СТО РЖД 1.15.009-2009
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")
СТАНДАРТ ОАО "РЖД"
Система управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД"
Основные положения
СТО РЖД 1.15.009-2009
Дата введения - 2010-02-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ"), Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".
2 ВНЕСЕН Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО "РЖД" от 12 января 2010 г. № 16р.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные цели, задачи и элементы системы управления пожарной безопасностью в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД").
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".
Применение настоящего стандарта дочерними обществами ОАО "РЖД" устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО "РЖД" и дочерними обществами в соответствии с регламентом ОАО "РЖД" [1].
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".
При применении настоящего стандарта необходимо пользоваться федеральными законами, нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют вопросы пожарной безопасности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования.
ГОСТ Р 12.3.047-98 ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 аудит пожарной безопасности: Независимая оценка соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности, которую проводят на основании договора между собственником объекта защиты и экспертной организацией, получившей аккредитацию в установленном законом порядке.
3.1.2 ведомственный пожарный надзор: Деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статья 1]
3.1.3 гарнизон пожарной охраны: Совокупность, расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.
[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статья 1]
3.1.4 государственный пожарный надзор: Осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам проверки.
[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статья 1]
3.1.5 декларация пожарной безопасности: Форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
[Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статья 2]
3.1.6 допустимый пожарный риск: Пожарного риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий.
[Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статья 2]
3.1.7 загорание: Неконтролируемое горение вне специального очага, без нанесения ущерба.
[ГОСТ 12.1.033-81, статья 1]
3.1.8 индивидуальный пожарный риск: Пожарного риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара.
[Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статья 2]
3.1.9 лицензия: Специальное разрешение (право) на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
[Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статья 2]
3.1.10 нарушение требований пожарной безопасности: Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статья 1]
3.1.11 объект защиты: Здания, сооружения, строения, железнодорожный подвижной состав и иное имущество филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", к которым установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
3.1.12 опасные факторы пожара: Факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.
[Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статья 2]
3.1.13 пожар: Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статья 1]
3.1.14 пожарная безопасность: Состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статья 1]
3.1.15 пожарная безопасность объекта защиты: Состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия па людей и имущество опасных факторов пожара.
[Федеральный закон от 22 июля 2008 г, № "123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статья 2]
3.1.16 пожарный риск: Мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
[Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статья 2]
3.1.17 правила пожарной безопасности: Комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований и норм пожарной безопасности при строительстве и эксплуатации объекта.
[ГОСТ 12.1.033-81, статья 42]
3.1.18 производственный контроль: Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности на объекте защиты.
3.1.19 противопожарное мероприятие: Мероприятие организационного и (или) технического характера, направленное на соблюдение противопожарного режима, создание условий для заблаговременного предотвращения и (или) быстрого тушения пожара.
3.1.20 система обеспечения пожарной безопасности: Совокупности сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статья 3]
3.1.21 система предотвращения пожара: Комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты.
[Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статья 2]
3.1.22 система противопожарной защиты: Комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объекты защиты (продукцию).
[Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статья 2]
3.1.23 система управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД": Комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих требования по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты.
3.1.24 требования пожарной безопасности: Специальные условия специального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статья 1]
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ДПД - Добровольная пожарная дружина;
ПТК - Пожарно-техническая комиссия;
СУПожБ - Система управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД";
ГПС - Государственная противопожарная служба;
ТПТК - Территориальная (региональная) пожарно-техническая комиссия;
ФГП ВО ЖДТ России - Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации";
ФОИВ - Федеральные органы исполнительной власти;
ЦПТК - Центральная пожарно-техническая комиссия ОАО "РЖД";
МЧС России - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации.
4 Основные цели и задачи
4.1 СУПожБ является подсистемой корпоративной системы управления ОАО "РЖД".
Эффективность СУПожБ обеспечивают распределением функций и ответственности на всех уровнях управления. Структурная схема системы управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД" приведена в приложении А.
4.2 Основными целями внедрения и функционирования СУПожБ являются:
- организация выполнения требований пожарной безопасности на объектах защиты;
- минимизация рисков возникновения пожаров на объектах защиты.
4.3 Основными задачами СУПожБ являются:
- формирование системы предотвращения пожара;
- внедрение систем противопожарной защиты;
- мониторинг состояния пожарной безопасности объектов защиты;
- организация деятельности пожарной охраны;
- управление рисками в области пожарной безопасности;
- взаимодействие с ФОИВ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- координация деятельности филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", направленной на предупреждение пожаров и обеспечение готовности к локализации и ликвидации их последствий;
- изучение и распространение передового опыта в области пожарной безопасности.
