Нормативная правовая база в области обеспечения пожарной безопасности

д.т.н., профессор, академик НАН ПБ  Е.А.Мешалкин (Вице-президент по науке НПО «Пульс»)

Состояние пожарной безопасности в России, несмотря на ежегодное улучшение показателей обстановки с пожарами, по-прежнему, оказывает заметное влияние на социально-экономическое положение государства и граждан. Так, полные потери от пожаров оцениваются примерно в 50 млрд.руб. в год, что составляет почти 50% от суммы финансовых средств, предусматриваемых в бюджете для решения проблемы аварийного и ветхого жилого фонда или половину от суммы, планируемой Правительством РФ к выделению для решения проблем около 400 российских моногородов. Ежедневно происходит около 600 пожаров, до 90 чел. погибают или получают серьезные травмы, около 1 тыс. чел. остаются без жилья в результате его уничтожения или существенного повреждения пожаром. Гибель людей при пожарах снизилась: 20тыс. (2004г.) и 13,9тыс. (2009г.)  при фактическом отсутствии благоприятных социально-экономических предпосылок. В год фиксируется 2,2 – 2,3 тыс. пожаров (примерно 1%) в зданиях, где имелась пожарная автоматика (примерно в 50% случаев выполнила свою задачу). Совершенно поразительные данные по системам противодымной защиты: из 500-600 случаев пожаров в зданиях, где имелись такие системы, они выполнили свою задачу всего в 30-40 случаях или в 6-7% случаев. Меры по безопасности людей требуют не только тщательных проектных проработок. Об актуальности этой проблемы говорит и тот факт, что ежегодно в зданиях высотой 10 этажей и более происходит более 10 тыс. пожаров, в результате которых погибает около 300 чел. (это в 3 раза выше, чем средний показатель по всем пожарам для 30 стран мира). Еще более тревожные цифры по зданиям высотой 6-9 этажей, к которым в нормах серьезных дополнительных требований пожарной безопасности не предъявляется. Здесь в год происходит по 15-18 тыс. пожаров, на которых погибает до 900 чел. (это более чем в 2,5 раза выше, чем по всем пожарам в России). Имеет место мнение, что большое значение имеют конструктивные решения по противопожарной защите, т.е. многое зависит от степени огнестойкости здания. Это не является бесспорным, поскольку по статистике в год происходит более 50 тыс. пожаров в зданиях I – II степени огнестойкости, на которых погибает почти 3 тыс. чел., что свидетельствует о важности работы по предотвращению пожаров, а также необходимости более активного внедрения систем пассивной (деление на отсеки, защита проемов в противопожарных преградах) и активной противопожарной защиты (автоматика обнаружения и тушения пожаров). В Москве более 430 высотных зданий, где за 3 года произошли 6 пожаров, т.е. состояние ПБ таких зданий существенно выше, чем в зданиях меньшей этажности. Существует также мировая статистика, которая показывает, что доля погибших в расчете на 1 пожар в зданиях высотой более 25 этажей в 3-4 раза выше по сравнению со зданиями высотой 9-16 этажей. Кроме того, около 50% людей из числа находящихся в здании высотой более 100м не могут быстро покинуть здание из-за физической усталости. В сентябре 2006 года произошел пожар в 17-ти этажном здании общежития ВГИК им. Герасимова, где при площади пожара менее 50 кв.м погибли 2 чел., 6 чел. госпитализированы. Многочисленные пожары, особенно в высотных зданиях (пожары в 2004-2006 годах в 32-этажном здании в г. Мадриде, 38-этажном здании в г. Чикаго, 31-этажном здании в г.Сан-Паулу, 32-этажном здании «Траспорт-Тауэр» в Астане и др.), а также в  офисном центре в г. Москве в марте 2007 года и  32-этажной гостинице (июнь 2007г) в г.Дурбан, ЮАР показывают несовершенство соответствующих нормативных документов и принимаемых проектных решений. Очередной трагический пожар - в кафе «Хромая лошадь» (г. Пермь): 156 погибших (из них более 60 скончались в больницах), около 90 – попали на излечение с травмами. Последствия могли быть ещё более тяжелыми, ведь на мероприятии было примерно 270 в основном приглашенных (а не просто посетителей!), а при площади обеденного зала кафе около 500м2 там вполне могло находиться от 400 до 500 чел., ведь для обеденных залов при определении максимально допустимого количества людей в помещении норматив расчетной площади составляет менее 1м2 /чел. (п.43 ППБ 01-2003), а по ресторанам – 1,8м2 /посад.место, кафе и пивных барах – 1,6м2 /посад.место, кафе-автоматах, предприятиях быстрого обслуживания – 1,4 м2 /посад.место (п.4.31 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»).  Более тяжелые последствия были при пожаре на дискотеке в г.Люоянь, Китай (2000г., 300 погибших), в ночных клубах г. Буэнос-Айреса (2004г., 192 погибших, более 1 тыс. пострадавших) и г. Род-Айленд, США (2003г., около 300 погибших и пострадавших). Названные пожары также явились результатом проведения пиротехнического шоу, а гибель – недостаточностью эвакуационных выходов и паникой. Особую опасность представляют объекты в стадии строительства, когда, несмотря на нормативные требования, меры пожарной безопасности сведены до минимума, а контингент рабочих-строителей, часто проживающих непосредственно в строящемся здании, только усугубляет ситуацию. Так, в феврале 2006г. при пожаре в 2-х уровневых бытовках в Духовском пер. (Москва) погибли 7 рабочих. При пожаре в феврале 2008 года в 36-ти этажном здании жилого комплекса «Измайловский» в помещении на 30-м этаже погибли 4 человека, 15 человек спасли пожарные подразделения. В январе 2009 года при пожаре в строящемся подземном гараже (р-н «Жулебино») погибли 6 чел. Статистика показывает, что