги. Из этих вариантов: первый случай — не подлежит влиянию даже при желании других сторон, действует принцип «кто платит, тот и заказывает музыку»; второй случай — предмет изучения служб внутренней безопасности, тендерных комитетов и федеральной антимонопольной службы; третий случай — самый интересный.
Пройдемся по банкам
Зайдя в офис банка, опытным глазом легко определить тип пожарной сигнализации — по извещателям на потолке. У подавляющего большинства производителей форма пожарного извещателя своеобразна и узнаваема. Центр Москвы, небольшой офис одного их «народных» банков с большой долей государственного капитала, на потолке извещатели европейского производства. Непреодолимо хочется понять мотивы применения этого типа оборудования. Зарубежное инвестирование исключено — не тот масштаб проекта, коррупционную составляющую не рассматриваем — у банка компетентная служба безопасности и безупречная репутация, остается третий вариант. Попробуем посчитать деньги за тех, кто не умеет. Цена зарубежного дымового адресно-аналогового пожарного извещателя в среднем 60 евро, отечественного порядка 15, в офис их требуется около 50 штук. Цена центрального блока (пожарной панели) — от 500 до 3000 евро, отечественный аналог стоит от 100 до 250 евро. Итоговая разница стоимости оборудования пожарной сигнализации — минимум 3000 евро. Наверное, для банка — это «копейки», но расчеты на этом не заканчиваются. Всего в стране около 1200 офисов этого популярного кредитного учреждения. Итоговый результат — 3,6 млн. евро потраченных «лишних» денег. При этом у другого, еще более «народного» банка с еще большей долей государственного капитала в нашей стране имеется 20000 офисов, и для их оснащения зарубежной сигнализацией потребуется (или уже потребовалось?) потратить 60 млн. евро, или по сегодняшнему курсу — более 2,5 млрд. рублей. Очевидно, эти «просчеты» в банках совершили не финансисты, у них обычно все сходится до копеечки.Посетим офисный центр
Средний офисный центр можно оборудовать пожарной сигнализацией с 1000 извещателями, количество центрального оборудования для их контроля зависит от производителя — от 127 до 4000 адресов на панель. Используя аналогичные расчеты из предыдущего параграфа, получим разницу в цене между зарубежным и отечественным оборудованием порядка 45000 евро, или около 2 млн. рублей. Трудно найти аргументы в пользу траты «лишних» миллионов. Ведь у отечественного производителя есть весь необходимый функционал для противопожарных систем офисного центра:- программная интеграция между системами пожарной сигнализации, оповещения о пожаре и пожаротушения,
- аппаратная или программная интеграция с комплексами мониторинга инженерных систем или пожарными системами других производителей,
- программный графический интерфейс для круглосуточного дежурного или диспетчера,
- передача по различным каналам связи тревожных сигналов в пожарную часть и служебных сигналов в обслуживающую организацию,
- удаленный мониторинг параметров шлейфов сигнализации или состояния запыленности дымовых пожарных извещателей.
Комментарии ()