О пожарной безопасности

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

Закон

от 26.10.95 № 16-З

 

"О пожарной безопасности"

 

 

ВНЕСЕНЫ Изменения по Законам Нижегородской области от 31.07.2002 г. №36-З; от 14.04.2003 г. № 25-З; от 31.12.2004 г. № 172-З, от 5.10.2006 г. № 112-З; от 2.08.2007 г. № 94-З; от 26.12.2007 г. № 192-З; от 30.04.2009 № 50-З; от 9.03.2010 № 37-З; от 4.05.2011 № 55-З

 

 

Настоящий Закон является, согласно статьи 2 Федерального Закона "О пожарной безопасности", составной частью Законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Он, развивая и конкретизируя некоторые положения Федерального Закона, создает необходимые условия для успешней реализации его в Нижегородской области, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Нижегородской области, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами, в том числе иностранными, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, а также между должностными лицами, гражданами независимо от подданства, лицами без гражданства (далее - граждане).

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основы правового регулирования в области пожарной безопасности

 

Правовое регулирование в области пожарной безопасности в Нижегородской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "О пожарной безопасности", иными актами Федеральных органов государственной власти, а также Уставом Нижегородской области, настоящим Законом области и нормативно-правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Неотраженные в настоящем Законе нормы Федерального закона "О пожарной безопасности" имеют прямое действие на территории Нижегородской области.

Настоящий Закон имеет прямое действие и подлежит исполнению на всей территории Нижегородской области.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут принимать в соответствии с действующим законодательством решения в области пожарной безопасности, которые не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий закон области, требования пожарной безопасности, по согласованию с органом государственного пожарного надзора.

 

(в ред. Закона от 2 августа 2007 г. № 94-З)

 

ГЛАВА 2. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

 

Статья 2. Виды и основные задачи пожарной охраны

 

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

1) государственная противопожарная служба;

2) муниципальная пожарная охрана;

3) ведомственная пожарная охрана;

4) добровольная пожарная охрана;

5) частная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

1) организация и осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

3) организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

 

(в ред. Законов от 14.07.2003№ 25-З; от 31.12.2004 № 172-З; от 9.03.2010 № 37-З)

 

Статья 3. Противопожарная служба Нижегородской области

 

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Противопожарная служба Нижегородской области (далее - противопожарная служба области) входит в Государственную противопожарную службу.

Противопожарная служба области включает в себя:

 

п. 1) Исключен (в ред. Закона от 2.08.2007 № 94-З)

 

2) отряды и пожарные части противопожарной службы области;

3) аварийно-спасательные и пожарно-спасательные формирования;

4) отряды и пожарные части противопожарной службы области по охране объектов.

 

п.4) Введен дополнительно (в ред. Закона от 2.08.2007 № 94-З)

 

Управление и координацию деятельности противопожарной службы области осуществляет орган исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области.

Структуру противопожарной службы области определяет орган исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области.

 

(в ред. Законов от 14.07.2003 № 25-З; от 31.12.2004 № 172-З; от 2.08.2007 № 94-З))

 

Статья 3.1. Личный состав противопожарной службы области

 

Личный состав противопожарной службы области состоит из лиц, не имеющих специальных званий (далее - работники).

В противопожарную службу области принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав противопожарной службы области.

На работников противопожарной службы области распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

 

Статья 3.1. Введена дополнительно (в ред. Закона от 31.12.2004 № 172-З)

(в ред. Закона от 30.04.2009 № 50-З)

 

Статья 4. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы области

 

Работники противопожарной службы области и члены их семей находятся под защитой государства. На работников противопожарной службы области распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Личный состав противопожарной службы области, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона.

Работникам противопожарной службы области, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.

Работникам противопожарной службы области, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти Нижегородской области, пенсия по старости устанавливается по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

В случае гибели работника противопожарной службы области при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

На личный состав противопожарной службы области, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.

Органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Законом, гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы области.

 

(в ред. Законов от 31.12.2004 № 172-З; от 2.08.2007 № 94-З; от 30.04.2009 № 50-З)

 

Статья 5. Добровольная пожарная охрана

 

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Порядок организации добровольной пожарной охраны и ее работы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

 

(в ред. Законов от 14.07.2003 № 25-З; от 31.12.2004 № 172-З; от 26.12.2007 № 192-З)

 

Статья 6. Финансовое и имущественное обеспечение в области пожарной безопасности

 

Финансовое обеспечение деятельности подразделений противопожарной службы области, созданных органами государственной власти Нижегородской области, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством Нижегородской области является расходным обязательством Нижегородской области, за исключением подразделений противопожарной службы области, указанных в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона.

Финансирование деятельности подразделений противопожарной службы области, указанных в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области осуществляется по соглашению с органом, уполномоченным Правительством Нижегородской области, за счет средств охраняемых объектов.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с законодательством Российской Федерации является расходным обязательством муниципального образования.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется их учредителями за счет собственных средств.

