ТОИ Р 32-ЦП-731-99
Типовая инструкция
Приведены требования безопасности, которые должен соблюдать обходчик железнодорожных путей, искусственных сооружений и монтер пути, назначаемый для осмотра, при выполнении своих обязанностей. Предназначена для обходчиков железнодорожных путей, искусственных сооружений и монтеров пути, назначаемых для осмотра. 1. Общие требования безопасности Требования безопасности, учитывающие местные условия, должны содержаться в разрабатываемой администрацией дистанции пути инструкции по охране труда для обходчиков и осмотрщиков пути. В процессе работы обходчик (осмотрщик) пути должен проходить повторные (не реже одного раза в три месяца), внеплановые, целевые инструктажи, а также периодические медицинские осмотры в установленном порядке. При выполнении путевых работ на участке обхода обходчик по распоряжению дорожного мастера или бригадира пути может включаться в состав бригады в качестве сигналиста. В этом случае обходчик должен получить инструктаж, включающий требования безопасности, который проводят с сигналистом. 1.3. Обходчик (осмотрщик) пути должен знать: - действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы; - требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности; - видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения возникшего препятствия и места работ; - безопасные приемы работы; - способы оказания первой медицинской помощи; места расположения медицинских аптечек. Каждый тоннельный обходчик должен знать правила пользования противогазом и ухода за ним. 1.4. Обходчик (осмотрщик) пути должен: - выполнять только входящую в его служебные обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу; - применять безопасные приемы выполнения работ; - содержать в исправном состоянии и чистоте приспособления, инструмент, инвентарь, а также средства индивидуальной защиты; - следить за сигналами и распоряжениями мастера (бригадира) и выполнять его команды; - выполнять требования запрещающих, предупреждающих и указательных знаков, надписей, объявлений по громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами, составителями поездов, водителями транспортных средств; - проходить на работу и с работы по территории железнодорожных станций по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам; - быть предельно внимательным в местах движения транспорта; - соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; - выполнять требования режимов труда и отдыха; - уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. На особо сложных участках по плану и профилю, в условиях плохой видимости и слышимости, на многопутных участках обход и осмотр должен осуществляться в два лица. Перечень таких участков должен быть установлен начальником дистанции пути. В местах сбора должны быть вывешены схемы таких участков с указанием маршрута осмотра. - движущийся подвижной состав и транспортные средства; - повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; - пониженная или повышенная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны; - пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента и металлических частей верхнего строения пути; - недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток и при работе в тоннелях; - повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; - повышенный уровень ионизирующих излучений при работе в зонах радиационного загрязнения; - неблагоприятные погодные условия - туман, метель, ливень. 1.7. Обходчик должен обеспечиваться следующими средствами индивидуальной защиты: - костюм хлопчатобумажный; - сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве; - плащ из плащ-палатки или плащ из прорезиненной ткани; - рукавицы комбинированные; - очки защитные; - жилет сигнальный со световозвращающими накладками. Зимой дополнительно выдаются: - полушубок; - куртка на утепляющей прокладке; - брюки на утепляющей прокладке; - валенки; - галоши на валенки; - шапка-ушанка со звукопроводными вставками; - рукавицы ватные. При работах в тоннелях на неэлектрифицированных участках обходчику должен выдаваться противогаз, а при работах на пути с пылящим асбестовым балластом - респиратор. По условиям работы могут выдаваться другие средства индивидуальной защиты. Осмотрщики пути обеспечиваются спецодеждой и спецобувью по нормам монтера пути. 1.10. Обходчик (осмотрщик) пути должен выполнять следующие требования пожарной безопасности: - курить