органами ГПН ежегодно рассматривается почти 600 тыс. административных дел о нарушениях требований пожарной безопасности (число нарушений требований ПБ – около 9 млн.),  по преступлениям, связанным с пожарами, проведено более 200 тыс. проверок, к административной ответственности привлечено более 350 тыс. должностных лиц и более 40 тыс. юридических лиц. Таким образом, в этой сфере управленческой деятельности задействованы огромные социальные, административные, финансовые ресурсы. Тем не менее, до 30% выявляемых нарушений норм пожарной безопасности относится к ошибкам и упущениям проектировщиков, в 20% случаев упущения на стадии проектирования и строительства не выявлялись при осуществлении надзора. Отсюда вытекает значимость квалифицированной экспертизы проектной документации (ПД), поиска экономически и функционально эффективных решений при обоснованных отступлениях от нормативных противопожарных требований. Состояние пожарной безопасности любого объекта ранее определялось наличием требований в нормативных документах Госстроя и Госстандарта, различных ведомств. Число таких документов оценивалось в 1,5-2 тыс., а состав противопожарных требований в 100 тыс. и эта система нормирования десятилетиями применялась застройщиками, проектировщиками, органами госэкспертизы, пожарного, санитарного, архитектурно-строительного и других надзоров, эксплуатирующими организациями, собственниками. В последние годы основополагающим являлся СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», которым продолжали руководствоваться до вступления в силу с 01.05.2009г. ФЗ №123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также 12 сводов правил и 150 стандартов, перечень которых утвержден приказом Ростехрегулирования от 30.04.2009г. № 1573. Названный ТР (ст.1) конкретизирует положения технического регулирования, установленные ФЗ №184, применительно к области пожарной безопасности, а также устанавливает общие требования  пожарной безопасности, обязательные для исполнения при проектировании, строительстве, капительном ремонте, реконструкции, эксплуатации и иных стадиях жизненного цикла объектов. Таким образом, в настоящее время нормативная база в области пожарной безопасности насчитывает менее 200 документов (число сокращено примерно в 10 раз). Остальные НД (согласно ст.1 (абзац 15) ФЗ №69 (в редакции ФЗ №247 от 09.11.2009г.) – это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих ТР нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности) следует считать документами обязательного применения для эксплуатируемых объектов и только в части, не противоречащей ФЗ №123  (см. ч.1 ст.151). При имеющихся расхождениях в содержании требований ПБ различных НД  следует отдавать приоритет СП и НС, включенным в соответствующие перечни Правительства или Ростехрегулирования. Какие-либо дополнительные требования НД могут применяться на добровольной основе, а их несоблюдение не должно нести никаких правовых последствий в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996г. № 763 и не служит основанием применения санкций за невыполнение содержащихся в них требований (см. письмо Минюста РФ от 31.05.2005г. № 01-1529). В качестве современных проектных решений для высотных зданий, выходящих за пределы установленных НД противопожарных требований, можно отметить следующие:
  • проектирование объектов с превышением нормативного радиуса обслуживания ближайшим пожарным депо (условно можно считать 3км по п.6* прил.1* СНиП 2.07.01-89*, а в Москве – 2км или даже 1км при высоте здания более 100м согласно п.10.4 МГСН 1.04-2005) или в условиях недостаточного технического оснащения пожарными автолестницами (автоподъемниками) высотой 50м и более, а также автонасосами высокого давления;
  • устройство площадок для спасательных кабин вертолетов вместо площадок для посадки вертолетов (п.14.2.3. МГСН 4.19-2005), что без заметных потерь в отношении возможности спасения людей позволяет существенно снизить нагрузки на каркас высотного здания (11-12т – статическая и 22-24т - динамическая), избежать необходимости оборудования на покрытии здания стационарной пенной АУП, улучшить архитектурный облик здания. Кроме того, следует применять более гибкий подход в отношении числа площадок для кабин (как правило, достаточно одной на здание, а не на каждые 10002 площади кровли), размещения наземных вертолетных площадок на расстоянии более 500м от зданий (п.14.2.4 МГСН 4.19-2005);
  • устройство выходов на кровлю в количестве, менее установленного ч.3 ст.90 ФЗ №123 (требуется на каждые полные и неполные 1000м2 площади кровли);
  • отступления от нормативных противопожарных расстояний и размеров проездов для пожарных машин – 6м (табл.11 и ч.1 ст.69 и ч.6 ст.67 ФЗ №123, прил.1* СНиП 2.07.01-89*) при строительстве (реконструкции) в районах исторической застройки, что ранее допускалось при условии оборудования одного из зданий автоматическими установками пожаротушения (п.12.1 МГСН 1.01-99);
  • блокирование в одном здании помещений различного функционального назначения (офисы, предприятия торговли, общественного питания, гостиницы, автостоянки, развлекательные и оздоровительные комплексы, жилье и др.) при необеспеченности самостоятельными эвакуационными выходами (ч.9 ст.89 ФЗ №123);
  • проектирование развитой стилобатной части с размерами, существенно превышающими нормативные требования (18м выступающей части и 3,6м при высоте жилого здания до 48м – ранее по п.3.2.2 МГСН 3.01-01) при часто возникающих проблемах с обеспечением возможности проезда пожарных автомобилей по стилобату и расчетных нагрузок (46т общая или 16т на ось согласно п.12.16 МГСН 1.01-99);