5 Основные направления выполнения требований пожарной безопасности
5.1 Основные направления
Основными направлениями выполнения требований пожарной безопасности в ОАО "РЖД" являются:
- организация пожарной охраны ;
- организация тушения пожаров;
- внедрение на объектах защиты систем предупреждения пожаров;
- обучение работников мерам пожарной безопасности;
- внедрение на объектах защиты систем противопожарной защиты.
5.2 Организация пожарной охраны в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД"
5.2.1 На объектах защиты осуществляют свою деятельность следующие виды пожарной охраны:
- государственная противопожарная служба [2];
- ведомственная пожарная охрана [2];
- частная пожарная охрана [2];
- добровольная пожарная охрана [2].
5.2.2 ГПС осуществляет функции организации и профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, организацию и осуществление тушения пожаров, проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности [2].
5.2.3 Функции ведомственной пожарной охраны в ОАО "РЖД" выполняет ФГП ВО ЖДТ России, являющееся составной частью ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, в соответствии с положением [3].
ФГП ВО ЖДТ России проводит профилактические работы по предупреждению пожаров, осуществляет контроля, за обеспечением пожарной безопасности и пожарный- надзор, участвует в тушении пожаров, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте Российской Федерации и проведении аварийно-спасательных работ в зоне осуществления перевозочного процесса.
5.2.4 Частная пожарная охрана создается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Частная пожарная охрана организует и осуществляет профилактику пожаров, спасение людей и имущества при пожарах на объектах защиты.
5.2.5 Ведомственная и частная пожарная охрана осуществляют свою деятельность на договорных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].
5.2.6 Для обеспечения первичных мер пожарной безопасности структурные подразделения филиалов ОАО "РЖД" создают добровольные пожарные дружины.
Члены добровольных пожарных дружин имеют право на страхование и социальную защиту.
5.3 Организация тушения пожаров
5.3.1 Тушение пожаров на объектах защиты осуществляют силы и средства гарнизона пожарной охраны в соответствии с расписанием выезда.
5.3.2 Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров на объектах защиты определяет ГПС.
5.3.3 Непосредственное руководство тушением пожаров осуществляет руководитель тушения пожара. Руководитель тушения пожара управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны.
5.3.4 Руководители структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" должны оказывать помощь руководителю тушения пожара, вмешиваться в действия руководителя тушения пожара запрещается.
5.4 Внедрение на объектах защиты систем предупреждения пожаров
5.4.1 Организацию системы предупреждения пожаров в ОАО "РЖД" осуществляют путем проведения:
- пожарно-технических обследований;
- работы ПТК.
5.4.2 Пожарно-технические обследования проводят с целью:
- предупреждения образования горючей среды;
- предотвращения образования в горючей среде источников зажигания;
- предупреждения пожаров от воздействия электрического тока;
- предупреждения повреждений аппаратов и трубопроводов;
- ликвидации условий теплового, химического и микробиологического самовозгорания веществ, материалом, изделий и конструкций;
- организации контроля за проведением пожароопасных работ;
- организации контроля за состоянием путей эвакуации;
- организации контроля за состоянием прилегающей территории и обеспечением свободного доступа ко зданиям, сооружениям и водоисточникам;
- правильного содержания средств пожарной автоматики и противопожарного водопровода.
5.4.3 Пожарно-технические обследования проводят:
- органы Государственного пожарного надзора в сроки, установленные организационно-распорядительным документом МЧС России [4] и в соответствии с законодательством Российской Федерации [10];
- ведомственный пожарный надзор не менее двух раз в год.
Выявленные в ходе проверки несоответствия оформляют предписаниями, постановлениями и другими соответствующими актами, которые руководитель филиала, структурного подразделения филиала ОАО "РЖД" принимает к обязательному исполнению. По итогам обследований руководитель филиала, структурного подразделения филиала ОАО "РЖД" разрабатывает мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
5.4.4 Руководитель филиала и структурного подразделения филиала ОАО "РЖД" для постоянного контроля за противопожарным состоянием, привлечения к разработке противопожарных мероприятий специалистов, рабочих и служащих создает ПТК. Работу ПТК строят на плановой основе и в соответствии с их положениями. Основным направлением деятельности ПТК является проведение осмотра производственных зданий, лабораторий, складов, мастерских и других производственных помещений для выявления нарушения требований пожарной безопасности.
По результатам осмотра комиссия составляет акт, в котором указывает обнаруженные нарушения и меры по их устранению.
5.5 Обучение работников ОАО "РЖД" мерам пожарной безопасности
5.5.1 Обучение работников ОАО "РЖД" мерам пожарной безопасности проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности [2] и нормами пожарной безопасности [5].
5.5.2 Порядок проведения обучения руководителей, специалистов и работников определен организационно-распорядительным документом ОАО "РЖД".
