Постановление Госстандарта РФ от 5 августа 1997 г. N 17
"О принятии и введении в действие Правил сертификации"
(с изменениями от 5 июля 2002 г.)
Постановление Госстандарта РФ от 5 августа 1997 г. N 17 |
Председатель Госстандарта России | Г.П. Воронин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 апреля 1998 г.
Регистрационный N 1502
Правила
сертификации работ и услуг в Российской Федерации
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 5 августа 1997 г. N 17)
(с изменениями от 5 июля 2002 г.)
Настоящие правила применяют при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации. На основе настоящих правил федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут разрабатывать и принимать правила сертификации однородных работ и услуг.
Основные термины и определения, цели и принципы, состав и функции участников, общие правила сертификации работ и услуг соответствуют закону "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета, 1993, N 26, ст.966 и в Собрании законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.4) и "Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации" (Утверждены постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный номер 521, опубликованы в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994, N 6, стр.5).
I. Общие положения
Объектами добровольной сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации.
1.2 Сертификацию работ и услуг проводят органы по сертификации.
1.4 Сертификацию работ и услуг проводят по схемам сертификации. Схемы с рекомендациями по их применению приведены в приложении.
Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.
II. Требования к документам, на соответствие которым проводится сертификация
2.1 При сертификации работ и услуг применяют:
законодательные акты Российской Федерации;
правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;
государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.
III. Порядок сертификации
3.1 Сертификация работ и услуг включает:
подачу заявки на сертификацию;
рассмотрение и принятие решения по заявке;
оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;
принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
выдачу сертификата;
инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
3.2 Подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решения по ней
При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой их них.
3.3 Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:
оценку выполнения работ и оказания услуг;
проверку, испытания результатов работ и услуг;
3.3.1 Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает:
оценку мастерства исполнителя работ и услуг;
оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;
анализ состояния производства;
оценку организации (предприятия) - исполнителя работ и услуг;
оценку системы качества;
рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.
Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. Итоги оценки отражают в актах.
Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражают в протоколах.
3.4 Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата
Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.
При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
3.5 Применение знака соответствия при обязательной сертификации
3.6 Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.
3.6.4 Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ:
анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг;
разработку программы инспекционной проверки;
создание комиссии для проведения инспекционной проверки;
проведение инспекционной проверки;
оформление результатов и принятие решения.
3.6.8 При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:
приостанавливает действие сертификата;
информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора;
устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
IV. Информация о проведении обязательной сертификации
V. Рассмотрение апелляций
к Правилам сертификации работ
и услуг в Российской Федерации
1. Схемы сертификации
┌────┬───────────────────┬──────────────────┬───────────────────────────┐
│Но- │ Оценка │Проверка (испыта- │Инспекционный контроль │
│мер │ выполнения работ, │ния) результатов │сертифицированных работ и │
│схе-│ оказания услуг │работ и услуг │услуг │
│мы │ │ │ │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 1 │ Оценка мастерства │Проверка (испыта- │Контроль мастерства │
│ │ исполнителя работ │ния) результатов │исполнителя работ и услуг │
│ │ и услуг │работ и услуг │ │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 2 │ Оценка процесса │Проверка (испыта- │Контроль процесса │
│ │ выполнения работ, │ния) результатов │выполнения работ, │
│ │ оказания услуг │работ и услуг │оказания услуг │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 3 │ Анализ состояния │Проверка (испыта- │Контроль состояния │
│ │ производства │ния) результатов │производства │
│ │ │работ и услуг │ │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 4 │ Оценка организации│Проверка (испыта- │Контроль соответствия │
│ │ (предприятия) │ния) результатов │установленным требованиям │
│ │ │работ и услуг │ │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 5 │ Оценка системы │Проверка (испыта- │Контроль системы качества │
│ │ качества │ния) результатов │ │
│ │ │работ и услуг │ │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 6 │ - │Рассмотрение дек- │Контроль качества │
│ │ │ларации о соответ-│выполнения работ, │
│ │ │ствии с прилагае- │оказания услуг │
│ │ │мыми документами │ │
├────┼───────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 7 │ Оценка системы │Рассмотрение дек- │Контроль системы качества │
│ │ качества │ларации о соответ-│ │
│ │ │ствии с прилагае- │ │
│ │ │мыми документами │ │
└────┴───────────────────┴──────────────────┴───────────────────────────┘
2. Применение схем сертификации
2.1 По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг, и контролируют его при инспекционном контроле.
Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера-ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.).
2.2 По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.
В зависимости от сложности процесса оценивают:
полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;
оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение;
безопасность и стабильность процесса;
профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала
Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).
2.3 По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.
2.4 По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и др.).
2.5 По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.
Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).
При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации работ и услуг.
2.6 Схемы 6, 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.
В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.
Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.
Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.
Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование организации (предприятия).
Особенности применения схем сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах сертификации однородных видов работ и услуг.
Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не применяют.
результаты социологических обследований и экспертных оценок;
протоколы испытаний;
договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;
акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);
техническая и др. документация исполнителя работ и услуг.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.
ОТДЕЛ 1.4 ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ |
Комментарии ()