Пожарный автомобиль газового тушения
Пожарный автомобиль газового тушения — пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения и подачи газового ОТВ (состава) в газообразном или жидком состоянии и предназначенный для доставки на место пожара личного состава и пожарно-технического вооружения. В качестве ОТВ в пожарном автомобиле газового тушения (АГТ), как правило, используются диоксид углерода и азот. По способу хранения газового огнетушащего вещества АГТ разделяются на автомобили с баллонной и резервуарной системой хранения. В настоящее время изготавливаются три модели автомобиля газового тушения с баллонной системой хранения газа:
- - АГТ-1000 на шасси ЗИЛ-4331,
- - АГТ-600 на шасси ГАЗ- 3307,
- - АГТ-250 на шасси УАЗ-3303.
Масса ОТВ в этих автомобилях составляет соответственно 1000, 600 и 250 кг, и хранится оно в 40-литровых баллонах по 40, 24 и 9 шт., при давлении (Нормальные условия) около 6,0 (60) МПа (кгс/см 2 ). Подача СО2 производится по рукавам на катушках в количестве 4, 4 и 2 шт. в каждой из АГТ. При истечении из специальных раструбов жидкий диоксид углерода превращается в газообразную и твёрдую фазы с температурой около минус 70 °С, обеспечивая эффект тушения путём инертного разбавления среды и охлаждения горящей поверхности.
В СССР экспериментальный образец на шасси КамАЗ-53213 с изотермическим резервуаром для хранения 4000 кг СО 2 создан в 1980-е гг. сотрудниками Харьковской ИПЛ. Диоксид углерода хранился в резервуаре при температуре минус 35—45 °С и давлении 0,8—1,2 МПа. Подача заряда осуществлялась по металлорукаву.
В России изготовлен опытный образец автомобиля газового тушения с изотермическим способом хранения ОТВ в криогенном резервуаре. Впервые АП изготовило ФГУП «ОКВ Гранат им. В.К. Орлова» (Москва) в 2003 году, данный автомобиль имеет запас жидкого азота в 4 000 кг и смонтирован на шасси ЗИЛ-IЗЗГЯ, а затем на шасси КамАЗ. Подача жидкого азота осуществляется с использованием металлорукава или из лафетного ствола. Рабочее давление в криогенном резервуаре поддерживается в пределах 1,3—1,6 МПА, температура азота от минус 193 до минус 173 °С.
Лит.: Пожарные автомобили предприятий России: Сб. нормативных док. Вып. 8. М., 2000; Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.
Комментарии ()