  • размещение в подземной части высотных зданий предприятий торговли, общественного питания, автостоянок в 2-6 уровнях с въездом в них автотранспорта не только жителей и арендаторов, а и с городских магистралей (не допускается п.16.7 МГСН 4.19-2005), технических помещений, на верхних этажах и эксплуатируемой кровле – залов ресторанов, кафе, баров (по п.п. 14.6, 14.7 МГСН 4.19-2005 вместимость ограничивается всего 100 чел.);
  • проектирование этажей подземных автостоянок единым вертикальным пожарным отсеком;
  • увеличение высоты вертикальных пожарных отсеков более 50м (п. 14.4 МГСН 4.19-2005) по аналогии с п.2.15 МГСН 4.04-94 и п.9.9* МГСН 4.19-98 (до 30 этажей или не менее 75м);
  • увеличение площади горизонтальных пожарных отсеков существенно более традиционных 2-3 тыс.м2, замена традиционных противопожарных стен (REI 240 или REI 180) другими видами противопожарных преград согласно ст.37 ФЗ №123 (например, дренчерными завесами или противопожарными разрывами в торговых залах или подземных автостоянках шириной 8м или 6м, свободными от пожарной нагрузки, использование подъемно-опускных противопожарных штор (например, системы Fibershield) для защиты внутренних открытых лестниц 2-го типа, эскалаторов, траволаторов и т.д.;
  • применение атриумов, высота которых может превышать 15м (п.7.1 СП 7.13130.2009) или размер вертикального пожарного отсека (50м согласно п.п.14.4 и 14.10 МГСН 4.19-2005) с устройством дымовых отсеков в нескольких уровнях по высоте атриума и ограничением пожарной нагрузки не более 10кг/м2 в пересчете на древесину;
  • увеличение расстояния от дверей наиболее удаленных квартир до ближайшего эвакуационного выхода существенно более 12м (п.5.4.3 СП 1.13130.2009, п.14.22 МГСН 4.19-2005 (в ТСН 31-332-2006 Санкт-Петербург для нижнего пожарного отсека это расстояние допускается 25м, а для остальных – 12м, что также труднореализуемо с архитектурной точки зрения). Особенно актуален этот вопрос для высотных жилых зданий, когда в пределах этажа проектируется всего один пентхауз (см., например, проект небоскреба «Пентоминимум» в г.Дубаи, ОАЭ);
  • применение лестничных клеток Н2 (с подпором воздуха от 20 до 150Па), Н3 (с входом с этажа через тамбур-шлюз с подпором воздуха 20Па постоянным или при пожаре) или Н2+Н3 без естественного освещения вместо Н1 (с переходом через наружную воздушную зону – при высоте здания более 28м требуется по п.п.4.4.12, 5.3.32, 6.1.38 СП 1.13130.2009 не менее 50%, хотя ранее п.14.20 МГСН 4.19-2005 допускал не предусматривать такое требование);
  • размещение зальных помещений (ресторанов, кафе, баров и т.п.) выше 16-го этажа и большей вместимости, чем 100 мест, предусмотренных п.2.6 МГСН 4.04-94 и п.14.7 МГСН 4.19-2005;
  • проектирование всех или части лифтовых шахт, соединяющих подземные этажи (например, автостоянок) со стилобатной и иными  надземными частями высотного здания (не допускается по п.п.10.5 и 14.17 МГСН 4.19-2005) с компенсирующим мероприятием – устройством двойных тамбур-шлюзов с подпором воздуха на всех этажах подземной части на основании п.14.60 МГСН 4.19-2005;
  • если рассматривать пожар в высотном здании как один из вариантов чрезвычайной ситуации, то согласно п.16.2.2 МГСН 4.19-2005 эвакуация людей должна предусматриваться и при помощи лифтов (из ВТЦ в Нью-Йорке 11.09.2001г. сумели спастись более 3 тыс.чел.), что противоречит п.6.24 СНиП 21.01-97* Возможность использования лифтов для эвакуации (точнее – спасения) людей при пожаре или ЧС активно обсуждается достаточно давно, например, в /8, 9/, однако согласно п.2.39 МГСН 4.04-94 при пожаре лифты должны автоматически опуститься (подняться) на посадочный этаж и быть заблокированными, что исключает их использование для спасения людей (за исключением лифтов для транспортирования пожарных подразделений, соответствующих требованиям НПБ 250-97. Иногда требуется конкретизировать противопожарные требования при применении двухуровневых кабин (ДАБЛ-ДЕК), производящих остановки на четных и нечетных этажах одновременно (прил.10 МГСН 4.19-2005), в том числе в части невозможности использования лифтов с такими кабинами для транспортирования пожарных подразделений;
  • проектирование пожаробезопасных зон (СНиП 35-01-2001, п.14.9 и прил.14.4 МГСН 4.19-2005) в центральном ядре, т.е. зоне лестнично-лифтового узла, что должно сопровождаться проведением соответствующих расчетов и обоснований уровня безопасности людей по ГОСТ 12.1.004-91* и прил.15 МГСН 4.04-94;
  • применение тонкораспыленной воды (включая модульные или автономные АУП, а также системы внутреннего противопожарного водопровода, т.е. пожарные краны), особенно получаемой при сравнительно небольшом давлении 0,5-0,6 МПа с размером частиц воды около 100 Мк (см., например, статью /10/), а также пены средней кратности с использованием малогабаритных пеноподающих устройств (например, выпускаемых фирмой «Сопот») для внутреннего пожаротушения не только квартир, но и помещений подземных автостоянок. Это позволит преодолеть часто имеющиеся ограничения от служб «Водоканала» в расходах воды на хозяйственно-противопожарные нужды, избежать излишних проливов воды и повреждения имущества, экономить средства на устройстве систем удаления пролитой воды при пожаротушении из коридоров и других коммуникационных помещений;
  • широкое использование различных, в том числе вентилируемых (СВФ) и остекленных, фасадных систем, особенности применения и пожарная опасность которых достаточно подробно рассмотрены в статьях /6, 7/.
