НПБ 193-2000
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УСТРОЙСТВА КАНАТНО-СПУСКНЫЕ ПОЖАРНЫЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ НПБ 193-2000 FIRE ROPE DESCENDERS. |
| Рисунок 3. Схема нагружения УКСПр: |
Погрешность измерения нагрузки не должна превышать ± 0,1 кН.
Погрешность измерения времени не должна превышать ± 1 с.
Изделие допускают ко второму этапу испытания, если:
не произошло разрушения ни одного из элементов УКСП;
отсутствуют видимые деформации и повреждения элементов УКСП;
отсутствуют отказы по пп. 4.4.1 и 4.4.2 настоящих норм.
4.5.2. На втором этапе испытанию подвергают один образец изделия, прошедший проверку в соответствии с п. 4.5.1 настоящих норм.
Второй этап испытания УКСП проводят путем поочередных спусков не менее трех испытателей-добровольцев различной массы (не менее трех групп испытателей-добровольцев при испытании УКСП, предназначенного для одновременного спуска нескольких человек)*.
Испытание проводят на объекте или испытательном стенде с обязательной верхней страховкой испытателей в соответствии с рисунок 4.
Каждый испытатель должен провести не менее трех спусков в соответствии с указаниями руководства по эксплуатации изделия, выполняя все допустимые приемы тактического применения УКСП.
4.5.3. Изделие считают выдержавшим испытание, если:
не произошло ни одного случая неконтролируемого спуска испытателей;
не произошло ни одного случая заклинивания каната УКСП;
не произошло разрушения или видимых деформаций элементов УКСП;
величина скорости спуска испытателей на УКСПа не вышла за пределы диапазона от 0,5 до 3,0 мЧ с-1 (от 0,5 до 6,0 м Ч с-1 - для УКСПа, предназначенного для десантирования с борта вертолета);
конструкция УКСП обеспечивает возможность выполнения всех тактических приемов, указанных в руководстве по эксплуатации.
4.6. Проверка прочности УКСП при воздействии статической нагрузки (п. 3.2.4 настоящих норм)
Испытанию подвергают один образец изделия.
Рисунок 4. Схема страховки при спуске испытателей на УКСП:
1 - канат УКСП; 2 - силовой элемент объекта или испытательного стенда; 3 - блок; 4 - тормозное устройство; 5 - страховочная веревка; 6 - испытатель; 7 - приспособление для экстренного заклинивания веревки; 8 - оператор, осуществляющий страховку испытателя; 9 - якорь
4.6.1. УКСПа испытывают путем приложения статической нагрузки, равной (8,83 х N) кН, к нижнему концу каната, полностью вытянутого из устройства, которое закреплено на испытательном стенде в соответствии с рисунком 2.
Время выдержки образца под нагрузкой должно составлять (180 ± 5) с.
4.6.2. УКСПр, установленное на испытательном стенде, испытывают путем приложения статической нагрузки, равной (8,83 х N) кН, к тормозному устройству УКСПр в соответствии с рисунком 3. Конец нижней ветви каната должен быть закреплен на тормозном устройстве.
Время выдержки образца под нагрузкой должно составлять (180 ± 5) с.
4.6.3. Погрешность измерения нагрузки не должна превышать ± 0,2 кН.
4.6.4. Погрешность измерения времени не должна превышать ± 1 с.
4.6.5. Изделие считают выдержавшим испытание, если образец удержал нагрузку. Допускается наличие остаточных деформаций элементов УКСП.
4.7. Проверка прочности УКСП при воздействии динамической нагрузки (п. 3.2.5 настоящих норм)
Испытывают один образец изделия, не подвергавшийся проверке по п. 4.6 настоящих норм.
4.7.1. Подготовка к испытанию
УКСП устанавливают на испытательном стенде и подготавливают его к работе в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.