5.5.3 Проверка знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение по пожарно-техническому минимуму без отрыва от производства, осуществляют комиссии, которые создают приказом (распоряжением) руководителя структурного подразделения филиала ОАО "РЖД".
5.5.4 Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводят в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД" в течение месяца после приема на работу и с периодичностью обучения не реже одного раза в три года.
5.5.5 Руководители, специалисты и работники структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД", связанные с взрывопожароопасным производством, проходят обучение один раз в год в специализированных учебных заведениях, имеющих лицензию или аккредитацию на право ведения образовательной деятельности.
5.5.6 Обучение и проверку знаний работников основных профессий структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД", обслуживающих взрывопожароопасные производства и железнодорожный подвижной состав проводят в организациях, реализующих программы профессиональной подготовки, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности.
5.5.7 Организация проведения инструктажей по пожарной безопасности возложена на руководителей структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД".
5.5.8 Проведение ежегодных смотров-конкурсов на лучшее противопожарное состояние объектов -защиты проводят в соответствии с организационно-распорядительным документом ОАО "РЖД" [6].
5.6 Внедрение и обслуживание на объектах защиты систем противопожарной защиты
5.6.1 Целью внедрения на объектах защиты систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара.
5.6.2 Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты для объектов защиты определяют в соответствии со спецификой работы ОАО "РЖД" и утверждают у руководителей ОАО "РЖД".
5.6.3 Системы противопожарной защиты вводят в эксплуатацию по результатам работы приемочных комиссий.
5.6.4 Системы противопожарной защиты обслуживают на договорной основе специализированные организации, имеющие лицензии на право монтажа и ремонта пожарного оборудования.
5.6.5 Ответственность за внедрение, организацию обслуживания и содержание систем противопожарной защиты возлагают на руководителей филиалов ОАО "РЖД".
6 Основные направления системы управления пожарной безопасностью по минимизации пожарных рисков на объектах защиты
6.1 Основные направления
Основные направления деятельности СУПожБ, обеспечивающими управление рисками, на объектах защиты включают:
- нормативное обеспечение пожарной безопасности;
- оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности;
- взаимодействие с ФОИВ.
6.2 Нормативное обеспечение пожарной безопасности
6.2.1 Организацию разработки нормативных актов ОАО "РЖД" по пожарной безопасности (стандарты, правила, инструкции, положения) осуществляют подразделения аппарата управления ОАО "РЖД".
6.2.2 Нормативные документы по пожарной безопасности ОАО "РЖД", устанавливающие организационные и технические требования по пожарной безопасности, подлежат согласованию с Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".
6.2.3 Филиалы и структурные подразделения ОАО "РЖД" на основании нормативных документов по пожарной безопасности ОАО "РЖД" издают приказы, распоряжения, организуют разработку инструкций по пожарной безопасности по видам выполняемых работ и профессиям. Доводят до сведения руководителей структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" информацию о действующих и вновь вводимых нормативных правовых актах Российской Федерации и локальных нормативных актах ОАО "РЖД" в области пожарной безопасности.
6.2.4 Технологическую документацию в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД" разрабатывают с учетом требований ГОСТ Р 12.3.047 и согласовывают с ФГП ВО ЖДТ России.
6.3 Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности
6.3.1 Оценку соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в соответствии с федеральным законом [7] проводят в формах:
- аккредитации;
- независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
- государственного пожарного надзора;
- декларирования пожарной безопасности;
- исследований (испытаний);
- подтверждения соответствия объектов защиты;
- производственного контроля;
- экспертизы.
6.3.2 Аккредитации подлежат услуги ФГП ВО ЖДТ России в области пожарной безопасности.
6.3.3 Аудит пожарной безопасности проводят на объектах защиты, для которых принято решение о проведении независимой оценки пожарного риска.
6.3.4 Государственный пожарный надзор на объектах защиты проводят органы ГПС.
6.3.5 Декларированию подлежат объекты защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1-1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений) [7].
6.3.6 Расчет пожарного риска проводят на объектах защиты при невозможности выполнения отдельных требований нормативных документов в силу конструктивных или иных особенностей здания или сооружения.
6.3.7 Обязательное подтверждение соответствия объектов защиты осуществляют в форме декларирования пожарной безопасности.
6.3.8 Приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты, а также систем пожарной безопасности производят в соответствии с порядком, установленным в ОАО "РЖД" [11].
6.3.9 Производственный контроль на объектах защиты производит ПТК и ДПД объектов защиты.
6.3.10 Экспертизы технических решений в области пожарной безопасности, применяемых на объектах защиты, проводят в аккредитованных центрах по заявкам руководителей структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД".