Перечисленные проектные решения являются далеко не исчерпывающими примерами сложности обеспечения пожарной безопасности высотных зданий, иллюстрируя необходимость тщательной проработки противопожарных мероприятий, которые должны оформляться в виде СТУ. В системе нормативных документов требования  пожарной безопасности базируются на следующих критериях (ст.29 ФЗ №123): 1. Классификация зданий по степени огнестойкости (I,  II,  III,  IY и  Y - ст.30 ФЗ №123). Для каждой из степеней огнестойкости в табл.21 приложения к ФЗ №123 установлены требования по пределам огнестойкости строительных конструкций; 2. Классификация зданий по конструктивной пожарной опасности (С0, С1, С2, С3 – ст.31 и ст.87 ФЗ №123). Для каждого из этих классов в табл.22 приложения к ФЗ №123 установлены требования по применению строительных конструкций по пожарной опасности (классификация согласно ст.36: К0 – непожароопасные, К1 – малопожароопасные, К2 – умереннопожароопасные, К3 – пожароопасные), а отнесение строительных конструкций к этим классам проводится на основании табл.6 приложения к ФЗ №123 с учетом характеристик горючести, воспламеняемости, дымообразующей способности, наличия теплового эффекта и горения, распространения пламени; 3. Классификация строительных материалов (КМ0 – КМ5), в т.ч. декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов, изложена в ст.13, табл.3 и табл.27 ФЗ №123 на основе следующих свойств материалов: горючесть, воспламеняемость, распространение пламени, дымообразующая способность, токсичность. Соответствующие требования по области применения на путях эвакуации и в зальных помещениях приведены в табл.28 и 29 ФЗ №123. 4. Деление объектов на 5 классов по функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также состояния и количества людей (п.5.21* СНиП 21-01-97*, ст.32 ФЗ №123), а именно: Ф1 – для постоянного проживания и временного пребывания людей (Ф1.1 – ДОУ, дома престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса ОУ; Ф1.2 – гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев, домов отдыха, мотелей и пансионатов; Ф1.3 – многоквартирные жилые дома; Ф1.4 одноквартирные жилые дома, в т.ч. блокированные); Ф2 – зрелищные и культурно-просветительские учреждения в закрытых помещениях и на открытом воздухе; Ф3 – обслуживание населения (Ф3.1 – торговля, Ф3.2 – общепит, Ф3.3-вокзалы, Ф3.4 – поликлиники, Ф3.5 – бытовое и коммунальное обслуживание, Ф3.6 – ФОК без трибун для зрителей, бани); Ф4 – научные, образовательные, проектные организации, органы управления учреждений, в т.ч. банки, офисы; Ф5 – производственные и складские, в т.ч. автостоянки, архивы – Ф5.2. Согласно ФЗ № 384-ФЗ от 30.12.2009г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу данного ФЗ, признаются сводами правил (ч.2 ст.42) и при их включении в Перечень, утверждаемый Правительством РФ (ч.1 ст.6), требования СНиП относятся к обязательным для соблюдения требований ФЗ № 384 (ч.3 ст.42), а уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (видимо, Минрегион РФ) не позднее 01.07.2012 года должен осуществить актуализацию СНиП (ч.5 ст.42). Пример этого – СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», как актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89*, утвержденный приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009г. №390 и введенный в действие с 1 января 2010 года (с изменениями, внесенными приказом Минрегиона РФ от 20.02.2010г. № 69). СНиП 31-06-2009 распространяется на общественные здания высотой до 55м, с подвальным этажом и многоуровневыми автостоянками, проектируемыми по СНиП 21-02-99*. Одно из отличий названного документа – небольшой раздел «Многофункциональные здания» (п.п.6.14-6.19), что позволяло не разрабатывать СТУ согласно ч.2 ст.78 ФЗ № 123 (сейчас на такие здания вновь нужны СТУ). В соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ № 384 распоряжением Правительства РФ  № 1047-р от 21.06.2010 утвержден Перечень НС и СП (частей таких НС И СП), в результате применения которых на обязательной  основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий сооружений». Перечень содержит 8 документов в виде ГОСТ (в т.ч. ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в ЧС. СМИС», ГОСТ 21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации», ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»), 83 Свода правил в виде СНиП, из них более 60 – документы 1975-1999г.г. Основная особенность этого Перечня – применение ранее содержавшихся в этих документах требований пожарной безопасности (около 500) не предусмотрено по предложениям МЧС России, что позволило исключить их противоречие с НД по ПБ, однако оказались «потерянными» ряд значимых противопожарных требований, которые, возможно, следует включать в состав СТУ. Пример – СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», п.п. 3.40-3.51 которого в отношении требований к путям эвакуации не вошли в число подлежащих применению. ФЗ №384 (ч.6 ст.3) устанавливает минимально необходимые требования (отвечает положениям ч.1 и ч.2 ст.7 ФЗ №184) для всех этапов жизненного цикла объекта (ч.2 ст.3), а иными техническими регламентами могут устанавливаться дополнительные требования безопасности, но они не могут противоречить требованиям настоящего ФЗ (ч.5 ст.3), т.е. определен приоритет ФЗ №384 по отношению к другим ТР,  в т.ч. ФЗ №123, и НД по их реализации. Наиболее значимые, с точки зрения пожарной безопасности, положения ФЗ № 384 от 30.12.2009г.: 1. Ст.6 (ч.8). Если для подготовки ПД требуется отступление от требований, установленных ч.1, недостаточно требований к безопасности, установленных СП и НС, или такие требования не установлены, подготовка ПД и строительство осуществляются в соответствии с СТУ, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном, видимо, Минрегионом РФ. В ст.78 (ч.2) ФЗ №123 пока основанием для разработки СТУ является только отсутствие нормативных требований пожарной безопасности. В п.п. 1.4 и 1.5 СП 2.13130.2009 основания для разработки СТУ существенно расширены и являются аналогичными ранее действовавшим требованиям п.п. 1.5 и 1.6 СНиП 21-01-97*. Минрегион РФ в последнее время принимает к согласованию СТУ только на объекты, для которых НД отсутствуют. Предусматривается в отношении СТУ по пожарной безопасности внесение изменений в ФЗ №123 по аналогии со ст.6 ФЗ №384, причем такие СТУ согласовываются МЧС РФ, что отвечает положениям ст.6 ФЗ №69 «О пожарной безопасности». 