Нижний конец каната УКСП соединяют с контрольным грузом массой (100 ± 1) кг через петлю фала. Крепление УКСП на испытательном стенде должно соответствовать требованию руководства по эксплуатации изделия. Примеры схем испытания приведены на рисунке 5.
Фал должен быть изготовлен из плетеного полиамидного шнура диаметром (11 ± 1) мм, изготовленного по ТУ 15-08-04-04-040-91 (или другого шнура с аналогичными техническими характеристиками). Концы фала должны быть заделаны в коуши. Длина фала (с коушами) должна равняться (2,0 ± 0,01) м.
Коуши фала, соединенные с канатом УКСП и контрольным грузом, должны находиться на одной высоте.
4.7.2. Испытание проводят путем сброса контрольного груза.
4.7.3. Изделие считают выдержавшим испытание, если образец удержал груз без обрыва элементов УКСП. Допускается наличие остаточных деформаций.
а | б | в |
Рисунок 5. Схемы испытания УКСП на динамическую прочность:
а - схема испытания УКСПа; б - схема испытания УКСПр при закреплении тормозного устройства на стенде; в - схема испытания УКСПр при закреплении тормозного устройства на контрольном грузе; 1 - расцепляющее устройство; 2 - тормозное устройство; 3 - контрольный груз; 4 - фал
4.8. Проверка климатического исполнения УКСП (п. 3.2.6 настоящих норм)
Испытывают шесть образцов изделия*, не подвергавшихся проверкам по пп. 4.6 и 4.7 настоящих норм.
4.8.1. Перед испытанием проводят выдержку двух образцов в камере холода при температуре минус 40 ° С, двух образцов - в тепловой камере при температуре 40 ° С и двух образцов - в камере тепла и влаги при температуре 25 ° С и относительной влажности воздуха 98 %. Время выдержки образцов в каждой из камер должно составлять от 6 до 6,5 ч.
Максимальное отклонение температуры от заданного значения в камерах тепла и холода не должно превышать ± 3 ° С.
Максимальные отклонения температуры и влажности воздуха от заданных значений в камере тепла и влаги не должны превышать соответственно ± 1 ° С и ± 1 %.
4.8.2. Испытание проводят по методике, изложенной в п. 4.4 настоящих норм, путем однократных спусков контрольных грузов сначала на образцах изделия, выдержанных в камере холода (один груз на одном образце), затем на образцах, выдержанных в камере тепла, потом на образцах, выдержанных в камере тепла и влаги.
Интервал времени между выемкой образца из камеры и началом испытания должен быть не более 3 мин.
Погрешность измерения времени должна быть не более ± 0,5 мин.
4.8.3. Изделие считают выдержавшим проверку, если отсутствовали отказы по пп. 4.4.1 и 4.4.2 настоящих норм.
4.9. Проверка работоспособности УКСП после воздействия транспортной вибрации (п. 3.2.7 настоящих норм)
4.9.1. Имитацию транспортной вибрации проводят на вибростенде, обеспечивающем диапазон частот от 2 до 3 Гц и ускорение до 3g.
4.9.2. Условия транспортирования к потребителю имитируют путем воздействия на образцы УКСП, размещенные в одной транспортной упаковке, вибрационной нагрузки частотой от 2 до 3 Гц с ускорением (3,0 ± 0,1) g в течение (60 ± 1) мин.
4.9.3. Условия транспортирования к месту применения имитируют путем воздействия на три образца УКСП (взятые из образцов, подвергавшихся нагрузке по п. 4.9.2 настоящих норм), находящиеся в потребительской упаковке и уложенные в контейнер-имитатор отсека пожарного автомобиля, вибрационной нагрузки частотой от 2 до 3 Гц с ускорением (3,0 ± 0,1) g.
Время воздействия нагрузки должно составлять (60 ± 1) мин.
Погрешность измерения времени должна быть не более ± 0,5 мин.