6.4 Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти
6.4.1 Взаимодействие с ФОИВ осуществляют при:
- контроле за соблюдением законодательства в области пожарной безопасности в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД";
- расследовании причин пожаров;
- проверке учета пожаров и загораний;
- рассмотрении жалоб и предложений граждан;
- проведении работ по подготовке локальных нормативных актов по пожарной безопасности.
6.4.2 Контроль за соблюдением в ОАО "РЖД" законодательства в области пожарной безопасности осуществляют:
- ГПС на стационарных объектах ОАО "РЖД";
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на подвижном составе.
6.4.3 Взаимодействие в рамках расследования пожаров с участием надзорных органов возлагают на руководителей филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", а также руководителей ФГП ВО ЖДТ России и его филиалов.
6.4.4 Сверку данных по количеству пожаров и загораний в органах ГПС возлагают на ФГП ВО ЖДТ России в соответствии с договором.
6.4.5 Порядок рассмотрения жалоб и предложений граждан, направленных в надзорные органы, определен организационно-распорядительным документом ОАО "РЖД".
6.4.6 Взаимодействие с ФОИВ при проведении работ по подготовке нормативных актов по пожарной безопасности ОАО "РЖД" возлагают на Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".
7 Функционирование системы управления пожарной безопасностью
7.1 Функционирование системы управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД"
Функционирование СУПожБ обеспечивают за счет:
- формирования структуры;
- сбора передачи и обмена информацией;
- планирования противопожарных мероприятий;
- анализа функционирования.
7.2 Структура управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД"
7.2.1 Организационно-функциональную структуру управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД" распределяют по трем уровням:
первый уровень - аппарат управления ОАО "РЖД";
второй уровень - филиалы и структурные подразделения ОАО "РЖД";
третий уровень - структурные подразделения филиалов ОАО "РЖД".
Структурная схема управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД" приведена в приложении Б.
7.2.2 Первый уровень СУПожБ предусматривает:
- определение перспективных направлений деятельности ОАО "РЖД" в области обеспечения пожарной безопасности;
- определение инвестиционной политики ОАО "РЖД" в области пожарной безопасности;
- разработку и реализацию инновационных проектов;
- нормативно-методическое обеспечение организации работ по пожарной безопасности в ОАО "РЖД";
- анализ пожарной безопасности в ОАО "РЖД";
- взаимодействие с ФОИВ по вопросам разработки нормативных актов в области пожарной безопасности;
- организацию взаимодействия с ФГП ВО ЖДТ России по реализации договорных обязательств;
- взаимодействие с Российскими и международными компаниями по вопросам пожарной безопасности;
- организацию научно-технического развития по вопросам пожарной безопасности в ОАО "РЖД";
- координацию деятельности аппарата управления ОАО "РЖД" с филиалами и структурными подразделениями ОАО "РЖД" по вопросам пожарной безопасности;
- организацию деятельности ЦПТК;
- представление в МЧС России сведений по пожарам и последствиям от них для проведения государственного статистического наблюдения в ОАО "РЖД";
- организацию работы по содержанию пожарных поездов.
На первом уровне управления СУПожБ функционирует ЦПТК. В состав ЦПТК входят руководители аппарата управления ОАО "РЖД" и филиалов вертикально интегрированных структур управления. Типовое положение о ЦПТК приведено в приложении В.
7.2.3 Второй уровень СУПожБ предусматривает:
- контроль за выполнением договорных обязательств с ФГП ВО ЖДТ России;
- взаимодействие с ФОИВ по вопросам надзорной деятельности в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД";
- обеспечение, формирования и реализации программ по обеспечению пожарной безопасности;
- формирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- организацию производственного контроля в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД";
- организацию обучения руководителей и специалистов требованиям пожарной безопасности;
- проведение анализа пожарной безопасности в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД";
- координацию деятельности структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" по вопросам пожарной безопасности;
- обеспечение содержания подвижного состава пожарных поездов;
- контроль за расследованием пожаров в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД";
- организацию проведения противопожарных смотров-конкурсов;
- организацию выполнения требований по обеспечению пожарной безопасности в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД"
На втором уровне управления СУПожБ функционирует ТПТК. В состав ТПТК входят руководители органов управления территориальных подразделений, а также руководители филиалов вертикально интегрированной системы управления ОАО "РЖД". Типовое положение о ТПТК приведено в приложении В.
7.2.4 Третий уровень СУПожБ предусматривает:
- организацию расследования случаев пожаров и загораний и разработка мероприятий по их предупреждению;
- организацию производственного контроля по пожарной безопасности;
- внесение предложений для планирования мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- организацию взаимодействия с подразделениями ФГП ВО ЖДТ России в соответствии с условиями договора;
- организацию деятельности ДПД;
- обучение работников основных профессий требованиям пожарной безопасности и проведение инструктажей;
- взаимодействие с ФОИВ при проведении надзорных мероприятий;
- организацию деятельности ПТК структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД";
- выполнение требований по обеспечению пожарной безопасности в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД";
На третьем уровне управления СУПожБ функционирует ПТК структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД".