Имущество противопожарной службы области и муниципальной пожарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит приватизации.

Органы местного самоуправления по представлению противопожарной службы области подтверждают статус служебного жилого фонда противопожарной службы области. Собственник обязан согласовывать вопросы изменения статуса служебного жилья, расположенного в зданиях пожарного депо, с противопожарной службой области.

 

(в ред. Законов от 31.07.2002 №36-З;от 14.07.2003 № 25-З; от 31.12.2004 № 172-З; от 2.08.2007 № 94-З)

 

Статья 7. Исключена (в ред. Закона от 2.08.2007 № 94-З)

 

Статья 8. Фонды пожарной безопасности

 

В целях реализации мер пожарной безопасности могут создаваться фонды пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

(в ред. Законов от 14.07.2003 № 25-З; от 31.12.2004 № 172-З)

 

Статья 9. Предприятия и организации Государственной противопожарной службы.

 

В системе Государственной противопожарной службы согласно Федерального закона "О пожарной безопасности" в целях выполнения возложенных на нее задач, в порядке, установленном действующим законодательством, могут создаваться предприятия и организации, в том числе совместные, для выполнения работ и услуг в области пожарной безопасности.

Типовой устав предприятия Государственной противопожарной службы утверждается в установленном порядке.

 

Статья 9.1. Страховые гарантии работникам противопожарной службы области

 

1. Работники противопожарной службы области подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств областного бюджета. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования работников устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными законодательными актами Нижегородской области.

Объектами обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье работников противопожарной службы области.

Страховщиками по обязательному государственному личному страхованию могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователем договоры обязательного государственного личного страхования (далее - договор страхования).

Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Страхователем по обязательному государственному личному страхованию работников противопожарной службы области выступает орган исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области.

Застрахованными по обязательному государственному личному страхованию (далее - застрахованные лица) являются работники противопожарной службы области.

2. В случае гибели (смерти) работников противопожарной службы области, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, до истечения одного года со дня увольнения из противопожарной службы области, выгодоприобретателям выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

3. При досрочном увольнении работников противопожарной службы области в связи с признанием их негодности к работе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

4. Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного личного страхования (далее - страховые случаи), с наступлением которых возникает право на получение страховой суммы, являются:

1) гибель (смерть) застрахованного лица при исполнении служебных обязанностей;

2) установление застрахованному лицу инвалидности в период исполнения служебных обязанностей;

3) получение застрахованным лицом при исполнении служебных обязанностей тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии).

5. Размеры страховых сумм, подлежащих выплате работникам противопожарной службы области, а в случае их гибели (смерти) - выгодоприобретателям, определяются исходя из соответствующих окладов, установленных на день произведения выплаты.

6. Страховые суммы работникам противопожарной службы области или выгодоприобретателям при наступлении страховых случаев подлежат выплате в следующих размерах:

1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, - 25 окладов каждому выгодоприобретателю;

2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 4 настоящей статьи:

а) инвалиду I группы - 75 окладов;

б) инвалиду II группы - 50 окладов;

в) инвалиду III группы - 25 окладов;

3) в случае, предусмотренном пунктом 3 части 4 настоящей статьи:

а) при получении тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 10 окладов;

б) при получении легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 окладов.

7. Выгодоприобретателями по обязательному государственному личному страхованию помимо застрахованных лиц в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются:

1) супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ней (с ним);

2) родители (усыновители) застрахованного лица;

3) дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, - до окончания обучения или до достижения ими 23 лет;

4) дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет;

5) отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет;

6) подопечные застрахованного лица.

8. Убытки, причиненные работникам противопожарной службы области, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Договор страхования заключается в письменной форме на один год. Порядок пролонгации действия указанного договора оговаривается при его заключении.

Договор страхования включает соглашение о застрахованных лицах, об обязательствах и ответственности страхователя и страховщика, о сроках и порядке уплаты страховой премии (страховых взносов), перечень страховых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю).

 

(в ред. Законов от 5 октября 2006 г. № 112-З; от 2.08.2007 № 94-З; от 30.04.2009 № 50-З)

 

ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 10. Областные целевые программы в области обеспечения пожарной безопасности

 

Областные целевые программы в области обеспечения пожарной безопасности разрабатываются в целях определения перспективы совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности в Нижегородской области и утверждаются в соответствии с законодательством Нижегородской области.

 

(в ред. Законов от 14.07.2003 № 25-З; от 2.08.2007 № 94-З)

 

Статья 11. Меры пожарной безопасности.

 

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества, государства и природной среды от пожаров и их последствий.

Меры пожарной безопасности для поселений, городских округов и муниципальных районов Нижегородской области разрабатываются и реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, правами, обязанностями.

В соответствии с Законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений, в Нижегородской области разрабатываются Правила пожарной безопасности, утверждаемые в установленном порядке.

