ГОСТ Р 22.2.08-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ГОСТ Р 22.2.08-96

Safety in emergencies. Emergencies on the water surface. Terms and definitions

Дата введения 1997- 07- 01

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Малым внедренческим предприятием МИИТ-БЕНАТЕС с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. № 656

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1.Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Термины и определения основных понятий

3.1 Безопасность движения поезда

3.2 Безопасность технических средств и технического персонала железнодорожной транспортной системы

3.3 Риски потерь

4. Алфавитный указатель терминов

Введение

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартный термин.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия.

Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.

Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области безопасности движения поездов при возникновении чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по безопасности движения поездов при возникновении чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

3.1 Безопасность движения поезда

3.1.1 безопасность движения поезда: Свойство движения поезда находиться в неопасном состоянии за расчетное время, когда отсутствует угроза сохранности жизней и здоровья пассажиров, технического персонала, населения, сохранности грузов, объектов хозяйствования, технических средств транспортной системы.

3.1.2 неопасное состояние (движения поезда): Состояние движения поезда, реализуемого железнодорожной транспортной системой в работоспособном по параметрам движения поезда состоянии или в неработоспособном неопасном по параметрам движения поезда состоянии.

3.1.3 работоспособное по параметрам движения поезда состояние (железнодорожной транспортной системы): Состояние железнодорожной транспортной системы, при котором значения параметров и (или) показателей качества движения поезда соответствуют требованиям, установленным в нормативной и (или) конструкторской, и технологической документации.

3.1.4 неработоспособное по параметрам движения поезда состояние (железнодорожной транспортной системы): Состояние железнодорожной транспортной системы, при котором значение хотя бы одного параметра и (или) показателя качества движения поезда не соответствует требованиям, установленным в нормативной и (или) конструкторской, и технологической документации.

3.1.5 неработоспособное неопасное по параметрам движения поезда состояние (железнодорожной транспортной системы): Неработоспособное состояние железнодорожной транспортной системы, при котором значение хотя бы одного параметра и (или) показателя качества движения поезда не соответствует требованиям, установленным в нормативной и (или) конструкторской, и технологической документации, но это не вызывает возникновения поражающих факторов.

3.1.6 неработоспособное опасное по параметрам движения поезда состояние железнодорожной транспортной системы: Неработоспособное состояние железнодорожной транспортной системы, при котором значение хотя бы одного параметра и (или) показателя качества движения поезда не соответствует требованиям, установленным в нормативной и (или) конструкторской, и технологической документации, что вызывает возникновение поражающих факторов.

3.1.7 опасное состояние (движения поезда): Состояние движения поезда, соответствующее неработоспособному опасному по параметрам движения поезда состоянию железнодорожной транспортной системы.

3.1.8 железнодорожная транспортная система: Совокупность функционально взаимосвязанных технических средств и технического персонала, предназначенная для осуществления в регламентированных условиях перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам.

Примечание - К регламентированным условиям относят параметры пути, подвижного состава, энергоснабжения, управления, параметры окружающей среды и др.

3.1.9 поражающий фактор источника техногенной чрезвычайной ситуации; поражающий фактор источника техногенной ЧС: - По ГОСТ Р 22.0.05.

3.1.10 техногенная чрезвычайная ситуация; техногенная ЧС: - По ГОСТ Р 22.0.05.

3.1.11 показатель безопасности движения поезда: Вероятность нахождения движения поезда в неопасном состоянии за расчетное время.

3.2 Безопасность технических средств и технического персонала железнодорожной транспортной системы

3.2.1 безопасность по параметрам движения поезда технического средства (железнодорожной транспортной системы): Свойство технического средства железнодорожной транспортной системы не иметь опасных по параметрам движения поезда отказов за расчетное время.

3.2.2 опасный по параметрам движения поезда отказ технического средства (железнодорожной транспортной системы): Отказ технического средства железнодорожной транспортной системы, в результате воздействия которого движение поезда, переходит в опасное состояние.

3.2.3 безопасность по параметрам движения поезда технического персонала (железнодорожной транспортной системы): Свойство технического персонала железнодорожной транспортной системы не совершать опасных по параметрам движения поезда ошибок за расчетное время.

3.2.4 опасная по параметрам движения поезда ошибка технического персонала (железнодорожной транспортной системы): Ошибка технического персонала железнодорожной транспортной системы, в результате воздействия которой движение поезда переходит в опасное состояние.

3.2.5 собственный опасный по параметрам движения поезда отказ технического средства (железнодорожной транспортной системы): Опасный по параметрам движения поезда отказ технического средства, вызванный нарушением работоспособного состояния его элементов и (или) функциональных связей между ними.

3.2.6 вынужденный опасный по параметрам движения поезда отказ технического средства (железнодорожной транспортной системы): Опасный по параметрам движения поезда отказ технического средства, вызванный нарушением регламентированных для этого технического средства условий функционирования.

3.2.7 показатель безопасности по параметрам движения поезда технического средства (железнодорожной транспортной системы): Вероятность отсутствия у технического средства опасных по параметрам движения поезда отказов технического средства за расчетное время.