только в отведенных и приспособленных для этого местах; - не пользоваться открытым огнем вблизи подвижного состава; - не применять электронагревательные приборы в неустановленных местах; - знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре; - знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. При травмировании других работников, а также при обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты и пожаротушения обходчик (осмотрщик) пути должен без промедления сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю. 2. Требования безопасности перед началом работы - застегнуть на пуговицы обшлага рукавов; - заправить свободные концы одежды так, чтобы они не свисали. Спецодежду и спецобувь обходчик (осмотрщик) пути не должен снимать в течение всего рабочего времени. Закрепленные за работником средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру и росту и не стеснять движений при работе. Головной убор не должен прикрывать плотно уши. Обходчики (осмотрщики) пути, получающие предохранительные приспособления и другие средства индивидуальной защиты (респираторы, защитные очки, противогазы), должны быть проинструктированы по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих приспособлений, а также практически обучены способам их применения. 2.2. Обходчик (осмотрщик) пути должен иметь исправный рабочий инструмент. 3. Требования безопасности во время работы На двухпутном участке необходимо идти навстречу правильному движению поездов, помня о возможности следования поездов и по неправильному направлению. Особенно бдительным необходимо быть на многопутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой; направление движения поездов при этом определяется по показаниям светофоров. В случае следования по железнодорожному пути в ночное время или днем при плохой видимости (туман, метель, ливень, снегопад), а также в тоннелях обходчик (осмотрщик) пути должен иметь сигнальный фонарь с двусторонним сигнальным показанием. 3.5. Запрещается переходить и перебегать путь перед приближающимся составом или локомотивом. Для перехода через путь, занятый вагонами, следует пользоваться переходными площадками. Обходить вагоны, стоящие на пути, разрешается не ближе 5 м от крайнего вагона. Нельзя пролезать под вагонами, переходить по автосцепным устройствам и между вагонами, стоящими на расстоянии менее 10 м друг от друга. При переходе через путь перед составом необходимо помнить о возможном приведении состава в движение, а также о движении поездов по соседнему пути. 3.9. Во время обхода обходчик (осмотрщик) пути должен иметь: - красный и желтый сигнальные флаги в чехлах; - сигнальный рожок; - петарды - одну коробку (6 штук) на однопутных и две коробки (12 штук) на двух- и многопутных участках; - переносную радиостанцию (на участках, оборудованных данным видом связи); - при работах в тоннеле - ручной сигнальный фонарь с показаниями красного и прозрачно-белого огней, а также карманный фонарь. Во время обхода участка пути обходчик (осмотрщик) пути должен иметь график обхода и выписку из расписания движения скоростных, пассажирских и пригородных поездов. При пропуске поездов, движущихся со скоростью более 140 км/ч, уходить с пути следует за 5 мин до прохода скоростного поезда на расстояние не менее 4 м от крайнего рельса при скорости поезда 141-160 км/ч и не менее 5 м - при скорости 161-200 км/ч. В случаях, когда скоростной поезд по расписанию не проследовал, необходимо проявлять особую бдительность и по возможности уточнить время его проследования по радиосвязи, телефону или с помощью других имеющихся средств. При пропуске работающих путевых машин обходчик (осмотрщик) пути должен за 400 м от них сойти с железнодорожного пути на расстояние (измеряемое от крайнего рельса): - при работе электробалластера, снегоуборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа - не менее 5 м; - при работе путевого струга - не менее 10 м; - при работе машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей - 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда или засорителей; - при работе однопутных снегоочистителей - 25 м. При встрече поездов, при пылении асбестового балласта, проходе угольных и рудных маршрутов и в других случаях, когда это требуется, необходимо применять защитные очки и респираторы. В холодное время года обходчик (осмотрщик) пути должен носить теплую одежду и обувь, а при необходимости - смазывать лицо тонким слоем обезвоженного жира или специальной мазью. Осмотрщику пути при неблагоприятных условиях погоды (туман, метель, ливень, снегопад) разрешается производить путевой обход по обочине земляного полотна и встречать там поезда обоих направлений. При выполнении работы следует располагаться лицом к ожидаемому поезду. При появлении поезда или сигналах о его приближении, в т.