Энциклопедия - н

   Энциклопедия

Нормативная интенсивность подачи огнетушащего вещества

Нормативная интенсивность подачи огнетушащего вещества — опреде­ляется какинтенсивность подачи огнетушащего веществадля тушения конкретного объекта, установ­ленная в действующей нормативной документации. При нормативной (оптимальной) интенсивности подачи различныхогнетушащих веществ прекращениегорения осуществляется за практически приемлемое время, называемое нормативным. Дальнейшее увеличение интенсивности подачи огнетушащего веще­ства сверх нормативного не приводит к заметному сокращению времени прекращения горения. Так, в соответствии с нормативным документом:
  • дляустановок водяного ипенного пожаротушения нор­мативные интенсивности подачи (интенсивности орошения) составляют от 0,08 до 0,50 л/(м2/с);
  • для АУГП модульного типа, где в качестве газовых огнетушащих веществ применяются сжиженные газы (кроме двуокиси углерода), установлено время их подачи не более 10 секунд;
  • для АУГП централизованного типа, в которых в качествегазовых огнетушащих веществ используются сжиженные газы (кроме дву­окиси углерода), установлено время их подачи не более 15 секунд;
  • для АУГП модульного и централизованно­го типов, в которых в качестве газовых огнетушащих веществ применяются двуокись углерода или сжа­тые газы, установлено время их подачи не более 60 секунд;
  • для АУГП в негерметичных помещениях интен­сивность подачи огнетушащих веществ должна быть равна или свыше некоторой величины, обеспечивающей нако­плениеогнетушащего аэрозоля в защищаемом помещении до концентрации, при которой возможно эф­фективноетушение пожара.
Нормативная интенсивность подачи огнетушащего вещества определяется, исходя из значений критической (пороговой) интенсивности подачи огнетушащего вещества, путём умножения последней на некоторый коэффициент безопасности.

Литература: НПБ 88-2001*. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.
26 апреля 2008, 10:09   Екатерина 0    1182   0 0
   Энциклопедия

Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений

Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооруженийпожарный риск, уровень которого обоснован, исходя из социально-экономических соображений. Коли­чественные характеристики допустимых значений пожарного риска нормируются действующими доку­ментами. Значения предельно допустимого пожарного риска, как правило, задаются директивно и долж­ны гарантировать, что население, проживающее вблизи опасного объекта, и персонал объекта не будут подвергаться чрезмерной опасности. Для промышленных объектов используются следующие значения предельно до­пустимого пожарного риска.

Индивидуальный пожарный риск (ИПР) для персонала промышленного объекта:
  • риск > 10-4 год-1 — безус­ловно неприемлем. При таких значениях ИПР эксплуатация объекта является недопустимой;
  • риск < 10-6 год-1 — безусловно приемлем. При таких значениях ИПРпожарная безопасность персонала объекта считается безусловно обеспеченной;
  • риск между 10-6 и 10-4 год-1 — приемлем при соответствующем обосновании. При таких значениях ИПР считается допустимым только тогда, когда приняты меры, по­зволяющие его снизить настолько, насколько это практически целесообразно. При этом для отдельных катего­рий персонала, деятельность которого характеризуется повышенным уровнемпожарной опасности (например, персонал буровых установок на объектах добычи нефти и газа), может быть использовано более высо­кое значение предельно допустимого ИПР (например, 5,0-10-4 год-1).
ИПР для населения, проживающего вблизи промышленного объекта:
  • риск > 10-6 год-1 — безусловно не­приемлем;
  • риск < 10-8 год-1 — безусловно приемлем;
  • риск между 10-6 и 10-8 год-1 — приемлем при со­ответствующем обосновании.
Социальный пожарный риск для населения, проживающего вблизи промышленного объекта:
  • риск > 10-5 год-1 — безусловно неприемлем;
  • риск < 10-7 год-1 — безусловно приемлем;
  • риск между 10-5 и 10-7 год-1 — прием­лем при соответствующем обосновании.
Литература: Руководство по оценке пожарного риска для промышленных предприятий. М., 2006.
26 апреля 2008, 10:12   Екатерина 0    2046   0 0
   Энциклопедия

Нормативное правовое регулирование

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности — принятие органами государственной власти НПА попожарной безопасности. Основу нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности составляетФЗ «О пожарной безопасности», который определяет об­щие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, орга­низациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает:
  • виды и основные задачипожарной охраны;
  • структуруГПС;
  • порядок осуществленияГПН;
  • основы правового статуса личного состава ГПС;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • полномочия федеральных органов исполнительной власти и ор­ганов исполнительной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности;
  • порядок нормативного пра­вового и технического регулирования в области пожарной безопасности, разработки и реализациимер пожарной безопасности;
  • порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны длятушения по­жаров и проведенияACР;
  • порядокинформационного обеспечения в области пожарной безопасности ипро­тивопожарной пропаганды иобучения мерам пожарной безопасности;
  • права, обязанности граждан и организаций в области пожарной безопасности;
  • ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Наряду с ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование осуществляется в соответствии с НПА федерального уровня, ведомственными НПА и НПА субъектов РФ. Субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции НПА, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности на территории субъекта РФ и не снижающие требований пожарной безопасности, установлен­ных федеральным законодательством.