7.3 Обязанность и ответственность должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности
7.3.1 Президент ОАО "РЖД" определяет:
- основные направления деятельности в области пожарной безопасности;
- функциональные обязанности должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности.
7.3.2 Первый вице-президент ОАО "РЖД" рассматривает по мере оперативной необходимости вопросы обеспечения пожарной безопасности.
7.3.3 Старший вице-президент ОАО "РЖД" - главный инженер, в ведении которого находятся вопросы пожарной безопасности, осуществляет общее руководство организацией работы по обеспечению пожарной безопасности в ОАО "РЖД".
7.3.4 Старшие вице-президенты ОАО "РЖД", курирующие финансово-экономический блок, рассматривают вопросы экономического обеспечения пожарной безопасности.
7.3.5 Вице-президенты ОАО "РЖД" по направлениям деятельности осуществляют общее руководство по организации обеспечения пожарной безопасности.
7.3.6 Управление охраны труда,, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" осуществляет свои функции в соответствии с положением [8].
7.3.7 Подразделения аппарата ОАО "РЖД" осуществляют контроль за организации работы по обеспечению пожарной безопасности в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", планирование инвестиционных средств, необходимых для обеспечения выполнения требований пожарной безопасности.
7.3.8 Департамент планирования и бюджетирования ОАО "РЖД" определяет размеры средств, необходимых для обеспечения пожарной безопасности в ОАО "РЖД".
7.3.9 Департамент управления персоналом ОАО "РЖД" обеспечивает необходимую подготовку и переподготовку кадров по пожарной безопасности в ОАО "РЖД", осуществляет контроль за организацией работы по обеспечению пожарной безопасности и планирование внедрения систем и средств противопожарной защиты в негосударственных образовательных учреждениях ОАО "РЖД".
7.3.10 Департамент здравоохранения ОАО "РЖД" осуществляет контроль за организацией работы по обеспечению пожарной безопасности и планирование внедрения систем и средств противопожарной защиты в негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО "РЖД".
7.3.11 Департамент социального развития ОАО "РЖД" осуществляет контроль за организацией работы по обеспечению пожарной безопасности и планирование внедрения систем и средств противопожарной защиты на объектах социальной сферы ОАО "РЖД".
7.3.12 Руководители филиалов ОАО "РЖД":
- распределяют ответственность за пожарную безопасность;
- осуществляют организацию работы по выполнению требований пожарной безопасности;
- обеспечивают своевременную разработку системы производственного контроля пожарной безопасности;
- утверждают программу по обеспечению пожарной безопасности;
- предусматривают выделение инвестиционных и эксплуатационных средств на обеспечение пожарной безопасности;
- организуют работу по обеспечению пожарной безопасности.
7.3.13 Руководители структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД":
- обеспечивают выполнение требований пожарной безопасности объектов защиты;
- назначают ответственных за пожарную безопасность в производственных, бытовых, административных и других помещениях объектов защиты;
- организуют работу ПТК;
- организуют выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований надзорных органов в области пожарной безопасности для объектов защиты;
- организуют разработку мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты;
- формируют предложения для включения в программу по обеспечению пожарной безопасности филиалов ОАО "РЖД" ;
- осуществляют контроль за работоспособностью средств противопожарной защиты;
- организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение работников мерам пожарной безопасности;
- контролируют выполнение требований пожарной безопасности на объектах защиты.
7.4 Передача, сбор и обмен информацией
7.4.1 Передачу, сбор и обмен информацией по вопросам пожарной безопасности в ОАО "РЖД" осуществляют по направлениям:
- количество пожаров, причины и обстоятельства пожаров и последствия от них на объектах защиты;
- работа пожарных поездов на пожарах и ликвидации их последствий на объектах защиты;
- сведения о противопожарном состоянии объектов защиты;
- профилактическая работа на объектах защиты;
- декларирование объектов защиты.
7.4.2 ФГП ВО ЖДТ России представляет в Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" информацию по количеству, причинам и обстоятельствам пожаров, последствий от них, работе пожарных поездов на пожарах и ликвидации их последствий, сведения о противопожарном состоянии объектов защиты и профилактической работе в ОАО "РЖД". А филиалы ФГП ВО ЖДТ России в соответствии с регламентом [9] представляют в Службы охраны труда и промышленной безопасности филиалов ОАО "РЖД".
7.4.3 Руководители филиалов ОАО "РЖД" представляют в Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД", а руководители структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" в службы охраны труда и промышленной безопасности филиалов ОАО "РЖД" информацию по декларированию объектов защиты.