2. Ст.8. Для здания должны соблюдаться следующие требования: сохранение устойчивости; ограничение образования и распространения ОФП в пределах очага пожара; нераспространение пожара на соседние здания; эвакуация людей (с учетом МГН) в безопасную зону; возможность доступа л/с подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение; возможность подачи средств пожаротушения в очаг пожара; возможность спасения людей и сокращения ущерба имуществу. Требования нормативных документов по ПБ, относящиеся к вышеперечисленным, следует считать минимально необходимыми на основании п.2 ч.6 ст. 3 настоящего ФЗ. Пока в НД не сделано попыток структурировать требования, выделив минимально необходимые, особенно связанные с безопасностью людей, т.е. обязательные для исполнения, и остальные требования, т.к. нормативные документы являются документами обязательного (см. ч.4 ст.6 ФЗ № 384-ФЗ) или добровольного применения  (ч.7 ст. 6 ФЗ № 384-ФЗ). В этой связи представляются неизбежными выводы о якобы имеющихся противоречиях ФЗ №384 и других ТР, поскольку последние, в отличие от ФЗ №384, содержат многочисленные требования в виде физически измеряемых  величин. Распоряжение Правительства РФ № 1047-р от 31.06.2010 позволило избежать очевидных спорных ситуаций, а также снять до 30% замечаний органов ГЭ в отношении несоблюдения в ПД требований СНиП. 3. Ст.15 (ч.6). Проектируемые мероприятия по обеспечению безопасности должны быть обоснованы результатами исследований, расчетами и (или) испытаниями, моделированием сценариев возникновения опасных процессов (значит, и пожара), оценками рисков, С практической точки зрения это означает следующие варианты: а) ссылка на пункты НД является недостаточной для обоснования требований пожарной безопасности; б) расчетами или иным способом можно обосновать отступление от требований НД в виде физически измеряемых  величин согласно ст.17. 4.  Ст.17. В проектной документации должны быть обоснованы одним из способов ч.6 ст.15: противопожарные расстояния (разрывы); характеристики огнестойкости и пожарной опасности СК и инженерных систем; деление на пожарные отсеки; расположение, габариты и протяженность путей эвакуации, характеристики пожарной опасности материалов отделки, стен, потолков и полов на путях эвакуации, число, расположение и габариты эвакуационных выходов; параметры АПС, СОУЭ, АУП, ПДЗ; меры по обеспечению проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа пожарных и подачи средств пожаротушения, параметры систем пожаротушения, в т.ч. наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения; организационно-технические мероприятия (ОТМ) по ПБ.  К числу ОТМ согласно ГОСТ 12.1.004-91* относятся: организация на объекте пожарной охраны, создание объектовых пунктов пожаротушения, обеспечение первичными средствами пожаротушения, знаками безопасности, их содержание в исправном состоянии,  паспортизация веществ, материалов, оборудования, организация обучения мерам ПБ, разработка инструкций по соблюдению противопожарного режима и действиях людей при пожаре, планов эвакуации людей, спасения имущества, тушения пожаров, порядок действий администрации, рабочих и служащих при возникновении пожара и т.д. 5.  Ст.30 (ч.1, ч.3, ч.7 и ч.8, ч.14) – относятся к МГН, в т.ч. обеспечению возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов-колясочников и др. групп: достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах (нет перегородок?!), лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок (нет лифтов, эскалаторов, траволаторов!?), коридоров (нет вестибюлей, холлов?!), проходов между элементами технологического оборудования и элементами оснащения общественных зданий. Проектные решения должны обеспечивать безопасность эвакуационных путей, мест проживания и обслуживания (п.2 ч.7), а параметры должны быть обоснованы в соответствии с ч.6 ст.15. До последнего времени в отношении противопожарных требований действовали положения СНиП 35-01-2001, однако согласно распоряжения Правительства РФ № 1047 требования п.п.3.40-3.51 в отношении путей эвакуации применению не подлежат, а в других НС и СП такие требования отсутствуют. В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006г. № 232 органы ГПН с января 2007 года не осуществляют надзор с области проектирования и строительства. Сейчас на стадии государственной экспертизы проектной документации устанавливается в среднем от 50 до 200 и более отступлений только от противопожарных норм. Основная их часть устраняется, но на стадии строительства и ввода в эксплуатацию отступают уже от проектной документации либо в целях экономии средств, либо из-за недостаточного качества строительно-монтажных работ. При эксплуатации появляются новые нарушения, в основном «Правил пожарной безопасности в РФ» ППБ 01-03, ведомственных правил и т.п.  В зависимости от объекта число таких нарушений может быть от 10 до 300 и более. Пример, фактически эксплуатируемая «Башня Федерации» (64 этажа), где при пожарно-техническом обследовании выявлено около 50 серьёзнейших нарушений требований ПБ по объемно-планировочным решениям и инженерным системам противопожарной защиты, из-за которых эксплуатацию объекта следует приостанавливать. Периодичность проверок ГПН юридических лиц – 1 раз в 3 года, внепланово – с санкции прокуратуры. За это время состояние пожарной безопасности объекта может меняться многократно и без должного отношения со стороны собственника, других должностных лиц объекта положение дел не исправить. Пример, пожар 20 марта в офисном центре на 2-й Хуторской улице (г. Москва), где при проведении спасательных работ погиб полковник Чернышев Е.Н. Проверка объекта проводилась в 2007 году, следующая проверка должна была быть в 2010 году, а за это время здание надстроили мансардным этажом, не была обеспечена работоспособность АПС, применены отделочные материалы с высокими пожароопасными характеристиками и т.д. Некоторые новации и проблемы совершенствования ФЗ № 123 К настоящему времени приказом Ростехрегулирования от 30 апреля 2009 года № 1573 утвержден Перечень Национальных стандартов и Сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ № 123-ФЗ. Перечень включает 12 Сводов правил (утверждены приказами МЧС России) и 150 Национальных стандартов (из них более 80 утверждены и введены в действие приказами Ростехрегулирования, остальные – из числа ранее действовавших). Несколько позднее принят СП 13.13130.2009 «Атомные станции. Требования ПБ», а также имеются проекты СП «Встроенные подземные автостоянки» и «Культовые здания». Ст.4 (ч.4). Требования ТР на существующие объекты не распространяются, за исключением случаев, если эксплуатация объекта приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие пожара. Подтвердить наличие или отсутствие такой угрозы можно расчетами пожарных рисков (ч.1 ст.6), в том числе на этапе подготовки декларации пожарной безопасности (ст.64).  