ч. и непонятных, следует прекратить работу и сойти с пути. Выходить на путь для работы или осмотра можно только убедившись зрительно и по слуху в отсутствии приближающихся поездов, отдельных локомотивов, дрезин. При завинчивании гаек следует пользоваться типовым ключом; бить чем-либо по ключу, увеличивать его длину, наращивать другим ключом или каким-нибудь предметом, вставлять прокладки между гайкой и губками ключа, а также сбивать гайки ударом молотка запрещается. Проверку совпадений отверстий в накладках и рельсах следует производить только бородком или болтом. При завинчивании или отвинчивании гаек необходимо располагаться так, чтобы поворачивать ключ на себя. При забивке костылей нужно стоять над рельсом вдоль пути. При грозе запрещается держать при себе или нести инструмент и другие металлические предметы. 3.15. Петарды должны постоянно находиться в специальных коробках, обеспечивающих их сохранность. Запрещается: - производить припайку к петардам оторвавшихся от них пружин и лапок; - подвергать петарды ударам и нагреву, а также вскрывать; - стоять от петард, установленных на рельсы, ближе 20 м в момент наезда на них подвижного состава; - хранить петарды возле огня или отопительных приборов; - пользоваться петардами, если срок их годности истек. При длине тоннеля 50 м и более перед проходом поезда необходимо укрыться в нишах. Для улучшения видимости ниши должны быть окрашены в белый цвет по периметру или обрамлены плитками белого цвета. На стенках тоннеля стрелками указываются направления к ближайшим нишам. 4. Действия обходчика (осмотрщика) пути в аварийных ситуациях - сход подвижного состава с рельсов; - загорание подвижного состава и искусственных сооружений; - обрыв контактного провода; - разлив или рассыпание опасных и вредных веществ; - нарушение целостности верхнего строения пути, могущее привести к сходу подвижного состава. 4.3. Работники железнодорожного транспорта, находящиеся поблизости, по сигналу тревоги, подаваемому обходчиком (осмотрщиком) пути или локомотивом, должны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшим первой медицинской помощи по рекомендациям, изложенным в гл. 5 настоящей Инструкции, и устранении возникшей аварийной ситуации. На электрифицированных участках при наличии сквозного поперечного излома рельса запрещается прикасаться руками или какими-либо инструментами к рельсу одновременно по обе стороны от излома до установки продольной или поперечных перемычек. - немедленно сообщить об этом с помощью имеющихся средств дежурному по станции, мастеру (бригадиру), а также, по возможности, в пожарную охрану, указав точное место возникновения пожара; - оповестить окружающих и, при необходимости, вывести их из опасной зоны; - при необходимости оградить место пожара сигналами остановки; - приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения; - организовать встречу пожарной части. При загорании электрооборудования применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При пользовании углекислотным огнетушителем не браться рукой за раструб огнетушителя. До прибытия бригады района контактной сети (электросетей) следует оградить место обрыва и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванному проводу ближе 8 м. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и воздушных линий выходят за габариты приближения строений и могут быть задеты при проходе поезда, необходимо это место оградить сигналами остановки. Запрещается подходить ближе 8 м к оборванным проводам контактной сети или воздушных линий, а также прикасаться чем-либо к ним и находящимся на них посторонним предметам независимо оттого, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций. 5. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим Прежде всего необходимо принять меры к прекращению воздействия повреждающих факторов и правильно оценить состояние пострадавшего. При осмотре пострадавшего сначала устанавливают, жив он или мертв, затем определяют тяжесть поражения. Во многих случаях пострадавший теряет сознание. Оказывающий помощь должен уметь отличить потерю сознания от смерти. Признаки жизни: - наличие сердцебиениями пульса на крупных артериях (сонной, бедренной, плечевой); - наличие самостоятельного дыхания (устанавливается по движению грудной клетки, по увлажнению зеркала, приложенного ко рту и носу пострадавшего); - реакция зрачка на свет (если открытый глаз пострадавшего заслонить рукой, а затем быстро отвести руку в сторону, то наблюдается сужение зрачка). При обнаружении минимальных признаков жизни необходимо немедленно приступить к оказанию первой помощи. Нужно выявить, устранить или ослабить угрожающие жизни проявления поражения - кровотечение, остановку дыхания и сердечной деятельности, нарушение проходимости дыхательных путей, сильную головную боль. Оказание помощи бессмысленно при явных признаках смерти, которые перечислены ниже: - помутнение и высыхание роговицы глаза; - похолодание тела, появление трупных пятен и трупного окоченения; - сужение зрачка ("кошачий глаз") при сдавливании глаза с боков. Во всех случаях при оказании первой медицинской помощи необходимо принять меры к доставке пострадавшего в лечебное учреждение. Вызов медицинского работника не должен приостанавливать оказание первой медицинской помощи. При остановке артериального кровотечения (изливающаяся кровь ярко-красного цвета, бьет сильной пульсирующей струей) вначале прижимают артерию выше места повреждения к кости, чтобы прекратить поступление крови к месту ранения, а затем накладывают стандартный или импровизированный жгут. Под жгут обязательно подкладывают записку с указанием даты, часа и минут его наложения. Максимально допустимое время сдавления жгутом составляет 1,5-2 ч. При любом кровотечении поврежденной части тела придают возвышенное положение и обеспечивают покой. При переломах ни в коем случае не следует пытаться составить отломки кости - устранить искривление конечности при закрытом переломе или вправить вышедшую наружу кость при открытом переломе. Необходимо обеспечить неподвижность поврежденных частей тела с помощью шины (стандартной или изготовленной из подручных средств) и бинта. При открытом переломе останавливают кровотечение, накладывают стерильную повязку и только после этого приступают к иммобилизации (приводят в неподвижность поврежденную часть тела). При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения холодный компресс, затем давящую повязку. При вывихах или других повреждениях суставов фиксируют конечность в положении, которое наиболее удобно для пострадавшего и причиняет ему меньшее беспокойство. Нельзя пытаться вправлять вывих и применять силу для изменения положения конечности. Горящую одежду нужно также попытаться снять или срочно потушить. Лучше всего это сделать путем завертывания в одеяло или другую плотную ткань. Из-за прекращения доступа воздуха пламя затухает. Ни в коем случае нельзя бежать в воспламенившейся одежде, сбивать пламя незащищенными руками. Полезно в течение нескольких минут орошать место ожога струей холодной воды или прикладывать к нему холодные предметы. Это способствует быстрейшему предотвращению воздействия высокой температуры на тело и уменьшению боли. Затем на ожоговую поверхность нужно наложить стерильную, лучше ватно-марлевую повязку. Материал, накладываемый на поверхность, можно смочить разведенным спиртом или водкой, что, помимо обезболивания, дезинфицирует кожу. Абсолютно противопоказано производить какие-либо манипуляции на ожоговой поверхности, накладывать повязки с мазями, жирами, красящими веществами. Применение порошка соды, крахмала, мыла, сырого яйца также нежелательно, так как эти средства, помимо загрязнения, вызывают образование трудноснимаемой с ожоговой поверхности пленки. В случае обширного ожога пострадавшего лучше завернуть в чистую простыню и срочно доставить в лечебное учреждение или вызвать медицинского работника. Для уменьшения болей пострадавшему дают обезболивающее средство (анальгин и (или) другие). При возможности его следует напоить горячим чаем, кофе или щелочной минеральной водой. Можно также развести в 1 литре воды половину чайной ложки питьевой соды и одну чайную ложку поваренной соли и давать пить. При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза следует промыть их слабой струей проточной воды. При ожогах химическими веществами необходимо открыть веки и обильно промывать глаза в течение 10-15 