4.9.4. Проверку работоспособности и оценку изделия проводят по методике, изложенной в п. 4.4 настоящих норм.
4.10. Проверка прочности УКСП после контакта его каната с нагретым до 450 ° С металлическим стержнем (п. 3.2.8 настоящих норм)
Испытывают один образец изделия, не подвергавшийся проверкам по пп. 4.6 и 4.7 настоящих норм.
4.10.1. Конец нижней ветви каната УКСП раскладывают на горизонтальной поверхности.
4.10.2. Стальной стержень размерами 10 х 10х 200 мм прогревают в печи при температуре (450 +10) ° С в течение не менее 20 мин.
4.10.3. Накладывают нагретый стержень на канат УКСП (на расстоянии не менее 100 мм от узла заделки коуша) перпендикулярно его осевой линии и выдерживают в течение (10 +1) с.
Погрешность измерения времени должна быть не более ± 0,5 с.
4.10.4. Проводят испытание и оценку изделия по методике, изложенной в п. 4.6 настоящих норм, нагрузкой, равной (6,62 х N) кН.
4.11. Проверка прочности УКСП после воздействия на его канат открытого пламени (п. 3.2.9 настоящих норм)
Испытывают один образец изделия, не подвергавшийся проверкам по пп. 4.6, 4.7 и 4.10 настоящих норм.
4.11.1. Конец нижней ветви каната УКСП устанавливают на опоры стенда для огневых испытаний в соответствии с рисунком 6.
Емкость, расположенную посредине расстояния между опорами стенда, заполняют этанолом (ГОСТ 18300 или ГОСТ 17299) в количестве (10 ± 1) мл.
Рисунок 6. Схема стенда для испытания каната УКСП на воздействие открытого пламени:
1 - канат УКСП; 2 - опоры; 3 - емкость для горючего
4.11.2. Этанол поджигают и в течение (10 ± 1) с выдерживают канат УКСП под действием открытого пламени.
Погрешность измерения времени должна быть не более ± 0,5 с.
4.11.3. Проводят испытание и оценку изделия по методике, изложенной в п. 4.6 настоящих норм, нагрузкой, равной (6,62 х N) кН.
4.12. Проверка вероятности безотказной работы УКСП (п. 3.2.10 настоящих норм)
Проверке подлежит изделие, конструкция которого включает в себя механизмы, от работы которых зависит безотказность УКСП.
Испытывают образцы изделия, не подвергавшиеся проверке по пп. 4.6, 4.7, 4.10, 4.11 настоящих норм.
4.12.1. Испытание проводят в соответствии с ГОСТ 27.410 одноступенчатым методом в течение одного рабочего цикла для:
Рa = 0,999; Рb = 0,980; a = b = 0,1; n = 114; Сa = 0,
где Рa - приемочный уровень вероятности безотказной работы; Рb - браковочный уровень вероятности безотказной работы; a - риск изготовителя; b - риск потребителя; n - суммарное количество независимых наблюдений; Сa - приемочное число отказов.
Объем выборки (количество испытываемых образцов) K определяют, исходя из суммарного количества независимых наблюдений n и назначенного ресурса изделия Тн по формуле
K = n/ Тн.
Если полученное число оказалось дробным, его округляют до следующего целого числа, которое равно количеству образцов, необходимому для проведения испытания.
4.12.2. За один рабочий цикл принимают однократное последовательное выполнение операций: крепления УКСП на объекте, подсоединения его к подвесной системе испытателя, спуска и подготовки УКСП к спуску следующего испытателя в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации и по методике, изложенной в п. 4.5.2 настоящих норм.
4.12.3. Суммарная наработка образцов должна составить 114 рабочих циклов.
4.12.4. Вероятность безотказной работы изделия за один рабочий цикл равна 0,98, если каждый из испытываемых образцов УКСП выдержал испытание в соответствии с п. 4.5.3 настоящих норм.