За прошедший год действия ФЗ №123 оценка таких угроз проводилась по минимальной части объектов, хотя такая методика действует с момента введения ГОСТ 12.1.004-91* (по факту более 20 лет), а сейчас с некоторыми уточнениями утверждена приказами МЧС России от 30.06.2009г. №382 и №404 от 10.07.2009г. Приказом МЧС России от 26.03.2010г. № 135 (зарег. Минюстом РФ 23.03.2009г., рег. № 13577), которым внесены изменения  в приказ МЧС РФ от 24.02.2009г. № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности», уточнено, что на действовавшие до дня вступления в силу ТР объекты расчет пожарного риска не требуется. Проектом изменений ФЗ №123 предусмотрено иная редакция ч.4: «На здания.., запроектированные до вступления в силу настоящего ФЗ, его положения не распространяются, за исключением ст.64. В этом случае собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями…, должен выполнять требования ПБ, установленные до введения указанного ФЗ». При этом запроектированными следует, видимо, считать объекты с формулировкой п.2 ч.1 ст.42 ФЗ №384, т.е.  объекты,  проектная документация на которые утверждена или направлена на государственную экспертизу до вступления в силу соответствующего ФЗ. Ст.6 (ч.1). «ПБ объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования ПБ, установленные ФЗ о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений». Ч.3. «При выполнении обязательных требований ПБ, установленных ФЗ о технических регламентах, и требований НД по пожарной безопасности (изменениями ФЗ №123 предусматривается добавить «…или Специальных технических условий…»), расчет пожарного риска не требуется». На практике можно считать, что объектов, полностью отвечающих требованиям ПБ, не существует и поэтому расчет пожарного риска следует проводить хотя бы для того, чтобы собственник имел представление о наличии угрозы людям, а также на случай разрешения споров с надзорными органами. Однако, в любом случае согласно ч.3 ст.53 необходимо расчетами подтвердить обеспечение безопасной эвакуации людей (интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения эвакуации людей в безопасную зону не должен превышать времени блокирования ОФП путей эвакуации). Ч.5. «Юрлицом – собственником объекта защиты ….. должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со ст.64» (слова, выделенные курсивом, предусмотрено из ТР исключить). Ч.6. «Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности…». Принято и вступило в силу с 01 мая 2009г. постановление Правительства РФ от 31 марта 2009г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», которым утверждены «Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска». Данный документ (п.1 Правил) используется при составлении  декларации пожарной безопасности согласно ст.6 и ст.64 ТР. Аккредитация юридического или физического лица, проводящих такие расчеты, не предусмотрена. Методика определения расчетных величин пожарного риска для объектов классов функциональной пожарной опасности Ф1 – Ф4 утверждена приказом МЧС России от 30.06.2009г. № 382 (зарег. Минюстом РФ, рег. №14486 от 06.08.2009г.), для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф5 – приказом МЧС России  от 10.07.2009г. № 404 (зарег. Минюстом РФ, рег. № 14541 от 06.08.2009г.). Основное, что нужно для их практического применения даже аккредитованными организациями – наличие сертифицированного программного обеспечения, а также обучение пользователей (возможно, с прохождением аттестации), что сейчас прорабатывается МЧС России. Ст.35. Осуществлено разделение строительных конструкций по  пределам огнестойкости от ненормируемого и минимального 15мин. до 240 мин. и 360 мин. (ч.1). Требования по пределам огнестойкости основных несущих конструкций зданий с учетом их степени огнестойкости приведены в табл.21 приложения к ФЗ, а по противопожарным преградам (стен, перегородок, перекрытий) – в табл.23 приложения к ФЗ (для противопожарных стен и перекрытий максимальный предел огнестойкости установлен REI 150). В практике проектирования конструкции с REI 240 применяются для высотных жилых и общественных зданий, а использование REI 180 или ниже возможно на стадии СТУ при проведении расчетов с учетом реальной пожарной нагрузки. Конструкции с REI 360 могут применяться, например, для сооружений ГО или уникальных объектов, но в НД пока таких требований не записано. Существенное значение имеет положение п.6.6.3 СП 2.13130.2009, согласно которому в зданиях I и  II степеней огнестойкости для обеспечения требуемого предела огнестойкости более R 60 несущих элементов здания допускается применять только конструктивную огнезащиту (облицовка, обетонирование, штукатурка и т.п. В следующем абзаце этого же пункта отмечено, что применение тонкослойных огнезащитных покрытий стальных несущих конструкций в зданиях I и  II степеней огнестойкости возможно при условии применения их для конструкций с приведенной толщиной металла согласно ГОСТ Р 53295 не менее 5,8мм, а применение тонкослойных покрытий для железобетонных конструкций возможно при условии оценки их предела огнестойкости с нанесенными средствами огнезащиты. Для заполнения проемов в противопожарных преградах (табл. 24 и 25 приложения к ФЗ) при определении пределов огнестойкости введены «достижение предельной величины плотности теплового потока (W)» и (или) «дымогазонепроницаемость (S)», что отсутствовало в СНиП 2.01.02-85* (п.1.3), СНиП 21-01-97* (п.5.10) и имеет существенное значение для конструкций с остеклением более 25% (например, остекленных противопожарных перегородок согласно табл.23 приложения к ФЗ № 123, чтобы их отнести к преградам 1-го типа), а также заполнения проемов в противопожарных преградах, в т.ч. с остеклением дверей более 25%, а также штор и экранов согласно табл.24 приложения к ФЗ № 123. На практике наиболее распространенные пределы огнестойкости противопожарных дверей, ворот, окон – EI 60 (1-й тип) или EI 30 (2-й тип), но для конструкций с REI (EI) более 150 используются такие изделия с EI 90 по аналогии с МГСН 4.19-2005. Ст.37. Впервые к противопожарным преградам отнесены противопожарные разрывы, противопожарные занавесы, шторы и экраны, водяные завесы (ранее в п.5.12 СНиП 21-01-97* относились только противопожарные стены, перегородки и перекрытия). При этом в ч.13 ст.88 указано, что противопожарные шторы и экраны должны выполняться из негорючих материалов, а ч.16 этой же статьи предусматривает применение экранов EI 45 для защиты дверных проемов лифтовых шахт. Ст. 53. Безопасная эвакуация людей  при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации.  