Литература: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
26 апреля 2008, 10:16   Екатерина 0    1886   0 0
   Энциклопедия

Нормативные документы по пожарной безопасности

Нормативные документы по пожарной безопасности — принятые в установ­ленном порядке уполномоченным государственным органом документы, содержащие требованияпожарной безопас­ности и устанавливающие количественные и качественные критерииобеспечения пожарной безопасно­сти, требования пожарной безопасности к группам однородныхобъектов защиты на стадиях их про­ектирования, изготовления, эксплуатации и утилизации, а также к пожарно-технической продукции, системам и средствам обеспечения пожарной безопасности, видам деятельности (работам, услугам) и методам испытаний в этой области.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, НПБ иППБ, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Порядок разработки проектов нормативных документов, которые принимаются федеральными органами испол­нительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, их рассмотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется федеральными органами исполнительной власти самостоятельно с учетом требований законодательных и иных НПА РФ. Согла­сованные нормативные документы подлежат обязательной регистрации в МЧС России. Нормативные документы подлежат опубликованию в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим нормативный документ. Порядок разработки органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безо­пасности, введения их в действие и применения, их рассмотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного само­управления, организациями самостоятельно с учетом требований законодательных и иных НПА РФ. Нормативные документы утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъекта РФ, органов ме­стного самоуправления или организаций в пределах их компетенции. Нормативный документ вводится в действие в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного само­управления, организацией) после его согласования и регистрации ворганах ГПН. Нормативные доку­менты публикуются в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или организацией. Проекты нормативных документов разрабатываются с учётом прак­тики применения положений других нормативных документов, в том числе международных, и результатов соот­ветствующих научных исследований. Нормативные документы не должны содержать правовые нормы. В процессе разработки документа обосновывается необходимость
26 апреля 2008, 10:21   Екатерина 0    3894   0 0
   Энциклопедия

Нормативные показатели пожаротушения

Нормативные показатели пожаротушения, см. Время тушения пожара, Интен­сивность подачи огнетушащих веществ, Удельный расход огнетушащего вещества.
26 апреля 2008, 10:24   Екатерина 0    869   0 0
   Энциклопедия

Нормирование огнестойкости

Нормирование огнестойкости, см. Огнестойкость зданий (пожарных отсеков).
26 апреля 2008, 10:26   Екатерина 0    977   0 0
   Энциклопедия

Нормы пожарной безопасности (НПБ)

Нормы пожарной безопасности (НПБ) — нормативный документ попожарной безопасности, устанавливающий общие принципы, количественные и качественные критерии, требова­нияпожарной безопасности к однородным группамобъектов защиты на стадиях их проектирования, реконструкции, изготовления и строительства, а также к пожарно-технической продукции и организационно-техническим мероприятиям пообеспечению пожарной безопасности.

НПБ разрабатываются в соответствии с Правилами разработки и введения в действие норма­тивных документов по пожарной безопасности. Отдельные НПБ, утвержденные приказом МВД (МЧС) России регистри­рованы Минюстом России и являются НПА РФ. НПБ утверждаются руководителем федерального органа исполни­тельной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, или иным уполномо­ченным на это должностным лицом. НПБ не должны содержать правовые нормы. В случае, если доку­мент, изданный федеральным органом исполнительной власти, содержит правовые нормы, он подлежит государственной регистрации в Минюсте России. Разъяснения по применению отдельных требований нормативных доку­ментов по пожарной безопасности даются организацией, подписавшей (утвердившей) документ. Нормы пожарной безопасности, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, подлежат обязательному опубликованию вжурнале «Пожарная безопасность» и вступают в силу со дня опубликования, если более поздний срок не уста­новлен самими нормативными документами. В настоящее время действует около 145 НПБ. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов требо­вания НПБ являются обязательными для исполнения и применения в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муници­пального имущества.

Литература: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон от 27 декаб­ря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Приказ МВД России от 23 ноября 1998 г. № 769 «Об утверждении Правил разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности»; Постановление Правитель­ства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
26 апреля 2008, 10:26   Екатерина 0    1251   0 0