7.4.4 Сбор, передачу и обмен информацией по вопросам пожарной безопасности проводят для формирования банка данных о противопожарном состоянии объектов защиты, для разработки инвестиционных программ и планов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а также для анализа функционирования СУПожБ.
7.4.5 Сбор информации, обобщение сведений и представление отчетов по вопросам пожарной безопасности осуществляют в соответствии с утвержденными внутренними формами статистической отчетности ОАО "РЖД".
7.4.6 Передачу и обмен информацией по вопросам пожарной безопасности осуществляют средствами информационно-справочной системы АСУ "Пожарная безопасность".
7.4.5 На всех уровнях управления передачу сведений о состоянии пожарной безопасности и другие сообщения осуществляют на бумажных носителях и с использованием всех имеющихся средств связи.
7.5 Планирование и финансирование противопожарных мероприятий
7.5.1 Мероприятия по пожарной безопасности предусматривают перспективное и текущее планирование.
7.5.2 Перспективное планирование в ОАО "РЖД" осуществляют посредством разработки инновационных проектов. Перспективное планирование предусматривает внедрение современных технических средств по обеспечению пожарной безопасности.
7.5.3 Текущее планирование осуществляют в соответствии с планами мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по направлениям. Затраты по каждому направлению определяют на основании планов мероприятий.
7.5.4 Перспективное и текущее планирование мероприятий по пожарной безопасности утверждают руководители филиалов ОАО "РЖД".
7.5.5 Перспективное планирование мероприятий по пожарной безопасности подразделения аппарата управления ОАО "РЖД" согласовывают с Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".
7.5.6 Контроль выполнения мероприятий по пожарной безопасности перспективного и текущего планирования в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД" осуществляет Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".
7.5.7 Финансирование мероприятий по пожарной безопасности осуществляют в соответствии с утвержденным бюджетом ОАО "РЖД".
7.6 Анализ функционирования системы управления пожарной безопасностью
7.6.1 Анализ функционирования СУПожБ один раз в год проводит Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".
7.6.2 При неэффективном функционировании СУПожБ или несоответствии ее основным направлениям вносят изменения в локальные нормативные акты ОАО "РЖД" в области пожарной безопасности.
7.6.3 Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" на основании анализа результатов мониторинга за состоянием пожарной безопасности объектов защиты, результатов аудита пожарной безопасности и других зарегистрированных данных осуществляет подготовку предложений руководителям ОАО "РЖД" для совершенствования СУПожБ.
7.6.4 Информирование руководителей ОАО "РЖД" о результатах функционирования СУПожБ осуществляют ежеквартально путем сбора, анализа и обобщения информации по пожарной безопасности объектов защиты для представления в ЦПТК.
7.6.5 Результат анализа предусматривает:
- документально оформленные и утвержденные старшим вице-президентом ОАО "РЖД" годовые отчеты о результатах работы по пожарной безопасности;
- распоряжения старшего вице-президента ОАО "РЖД" о мероприятиях по совершенствованию СУПожБ.
7.6.6 Руководители подразделений аппарата управления ОАО "РЖД", филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" назначают организационно-распорядительным документом ответственных за выполнение решений ЦПТК, приказов, распоряжений и организуют выполнение мероприятий по принятым решениям, копии которых представляют в Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".
8 Совершенствование системы управления пожарной безопасностью
8.1 Совершенствование СУПожБ и ее элементов осуществляют с целью приведения деятельности ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, а также достижения технически приемлемого и обоснованного уровня пожарного риска.
8.2 Процедура непрерывного совершенствования включает:
- корректировку целей и задач ОАО "РЖД" в области пожарной безопасности;
- мониторинг результатов и измерений.
8.3 Совершенствование СУПожБ осуществляют на основе:
- исследований, связанных с результатами расследования пожаров;
- выводов из отчета функционирования СУПожБ;
- изменения законодательных и нормативных правовых актов, программ по пожарной безопасности;
- изучения отечественного и зарубежного опыта.
8.4 Функционирование СУПожБ ежегодно рассматривают на заседаниях ЦПТК.
Приложение А
(справочное)
Структурная схема системы управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД"
Приложение Б
(справочное)
Типовое положение о ЦПТК ОАО "РЖД"
1 Общие положения
1.1. Центральная пожарно-техническая комиссия (далее - ЦПТК) ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") является совещательным органом для координации деятельности подразделений:
а) аппарата управления ОАО "РЖД";
б) центральных дирекций, филиалов и других подразделений (далее - структурные подразделения ОАО "РЖД"), по повышению пожарной безопасности объектов и железнодорожного подвижного состава ОАО "РЖД" (далее - объекты ОАО "РЖД") осуществляющих свою деятельность в зоне ответственности инфраструктуры железных дорог.
1.2. ЦПТК руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, уставом ОАО "РЖД", нормативными документами ОАО "РЖД", а также настоящим Положением.