мин слабой струей проточной воды, после чего пострадавшего отправить в медицинское учреждение. При ожогах глаз горячей водой (паром) промывание глаз не рекомендуется. Глаза закрывают стерильной повязкой и пострадавшего направляют в медицинское учреждение. После этого следует тщательно обследовать пострадавшего. На местные повреждения наложить стерильную повязку. При легких поражениях, сопровождающихся обмороком, головокружением, головной болью, болью в области сердца, кратковременной потерей сознания, необходимо создать покой и принять меры к доставке пострадавшего в лечебное учреждение. При оказании первой медицинской помощи пострадавшему важно дать болеутоляющие (анальгин, седалгин и другие), успокаивающие (настойка валерианы) и сердечные (валокардин, капли Зеленина и другие) средства. При тяжелых поражениях, сопровождающихся остановкой дыхания и состоянием "мнимой смерти" (бледная кожа, зрачки широкие, не реагирующие на свет, дыхание и пульс отсутствуют, признаки жизни устанавливаются лишь тщательным выслушиванием тонов сердца), единственно действенной мерой помощи является немедленное проведение искусственного дыхания, иногда в течение нескольких часов подряд. Если остановки сердца не произошло, правильно проведенное искусственное дыхание быстро приводит к улучшению состояния. Кожные покровы приобретают естественную окраску, появляется пульс. Наиболее эффективно искусственное дыхание методом рот в рот (16-20 вдохов в минуту). Контроль искусственного дыхания осуществляется по колебаниям грудной клетки. После того как пострадавший придет в сознание, его следует напоить водой, чаем, кофе (но не алкогольными напитками!) и тепло укрыть. При остановке сердца производят одновременно с искусственным дыханием наружный массаж сердца с частотой 60-70 надавливаний в минуту. Об эффективности массажа судят по появлению пульса на сонных артериях. При сочетании искусственного дыхания и непрямого массажа сердца на каждое вдувание воздуха в легкие пострадавшего делают пять-шесть надавливаний на область сердца, в основном в период выдоха. Искусственное дыхание и массаж сердца делают до их самостоятельного восстановления либо до появления явных признаков смерти. Транспортируют пострадавшего в лечебное учреждение в положении лежа. При отравлениях кислотами необходимо тщательно промыть желудок водой и дать пострадавшему обволакивающие средства: молоко, сырые яйца. При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери. При остановке дыхания и сердечной деятельности приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца (см. предыдущий пункт настоящей Инструкции). Во всех случаях отравления пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение. Обмороженные участки тела нельзя смазывать жиром или мазями. Это затрудняет в последующем их обработку. Нельзя также растирать обмороженные участки тела снегом, так как при этом охлаждение усиливается, а льдинки ранят кожу и способствуют инфицированию. Следует также воздержаться от интенсивного растирания и массажа охлажденной части. Такие действия при глубоких обморожениях могут привести к повреждению сосудов. При общем охлаждении пострадавшего необходимо тепло укрыть, дать теплое питье (чай, кофе). Для снижения болей принимают обезболивающие средства (анальгин и (или) другие). Быстрейшая доставка пострадавшего в лечебное учреждение также является мерой первой медицинской помощи. 5.8. В целях профилактики острых кишечных инфекций необходимо соблюдать: - правила личной гигиены - мыть руки с мылом перед приемом пищи и после каждого посещения туалета; - условия и сроки хранения готовой пищи, а также других продуктов питания. При появлении признаков инфекционного заболевания немедленно обратиться к врачу и ни в коем случае не выходить на работу, чтобы не явиться источником инфекции для окружающих. 6. Требования безопасности по окончании работы 6.1. По окончании работы обходчик (осмотрщик) пути должен: - о всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах по их устранению сообщить мастеру (бригадиру); - сложить инструмент, инвентарь и приспособления в специально предназначенные для них места или кладовые; - снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты и убрать в шкаф гардеробной. Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и средств индивидуальной защиты. |
ОТДЕЛ 1.4 ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ |
Комментарии ()