4.13. Проверка назначенного ресурса УКСП (п. 3.2.11 настоящих норм)
Испытывают один образец изделия, не подвергавшийся проверке по пп. 4.6, 4.7, 4.10, 4.11 настоящих норм.
4.13.1. Испытание проводят путем выполнения назначенного КД количества рабочих циклов изделия (в соответствии с п. 4.12.2 настоящих норм) по методике, изложенной в п. 4.5.2 настоящих норм*.
4.13.2. При отсутствии отказов по пп. 4.5.3, 4.4.1 и 4.4.2 настоящих норм проводят испытание и оценку изделия по методике, изложенной в п. 4.6 настоящих норм, нагрузкой, равной (6,62 х N) кН.
4.14. Состав испытаний
4.14.1. Виды испытаний УКСП и номера пунктов настоящих норм, в которых изложены требуемые значения параметров изделия, проверяемые при проведении каждого вида испытаний, должны соответствовать приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Вид испытаний | Номера пунктов и подпунктов настоящих норм |
Сертификационные | 3.1-3.4 |
Межведомственные приемочные | 3.1-3.4 |
Периодические | 3.2-3.4 |
Квалификационные | 3.2-3.4 |
Приемосдаточные | 3.2.1, 3.2.2, 3.3, 3.4 |
Эксплуатационные | 3.2.2, 3.2.3 |
Примечания: 1. Проверки вероятности безотказной работы и назначенного ресурса УКСП при проведении сертификационных испытаний предусмотрены только для импортных изделий.
2. При проведении периодических испытаний УКСП отечественного производства допускается осуществлять проверки вероятности безотказной работы и назначенного ресурса один раз в три года.
3. Состав и порядок типовых испытаний, назначаемых при изменении конструкции УКСП, определяют изготовитель и заказчик продукции.
4.14.2. Проверяемые технические показатели УКСП и номера соответствующих пунктов настоящих норм, в которых изложены требуемые значения параметров изделия и методы их контроля, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Вид проверки технического показателя | Пункты настоящих норм | |
Требования | Методы испытаний | |
Экспертиза КД, проверка соответствия конструкции рабочим чертежам, проверка комплектности и маркировки | 3.1, 3.2.1, 3.3, 3.4 | 4.3 |
Проверка возможности спуска грузов, имеющих предельно допустимую массу | 3.2.2 | 4.4 |
Проверка работоспособности после приложения статической нагрузки | 3.2.3 | 4.5 |
Проверка прочности при воздействии статической нагрузки | 3.2.4 | 4.6 |
Проверка прочности при воздействии динамической нагрузки | 3.2.5 | 4.7 |
Проверка климатического исполнения | 3.2.6 | 4.8 |
Проверка работоспособности после воздействия транспортной тряски | 3.2.7 | 4.9 |
Проверка прочности после контакта с нагретым стержнем | 3.2.8 | 4.10 |
Проверка прочности после воздействия открытого пламени | 3.2.9 | 4.11 |
Проверка вероятности безотказной работы | 3.2.10 | 4.12 |
Проверка назначенного ресурса | 3.2.11 | 4.13 |
5. Нормативные ссылки
В настоящих нормах использованы следующие стандарты и другие нормативные документы:
ГОСТ 2.102-68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов.
ГОСТ 2.103-68 ЕСКД. Стадии разработки.
ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы.
ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения.
ГОСТ 27.410-87 Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность.
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
ГОСТ 17299-78 Спирт этиловый технический. Технические условия.
ГОСТ 18300-87 Спирт этиловый ректификованный технический. Технические условия.
Приказ МВД России от 25.05.1996 г. № 285 об утверждении “Правил по охране труда в подразделениях ГПС МВД РФ”.
Наставление по пожарно-строевой подготовке.
ТУ 15-08-04-04-040-91. Веревки плетеные полиамидные.
ОТДЕЛ 1.4 ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ |
Комментарии ()