1.3. ЦПТК осуществляет свою деятельность во взаимодействии ведомственной пожарной охраной железнодорожного транспорта.
2 Основные задачи и функции ЦПТК
2.1. Основными задачами ЦПТК являются.
а) разработка организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах;
б) методическое руководство и координация деятельности подразделений аппарата управления ОАО "РЖД", пожарно-технических комиссий структурных подразделений ОАО "РЖД";
в) организация контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах ОАО "РЖД".
2.2. ЦПТК в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:
а) рассматривает вопросы пожарной безопасности на объектах и разрабатывает организационно-технические мероприятия по предупреждению, выявлению и устранению нарушений требований пожарной безопасности;
б) осуществляет контроль за разработкой и реализацией перспективных и годовых программ и планов-заданий по выполнению организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:
в) содействует внедрению на объектах автоматических средств противопожарной защиты, пожаробезопасных материалов и технологий, других средств защиты работников от воздействия пожаров и отравляющих веществ, а также созданию условий для безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара;
г) определяет темы проектов технических решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов, для включения их в планы НИОКР по направлениям деятельности подразделений аппарата управления ОАО "РЖД" и других структурных подразделений ОАО "РЖД";
д) заслушивает отчеты пожарно-технических комиссий структурных подразделений ОАО "РЖД" по выполнению организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах.
3 Организация деятельности ЦПТК
3.1. Руководство деятельностью ЦПТК осуществляет председатель ЦПТК, назначаемый и освобождаемый Президентом ОАО "РЖД".
3.2. Председатель ЦПТК имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых Президентом ОАО "РЖД".
3.3. Председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ЦПТК задач и функций, руководит ее деятельностью, распределяет обязанности между членами ЦПТК.
3.4. В состав ЦПТК включают руководителей аппарата управления ОАО "РЖД", структурных подразделения ОАО "РЖД", деятельность которых связана с организацией и проведением технологических процессов, эксплуатацией и обслуживанием электроустановок, систем водоснабжения, связи, производственной автоматики, автоматической противопожарной защиты и т.п., а также руководителей ведомственной пожарной охраны.
3.5. Заседания ЦПТК проводятся в соответствии с утвержденным председателем планом работы ЦПТК, но не реже одного раза в квартал.
3.6. Заседание ЦПТК проводит председатель, в случае его отсутствия - заместитель председателя.
3.7. Ответственный секретарь ЦПТК не позднее десяти дней до даты проведения заседания представляет председателю ЦПТК на утверждение повестку дня заседания и не позднее семи дней до даты проведения заседания информирует членов ЦПТК и приглашенных лиц о дате, месте проведения и повестке дня заседания ЦПТК.
3.8. Решение ЦПТК оформляется протоколом, который подписывает председатель ЦПТК.
Приложение В
(справочное)
Типовое положение о ТПТК ОАО "РЖД"
В.1 Форма первой страницы
Типовое положение о ТПТК ОАО "РЖД"
1 Общие положения
1.1. Территориальные пожарно-технические комиссии (далее - Комиссия) ОАО "РЖД" являются координационным органом в деятельности территориальных дирекций, предприятий, учреждений, организаций ОАО "РЖД" (далее - структурные подразделения ОАО "РЖД" на территории), дочерних зависимых обществ, филиалов дочерних зависимых обществ на территории (далее - ДЗО), направленной на обеспечение пожарной безопасности объектов и железнодорожного подвижного состава ОАО "РЖД" (далее - объекты ОАО "РЖД") осуществляющих свою деятельность в зоне ответственности территориальной дирекции инфраструктуры.
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
1.3. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями ОАО "РЖД", территориальными подразделениями Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), филиалами ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта, территориальными подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
2 Основные задачи ТПТК
2.1. Координация деятельности бизнес единиц холдинга на территории, которая включает в себя:
2.1.1. Оказание методической помощи руководству структурных подразделений ОАО "РЖД" на территории, ДЗО, филиалов ДЗО на территории, в проведении пожарно-профилактической работы определение приоритетных направлений развития и совершенствования противопожарной защиты подведомственных объектов.
2.1.2. Взаимодействие с территориальными надзорными органами. Организация и осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, стандартами, нормами и правилами, а также нормативными правовыми актами МЧС России.
2.2. Рассмотрение случаев пожаров, касающихся нескольких бизнес единиц на территории и разработка по ним соответствующих мероприятий, направленных на предупреждение пожаров.
2.3 Реализация единой технической политики в области пожарной безопасности в регионе, методическое руководство и координация деятельности пожарно-технических комиссий предприятий ОАО "РЖД", находящихся в административных границах железной дороги.