По ст.2 «безопасная зона – зона, в которой люди защищены от воздействия ОФП (например, л/к типа Н2 или Н3) или в которой ОФП  отсутствуют (например, л/к типа Н1, другой пожарный отсек, за пределами здания). В любом случае для подтверждения условия безопасной эвакуации требуется определение необходимого и расчетного времени (ч.4 ст.53 – методы по НД ПБ). Ст.56. Система ПДЗ должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от ОФП  в течение времени, необходимого для эвакуации людей в БЗ (как правило, это не более 3-5 мин.) или всего времени развития и тушения пожара. Для проектирования это принципиально разные требования. Тогда нужен расчет времени развития и тушения пожара или  можно взять за аналог требования по продолжительности к системам  ВППВ, где расчет делается на 3 часа. В ч.3: приточная ПДВ используется для создания избыточного давления в защищаемых помещениях (например, безопасных зонах), тамбур-шлюзах и на лестничных клетках (нет лифтовых шахт!). Ст.61 (ч.1). Здания должны быть оснащены АУП в случаях, когда ликвидация пожара первичными средствами невозможна, а также в случаях, когда персонал находится в защищаемых зданиях некруглосуточно. Изменениями ФЗ № 123 предусмотрено записать, что «здания, сооружения, помещения и оборудование, подлежащие защите АУП, определяются НД ПБ», т.е. необходимо будет руководствоваться прилож. А СП 5.13130.2009. Несмотря на добровольность применения СП, следует учитывать, что АУП наиболее эффективный способ борьбы с пожаром, позволяет в зданиях I и II cтепени огнестойкости, согласно СП 2.13130.2009, на 100% увеличивать площадь этажа в пределах пожарного отсека. Ст.64. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых предусмотрено проведение госэкспертизы проектной документации, а также для зданий класса Ф 1.1 и предусматривает:
  • Оценку пожарного риска;
  • Оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.
Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России от 24.02.2009г. № 91 (зарегистрирован Минюстом России, рег. № 13577 от 23 марта 2009г.) с учетом изменений, внесенных приказом МЧС России от 26.03.2010г. №135. Ч.4. «Ответственность за полноту и достоверность сведений в декларации ПБ – собственник объекта защиты или иное лицо…». В приказе дополнено (абзац в п.12), что это проверяется должностными лицами ГПН МЧС России при проведении мероприятий по контролю. П.2 приказа МЧС. Декларация ПБ может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности. На практике вопрос по арендаторам, которые занимают одно или несколько помещений, т.е. нужно отражать эти вопросы в договоре с арендодателем. Ч.3. Декларация ПБ на проектируемый объект защиты составляется застройщиком, либо лицом,  осуществляющим подготовку проектной документации (до ввода в эксплуатацию – см. ч.5 ст.6  ТР и п.5 приложения №2 к приказу МЧС России от 24.02.2009г. № 91). Ч.7. Для эксплуатирующихся объектов декларация ПБ предоставляется не позднее одного года после дня вступления ФЗ в силу (до 01 мая 2010 года). Изменения ФЗ № 123: при этом в декларации указывается только перечень НД по ПБ, в соответствии с которыми должны обеспечиваться меры пожарной безопасности на объекте защиты. Предусмотрено продлить срок представления деклараций до 1 мая 2012г. Декларация ПБ направляется в территориальный орган (УГПН) МЧС России непосредственно либо по почте, либо при помощи системы электронного документооборота (п.п.10 и 11 приказа МЧС). В течение 5 рабочих дней – проверка соответствия заполнения установленной форме. Регистрация в перечне. После регистрации – в течение 3-х рабочих дней один экз. декларации отправляется декларанту. Ст.67. Подъезды для пожарных автомобилей (ч.1): с 2-х продольных сторон - многоквартирные жилые дома высотой 28м и более, иным зданиям высотой 18м и более. со всех сторон – односекционные здания многоквартирных жилых домов, общеобразовательные учреждения, детские ДОУ, лечебные учреждения со стационаром, научные и проектные организации, органы управления учреждений. Ширина проездов – не менее 6м (ч.6), ранее по п.2.9* СНиП 2.07.01-89* допускалось 4,2м, а в малоэтажной застройке – 3,5м. Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания (ч.8): для зданий до 28м – не более 8м: для зданий более 28м – не более 16м. Тупиковые проезды (не более 150м) должны заканчиваться разворотными площадками не менее 15х15м (ч.13, по аналогии с п.14.2.1 МГСН 4.19-2005). Радиус поворотов проездов для пожарных машин НД не регламентируется, ранее принималось не менее 12м. Ч.14. Сквозные проходы через 100м один от другого «через лестничные клетки». Изменения в ФЗ № 123: статью 67 признать утратившей силу, но при этом пока в СП нет требований к генеральным планам. Ст.68. Предусмотрено дополнить источники наружного противопожарного водоснабжения «пожарными резервуарами». Предусматривается части 6-18 признать утратившими силу, однако при этом требуется внести соответствующие дополнения в СП 8.13130.2009. Cт.69. Вместо существующих требований в 15-ти частях этой статьи предусматривается следующая редакция: «Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения и строения и определяются НБ ПБ», что гармонизирует с требованиями ст.17 и ч.6 ст.15 ФЗ №384 в отношении обоснования противопожарных разрывов , например, расчетами. Ст. 72, 75 (требования по противопожарным расстояниям от гаражей и стоянок автотранспорта, на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участках) предусмотрено считать утратившими силу.  В этой связи представляется важным разработка и введение в действие СП с требованиями пожарной безопасности к генеральному плану застройки объектов. Ст.76. Дислокация подразделений пожарной охраны из условия: в городах время прибытия первого подразделения не более 10мин. в сельских поселениях – 20мин. Расчет – по СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения».  Для ориентировочной оценки можно взять параметр скорости движения пожарного автомобиля, например,  20км/ч и тогда получится примерно 3км, т.