3.2.8 показатель безопасности по параметрам движения поезда технического персонала (железнодорожной транспортной системы): Вероятность отсутствия опасных по параметрам движения поезда ошибок технического персонала за расчетное время.

3.2.9 показатель безопасности по параметрам движения поезда железнодорожной транспортной системы: Вероятность отсутствия у технических средств опасных по параметрам движения поезда отказов и отсутствия опасных по параметрам движения поезда ошибок технического персонала за расчетное время.

3.3 Риски потерь

3.3.1 риск потери Мi (в железнодорожной чрезвычайной ситуации): Возможность потери Мi в железнодорожной чрезвычайной ситуации от воздействия поражающих факторов, возникающих в результате перехода движения поезда в опасное состояние за расчетное время.

3.3.2 показатель риска Мi (в железнодорожной чрезвычайной ситуации): Вероятность потери Мi в железнодорожной чрезвычайной ситуации от воздействия поражающих факторов, возникающих в результате перехода движения поезда в опасное состояние за расчетное время.

3.3.3 риск экономического ущерба Ni (в железнодорожной чрезвычайной ситуации): Возможность экономического ущерба Ni от потерь в железнодорожной чрезвычайной ситуации.

3.3.4 показатель риска экономического ущерба Ni (в железнодорожной чрезвычайной ситуации): Вероятность экономического ущерба Niот потерь в железнодорожной чрезвычайной ситуации.

4 АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Безопасность движения поезда 3.1.1

Безопасность по параметрам движения поезда технического средства 3.2.1

Безопасность по параметрам движения поезда технического средства железнодорожной транспортной системы 3.2.1

Безопасность по параметрам движения поезда технического персонала 3.2.3

Безопасность по параметрам движения поезда технического персонала железнодорожной транспортной системы 3.2.3

Отказ технического средства вынужденный опасный по параметрам движения поезда 3.2.6

Отказ технического средства железнодорожной транспортной системы опасный по параметрам движения поезда 3.2.2

Отказ технического средства железнодорожной транспортной системы вынужденный опасный по параметрам движения поезда 3.2.6

Отказ технического средства железнодорожной транспортной системы собственный опасный по параметрам движения поезда 3.2.5

Отказ технического средства опасный по параметрам движения поезда 3.2.2

Отказ технического средства собственный опасный по параметрам движения поезда 3.2.5

Ошибка технического персонала железнодорожной транспортной системы опасная по параметрам движения поезда 3.2.4

Ошибка технического персонала опасная по параметрам движения поезда 3.2.4

Показатель безопасности движения поезда 3.1.11

Показатель безопасности по параметрам движения поезда железнодорожной транспортной системы 3.2.9

Показатель безопасности по параметрам движения поезда технического средства 3.2.7

Показатель безопасности по параметрам движения поезда технического средства железнодорожной транспортной системы 3.2.7

Показатель безопасности по параметрам движения поезда технического персонала 3.2.8

Показатель безопасности по параметрам движения поезда технического персонала железнодорожной транспортной системы 3.2.8

Показатель риска потери Mi 3.3.2

Показатель риска потери Мi в железнодорожной чрезвычайной ситуации 3.3.2

Показатель риска экономического ущерба Ni3.3.4

Показатель риска экономического ущерба Ni в железнодорожной чрезвычайной ситуации 3.3.4

Риск потери Mi в железнодорожной чрезвычайной ситуации 3.3.1

Риск потери Mi 3.3.1

Риск экономического ущерба Ni 3.3.3

Риск экономического ущерба Ni в железнодорожной чрезвычайной ситуации 3.3.3

Система железнодорожная транспортная 3.1.8

Ситуация чрезвычайная техногенная 3.1.10

Состояние движения поезда неопасное 3.1.2

Состояние движения поезда опасное 3.1.7

Состояние железнодорожной транспортной системы неработоспособное по параметрам движения поезда 3.1.4

Состояние железнодорожной транспортной системы неработоспособное неопасное по параметрам движения поезда 3.1.5

Состояние железнодорожной транспортной системы неработоспособное опасное по параметрам движения поезда 3.1.6

Состояние железнодорожной транспортной системы работоспособное по параметрам движения поезда 3.1.3

Состояние неопасное 3.1.2

Состояние неработоспособное неопасное по параметрам движения поезда 3.1.5

Состояние неработоспособное опасное по параметрам движения поезда 3.1.6

Состояние неработоспособное по параметрам движения поезда 3.1.4

Состояние опасное 3.1.7

Состояние работоспособное по параметрам движения поезда 3.1.3

Фактор источника техногенной чрезвычайной ситуации поражающий 3.1.9

Фактор источника техногенной ЧС поражающий 3.1.9

ЧС техногенная 3.1.10

Ключевые слова: безопасность, движение, поезд, потеря, ущерб, риск, показатель, вероятность, опасное состояние, неопасное состояние, техническое средство, технический персонал, опасная ошибка


ОТДЕЛ 1.4  ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
мкр. ВНИИПО, д. 12, г. Балашиха, Московская обл., 143903
Тел. (495) 524-82-21, 521-83-70     тел./факс (495) 529-75-19
E-mail: nsis@pojtest.ru

Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
© ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ, 2009  Все права защищены

Комментарии (0)

    Введите сумму 9 + 2