Закон о пожарной безопасности в Псковской области

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

Закон

от 02.10.2000 № 105-ОЗ

 

О пожарной безопасности в Псковской области

 

 

ПРИНЯТ областным Собранием депутатов 21 сентября 2000 года

 

ВНЕСЕНЫ Изменения по Законам Псковской области от 04.05.2003 № 264-ОЗ; от 10.11.2003 № 310-ОЗ; от 01.12.2005 № 483-ОЗ; от 21.06.2007 № 681-ОЗ; от 6.06.2008 № 768-ОЗ; от 3.06.2010 № 976-ОЗ; от 31.12.2010 № 1039-ОЗ

 

 

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Уставом Псковской области регулирует правоотношения в области пожарной безопасности на территории Псковской области.

 

 

Статья 1. Законодательство о пожарной безопасности

 

Правовой основой обеспечения пожарной безопасности в Псковской области являются Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав Псковской области, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты области, муниципальные правовые акты.

Нормативные правовые акты о пожарной безопасности, принимаемые органами государственной власти области, органами местного самоуправления, не могут противоречить настоящему Закону.

 

(в ред. Закона от 01.12.2005 № 483-ОЗ)

 

Статья 2. Основные понятия

 

В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

тушение пожара - действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

аварийно-спасательные работы - действия пожарной охраны по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;

пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

гарнизон пожарной охраны - совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;

организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях;

локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

 

(в ред. Законов от 01.12.2005 № 483-ОЗ; от 21.06.2007. № 681-ОЗ; от 6.06.2008 № 768-ОЗ; от 3.06.2010 № 976-ОЗ; от 31.12.2010 № 1039-ОЗ)

 

Статья 3. Полномочия областного Собрания депутатов в области пожарной безопасности

 

К полномочиям областного Собрания депутатов в области пожарной безопасности относятся:

принятие законов и иных нормативных правовых актов о пожарной безопасности и контроль за их исполнением;

утверждение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны.

 

(в ред. Закона от 01.12.2005 № 483-ОЗ; от 3.06.2010 № 976-ОЗ)

 

Статья 4. Полномочия Администрации области в области пожарной безопасности

 

К полномочиям Администрации области в области пожарной безопасности относятся:

нормативное правовое регулирование в пределах компетенции;

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

разработка, исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;

разработка, организация выполнения и финансирования областных целевых программ;

осуществление в пределах компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти области, и членов их семей;

создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета;

организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств областного бюджета;

установление особого противопожарного режима на территории области;

оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.

Администрация области по соглашению с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, вправе в установленном порядке передавать ему осуществление части полномочий органов исполнительной власти области в области пожарной безопасности с передачей необходимых материальных и финансовых средств.

 

(в ред. Законов от 01.12.2005 № 483-ОЗ; от 21.06.2007. № 681-ОЗ; от 6.06.2008 № 768-ОЗ)

 

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

 

Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности определяются федеральными законами.

 

(в ред. Законов от 01.12.2005 № 483-ОЗ; от 21.06.2007. № 681-ОЗ; от 6.06.2008 № 768-ОЗ)

 

Статья 6. Исключена (в ред. Закона от 01.12.2005 № 483-ОЗ)

 

Статья 6.1. Виды и основные задачи пожарной охраны, создаваемой на территории Псковской области

 

1. На территории Псковской области могут создаваться следующие виды пожарной охраны:

государственная противопожарная служба;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

2. Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Государственная противопожарная служба на территории области включает:

федеральную противопожарную службу;

противопожарную службу области.

 

Статья 6.1 (Введена дополнительно, от 31.12.2010 № 1039-ОЗ)

 

Статья 7. Противопожарная служба области

 

Противопожарная служба области создается Администрацией области и входит в состав Государственной противопожарной службы.

Противопожарная служба области включает в себя:

орган управления противопожарной службой области;

подразделения Противопожарной службы области, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, аварийно-спасательных работ.

В Противопожарной службе области могут проходить службу государственные гражданские служащие области.

Численность личного состава подразделений Противопожарной службы области устанавливается из расчета не менее одной единицы личного состава Противопожарной службы области, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, на каждые 800 человек населения.

Организационная структура, задачи, функции, порядок деятельности Противопожарной службы области определяется положением о Противопожарной службе области, утверждаемым Администрацией области.