 

(в ред. Закона от 2.08.2007 № 94-З)

 

Статья 11.1. Профилактика пожаров

 

1. Профилактика пожаров - это совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и, как следствие, возникновения угрозы жизни и здоровья людей, а также на ограничение последствий пожаров.

Профилактика пожаров на территории Нижегородской области осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления в границах населенных пунктов поселений, руководителями организаций и гражданами в соответствии с действующим законодательством.

2. Угроза жизни и здоровью людей, применительно к законодательству о пожарной безопасности, представляет собой несоблюдение требований пожарной безопасности, установленных правилами пожарной безопасности, нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами, техническими регламентами при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении, а также несоблюдение требований эксплуатации производственных участков, агрегатов, объектов, зданий и сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ) и оказания услуг, которое в случае возникновения пожара может привести к физическому вреду, влекущему за собой гибель (смерть), увечье и иное повреждение здоровья, постоянную или временную утрату трудоспособности.

3. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

4. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

 

Введена дополнительно (в ред. Закона от 5 октября 2006 г. № 112-З)

(в ред. Законов от 26.12.2007 № 192-З; от 30.04.2009 № 50-З)

 

Статья 12. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности

 

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров.

На территории Нижегородской области применяется перечень работ и услуг в области пожарной безопасности, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

(в ред. Законов от 14.07.2003 № 25-З; от 31.12.2004 № 172-З)

 

Статья 13. Обучение населения области мерам пожарной безопасности

 

Обучение населения области мерам пожарной безопасности проводится по следующим направлениям:

1) информирование населения через средства массовой информации;

2) ведение разъяснительной работы среди населения через средства массовой информации;

3) обучение работников организаций;

4) обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.

Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится в организациях администрацией (собственниками) этих организаций и в соответствующих учебных заведениях в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности..

 

(в ред. Законаот 31.12.2004 № 172-З; от 9.03.2010 № 37-З)

 

Статья 14. Исключена (в ред. Закона от 14.07.2003 № 25-З)

 

Статья 15. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

 

Организация тушения пожаров представляет собой совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с федеральным законодательством при тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии с федеральным законодательством дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов Нижегородской области определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

1) проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

2) создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

3) использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

4) ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

5) охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

6) эвакуация людей и имущества с места пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, оказание первой помощи.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождаются от возмещения причиненного ущерба.

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

 

(в ред. Законовот 31.12.2004 № 172-З; от 2.08.2007 № 94-З; от 26.12.2007 № 192-З; от 30.04.2009 № 50-З; от 9.03.2010 № 37-З)

 

Статья 15.1. Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров

 

Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Статья 15.1 (Введена дополнительно, в ред. Закона от 4.05.2011 № 55-З)

 

Статья 15.2. Особый противопожарный режим

 

В случае повышения пожарной опасности решением Правительства Нижегородской области или органов местного самоуправления поселений и городских округов Нижегородской области на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Нижегородской области, муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

 

Статья 15.2 (Введена дополнительно, в ред. Закона от 4.05.2011 № 55-З)

 

ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 16. Полномочия органов государственной власти Нижегородской области в области пожарной безопасности

 

К полномочиям органов государственной власти Нижегородской области в области пожарной безопасности относятся:

1) нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;

2) организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

3) разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

4) организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;

5) разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;

6) осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

7) осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области, и членов их семей;

8) создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета (минимальная численность устанавливается из расчета одна единица личного состава на каждые 650 человек населения);

9) организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

10) утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств областного бюджета;

11) управление противопожарной службой области.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются нормативными правовыми актами Нижегородской области.

 

(в ред. Законов от 14.07.2003 № 25-З; от 31.12.2004 № 172-З; от 2.08.2007 № 94-З; от 26.12.2007 № 192-З)

 

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

 

1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

1) создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

2) создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

3) оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

4) организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

5) принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

6) включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

7) оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

8) установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

2. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

1) создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

2) включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

3) оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

4) установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

3. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

 

(в ред. Законовот 31.12.2004 № 172-З; от 2.08.2007 № 94-З; от 26.12.2007 № 192-З)

 

Статья 18. Ответственность за исполнение закона.

 

Ответственность за реализацию требований настоящего закона на территории области возлагается на всех должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, руководителей предприятий и собственников имущества, граждан и лиц без гражданства.

Нормы настоящего закона являются составной частью требований пожарной безопасности на территории Нижегородской области.

 

Статья 19. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

 

Собственники имущества, руководители органов исполнительной власти Нижегородской области, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

(в ред. Законов от 31.07.2002 №36-З; от 14.07.2003 № 25-З; от 31.12.2004 № 172-З)

 

ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона.

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Нижегородские Новости".

 

(в ред. Законаот 31.12.2004 № 172-З)

 

Председатель Законодательного Собрания А.А. Козерадский

Губернатор области Б.Е. Немцов

Комментарии (0)

    Введите сумму 3 + 6