3 Функции ТПТК
3.1. Рассматривает вопросы в области предупреждения пожаров и обеспечения пожарной безопасности всех объектов ОАО "РЖД" на территории.
3.2. Рассматривает вопросы организации взаимодействия между структурными подразделениями, бизнес единицами и региональными органами надзора.
3.3. Разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов и иных нормативных документов, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов ОАО "РЖД".
3.4. Организует работу по подготовке предложений и аналитических материалов по вопросам обеспечения пожарной безопасности объектов ОАО "РЖД" на территории, для руководства Компании.
В.2 Форма второй страницы
4 Организация и обеспечение работы ТПТК
4.1. Состав Комиссии утверждают руководители территориальной дирекции инфраструктуры численностью, позволяющей качественно решать возложенные на Комиссию задачи.
4.2. Председателем Комиссии назначают главного инженера территориальной дирекции инфраструктуры, который руководит деятельностью Комиссии и определяет порядок ее работы.
4.3. В состав Комиссии включают руководителей региональных дирекций ОАО "РЖД" на территории, ДЗО, деятельность которых связана с организацией и проведением технологических процессов, эксплуатацией и обслуживанием электроустановок, систем водоснабжения, связи, производственной автоматики, автоматической противопожарной защиты и т.п., а также руководителей ведомственной пожарной охраны.
4.4. Комиссия осуществляет свою работу в соответствии с планом, принимаемым на заседании комиссии и утвержденным ее председателем.
4.5. Заседание Комиссии проводят по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
4.6. Заседание Комиссии проводит ее председатель или по его поручению один из его заместителей.
4.7. Члены Комиссии принимают участие в ее заседаниях без права замены. В случаи продолжительного отсутствия (отпуск, болезнь) в работе Комиссии принимает участие лицо, исполняющее должностные обязанности за отсутствующего члена Комиссии.
4.8. Подготовку материалов к заседанию Комиссии осуществляет Служба охраны труда и промышленной безопасности территориальной дирекции инфраструктуры. Материалы предоставляют в Комиссию не позднее, чем за 10 дней до даты проведения заседания, за исключением случаев проведения внеплановых заседаний Комиссии.
4.9. Решения Комиссии принимают простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случаи равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.
4.10. Решения Комиссии оформляют в виде протоколов, подписанных председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании, которые направляют в структурные подразделения ОАО "РЖД" на территории, ДЗО и являются обязательными для исполнения.
4.11. Комиссия не менее одного раза в год составляет отчет о проделанной работе и направляет его на имя председателя Центральной пожарно-технической комиссии ОАО "РЖД".
4.12. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Служба охраны труда и промышленной безопасности территориальной дирекции инфраструктуры.
4.13. Комиссия в пределах своей компетенции имеет право:
4.13.1. Запрашивать у руководителей структурных подразделений ОАО "РЖД" на территории, ДЗО, предприятий информацию по вопросам пожарной безопасности.
4.13.2. Заслушивать на своих заседаниях руководителей структурных подразделений ОАО "РЖД" на территории, ДЗО, предприятий по вопросам обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов.
4.13.3. Представлять руководителям бизнес единиц Центральной региональной дирекции ОАО "РЖД" на территории, ДЗО, предприятий предложения о поощрении работников за активную работу по обеспечению пожарной безопасности, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении требований пожарной безопасности.
4.13.4. Представительствовать по поручению членов комиссии в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов пожарной безопасности.
Библиография
[1] Регламент взаимодействия ОАО "РЖД" с дочерними обществами по вопросам охраны труда, окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственного травматизма. Утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 4 апреля 2007 г. № 577р
[2] Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
[3] Положение о ведомственной пожарной охране на железнодорожном транспорте. Приказ Росжелдора от 7 февраля 2008 г. № 46, зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2008 г. Регистрационный № ] 1237
[4] Приказ МЧС России от 1 октября 2007 г. № 517 "О порядке проведения пожарно-профилактической работы"
[5] Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организации". Утверждены Приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645, зарегистрированы Минюстом России 21 января 2008 г. № 10938
[6] Распоряжение ОАО "РЖД" от 31 марта 2006 г. № 568р "О совершенствовании системы пожарной безопасности на железнодорожном транспорте"
[7] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
[8] Положение об Управлении охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД". Утверждено ОАО "РЖД" 25 мая 2009 г. № 57
[9] Регламент представления информации и проверки выполнения договорных обязательств на обеспечение пожарной безопасности. Распоряжение ОАО "РЖД" от 29 ноября 2006 г. № ВП-10712
[10] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
[11] Распоряжение ОАО "РЖД" от 18 ноября 2006 г. № 2275р "О некоторых вопросах, связанных с порядком формирования комиссий по приемке в эксплуатацию объектов ОАО "РЖД" и утверждения актов их приемки"
Комментарии ()