В случае передачи части полномочий органов исполнительной власти области в области пожарной безопасности федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, противопожарная служба области функционирует в составе территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

 

(в ред. Законов от 01.12.2005 № 483-ОЗ; от 21.06.2007. № 681-ОЗ; от 6.06.2008 № 768-ОЗ; от 31.12.2010 № 1039-ОЗ)

 

Статья 7.1. Муниципальная пожарная охрана

 

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

 

Статья 7.1. (Введена дополнительно, в ред. Закона от 31.12.2010 № 1039-ОЗ)

 

Статья 7.2. Ведомственная пожарная охрана

 

Органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны создаются в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 7.2. (Введена дополнительно, в ред. Закона от 31.12.2010 № 1039-ОЗ)

 

Статья 7.3. Частная пожарная охрана

 

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров

 

Статья 7.3. (Введена дополнительно, в ред. Закона от 31.12.2010 № 1039-ОЗ)

 

Статья 7.4. Добровольная пожарная охрана

 

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

 

Статья 7.4. (Введена дополнительно, в ред. Закона от 31.12.2010 № 1039-ОЗ)

 

Статья 8. Исключена (в ред. Закона от 21.06.2007. № 681-ОЗ)

 

Статья 9-20. Исключены (в ред. Закона от 01.12.2005 № 483-ОЗ)

 

Статья 21. Организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

 

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение, или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

 

(в ред. Законов от 01.12.2005 № 483-ОЗ; от 21.06.2007. № 681-ОЗ; от 6.06.2008 № 768-ОЗ; от 3.06.2010 № 976-ОЗ)

 

Статья 21.1. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности

 

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:

охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе;

производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;

выполнение проектных, изыскательских работ;

проведение научно-технического консультирования и экспертизы;

испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;

обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;

огнезащитные и трубо-печные работы;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;

строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;

другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые подразделениями противопожарной службы области, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Администрацией области.

Средства, полученные от выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности подразделениями противопожарной службы области, распределяются в порядке, определяемом Администрацией области.

 

Статья 21.1. (Введена дополнительно, в ред. Закона от 31.12.2010 № 1039-ОЗ)

 

Статья 22. Особый противопожарный режим

 

В случае повышения пожарной опасности решением Администрации области на территории области или решением органов местного самоуправления на соответствующей территории муниципальных образований может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на территории области устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Псковской области и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.

 

(в ред. Законов от 01.12.2005 № 483-ОЗ; от 3.06.2010 № 976-ОЗ)

 

Статья 23. Финансирование Противопожарной службы области

 

Финансовое обеспечение деятельности органа управления и подразделений Противопожарной службы области, созданных Администрацией области, социальных гарантий и компенсаций личному составу осуществляется за счет средств областного бюджета.

Материально-техническое обеспечение Противопожарной службы области осуществляется в порядке и по нормам, установленным Администрацией области.

 

(в ред. Законов от 01.12.2005 № 483-ОЗ; от 3.06.2010 № 976-ОЗ; от 31.12.2010 № 1039-ОЗ)

 

Статья 24. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Противопожарной службы области

 

Личный состав Противопожарной службы области на территории области обеспечивается всеми видами льгот, установленных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти области, органы местного самоуправления вправе предоставлять дополнительные льготы и социально-правовые гарантии личному составу Противопожарной службы области.

 

Статья 25. Исключена (в ред. Закона от 01.12.05 № 483-ОЗ)

 

Статья 26. Основные права и обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности

 

Граждане на территории Псковской области имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном законодательством;

получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке, от соответствующих органов управления и подразделений пожарной охраны;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке, в деятельности добровольной пожарной охраны;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу.

Граждане на территории Псковской области обязаны:

соблюдать законодательство в области пожарной безопасности, требования пожарной безопасности, установленные соответствующими правилами пожарной безопасности и иными нормативными документами, выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

уведомлять немедленно пожарную охрану в случае обнаружения пожара;

принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров до прибытия пожарной охраны;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров.

 

(в ред. Закона от 01.12.2005 № 483-ОЗ)

 

Статья 27. Основные права и обязанности организации в области пожарной безопасности.

 

Руководители организации имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших в организациях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке, от соответствующих органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организаций обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях организаций необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны (при осуществлении ими служебных обязанностей) на территорию, в здания, сооружения и иные объекты;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в организациях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

 

(в ред. Закона от 01.12.2005 № 483-ОЗ)

 

Статья 27.1. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

 

Противопожарная пропаганда, а также обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии с областным и федеральным законодательством.

 

Статья 27.1. (Введена дополнительно, в ред. Закона от 31.12.2010 № 1039-ОЗ)

 

Статья 27.2. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

 

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее - информационные системы), необходимых для выполнения поставленных задач.

Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности.

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать противопожарную службу области о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию противопожарной службы области экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

 

Статья 27.2. (Введена дополнительно, в ред. Закона от 31.12.2010 № 1039-ОЗ)

 

Статья 28. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

 

Юридические и физические лица несут уголовную, административную гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования через 10 дней.

 

 

Глава Администрации

Псковской области

Е.Э. Михайлов

Комментарии ()

    Введите сумму 9 + 4