е. близко к нормативу по п.6* прилож.1 СНиП 2.07.01-89*. Сейчас по статистике среднее время прибытия в городах – около 8мин. Ст.78. Для зданий, для которых отсутствуют нормативные требования ПБ на основе требований настоящего ФЗ должны быть разработаны СТУ, отражающие специфику обеспечения их ПБ и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению ПБ. В п.1.4 и п.1.5  СП 2.13130.2009 основания для разработки СТУ существенно расширены и по существу полностью дублируют требования п.1.5 и п.1.6 СНиП 21-01-97*. В соответствии с п.1.2 СП 4.13130.2009 при высоте жилых зданий более 75м, других объектов – более 50м требования не распространяются, т.е. следует квалифицировать как отсутствие норм. Какой-либо НД, регламентирующий состав  и содержание СТУ, до сих пор не принят. В такой ситуации СТУ по пожарной безопасности, разработанные в соответствии с приказом МЧС России от 16.03.2007г. №141, прошедшие экспертную оценку ВНИИПО МЧС РФ или Академии ГПС МЧС РФ, рассмотренные на нормативно-техническом совете МЧС РФ и согласованные ДНД МЧС РФ, претерпевают изменения при их согласовании в Минрегионе РФ (даже при наличии положительного заключения экспертной организации, рекомендованной Минрегионом РФ) или такое согласование не проводится на основании ст.78 ФЗ №123. Предусматривается в отношении СТУ по пожарной безопасности внесение изменений в ФЗ №123 по аналогии со ст.6 ФЗ №384, причем такие СТУ согласовываются МЧС РФ. Это отвечает положениям ст.6 ФЗ №69 и является, видимо, достаточным, чтобы избежать согласования таких СТУ с Минрегионом РФ. И наоборот, два других вида СТУ, не имеющие отношения к пожарной безопасности, следовало бы согласовывать только с Минрегионом РФ, но для этого требуется либо пересмотреть приказ Минрегиона РФ от 01.04.2008г. №36, либо принять совместный приказ МЧС РФ и Минрегиона РФ по порядку разработки и согласования СТУ Ст.79. Нормативное значение пожарного риска для зданий, сооружений и строений. Ч.1. Индивидуальный пожарный риск не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке. Ч.2. Риск гибели в результате воздействия ОФП должен определяться с учетом функционирования СОПБ зданий. По п.4.1.3 СП 1.13130.2009 (ранее -  п.6.4 СНиП 21-01-97*) эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей без учета средств пожаротушения и ПДЗ (в изменениях в СП предусмотрено убрать ПДЗ). За пределами помещения – требования по учету АУП и ПДЗ четко не прописаны, хотя в нормах отдан очевидный приоритет объемно-планировочным и конструктивным решениям, а не активным системам ОПБ, которые в таком случае рассматриваются как дополнение к иным проектным решениям. Ст.82 (ч.2). Предусматривается новая редакция: «Кабельные линии и электропроводки систем ППЗ, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, СОУЭ, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и ПДЗ, АУП, ВППВ, пожарных лифтов должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций, но не менее времени для полной эвакуации людей в безопасную зону» (очевидно, за пределы здания и с учетом рассредоточения на прилегающей территории). Таким образом, видимо, появится возможность также руководствоваться требованиями ст.17 и ч.6 ст.15 ФЗ №384 в отношении обоснования времени функционирования названных систем, например, расчетами, а не принимать, в частности, по продолжительности тушения пожара 3часа (п.6.3 СП 8.13130.2009). Ст.83. Ч.1 п.5. «АУП должны быть обеспечены… устройством для ручного пуска (предусмотрено дополнить «за исключением спринклерных установок пожаротушения». Ч.3. В ПД на монтаж АУП должны быть предусмотрены меры по удалению огнетушащего вещества из помещения, здания, сооружения или строения. Ч.7. Предусмотрено для СПС зданий Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2, Ф 4.3 дублирование сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия персонала объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Ч.8 – исключается. Дополнить ч.12 : «Учреждения здравоохранения и социальной защиты с пребыванием людей на постоянной основе или на стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сисгналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационными сигналами оповещения. Данные системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым». Ст.85. Ч.1. Предусмотрено записать: «Объемно-планировочные решения… в совокупности с системой ПДЗ должны исключать возможность распространения продуктов горения за пределы помещения пожара и (или) пожарного отсека для обеспечения безопасной эвакуации людей». Предусмотрено ч. 2, 4 и 5 исключить (в основном из-за требования по дымоудалению из помещения пожара и вытяжной ПДЗ из смежных помещений). Часть 11 изложить в следующей редакции: «Необходимость устройства, а также  требования к составу, конструктивному исполнению, пожарно-техническим характеристикам, особенностям использования и последовательности включения элементов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений в зависимости от их функционального назначения и объемно-планировочных и конструктивных решений устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности». Вопрос возможности использования для противодымной защиты систем приточно-вытяжной общеобменной вентиляции в ТР не отражен, но конкретизирован в п.7.17 СП 7.13130.2009, т.е. это возможно при соблюдении противопожарных требований п.п.7.1-7.16. Ст.87. Недостаточно требований по фасадным системам. Предусмотрено: «В зданиях, сооружениях, строениях I-III степеней огнестойкости недопущение выполнять из материалов с группами горючести Г2-Г4 облицовку внешних поверхностей наружных стен, а фасадные системы не должны распространять горение». Имеется «Положение о технических условиях на проектирование и строительство уникальных, высотных и экспериментальных объектов капитального строительства в городе Москве» (утверждено В.И.Ресиным 01 октября 2007 года, согласовано Москомархитектурой, Мосгосэкспертизой, Мосстройнадзором), где в п.3.2 и приложении Б приведены общие требования к содержанию раздела СТУ по конструктивным решениям ФС, включая мероприятия по мониторингу ФС и их эксплуатации. При этом применение конструкций ФС является характеристикой (п.5 приложения А), когда объект является экспериментальным и на него распространяется действие вышеназванного Положения. Отмечая необходимость мониторинга ФС, следует учесть, что тогда он должен быть составной частью структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005. Для объектов г. Москвы СМИС следует предусматривать в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 6 мая 2008г. № 375-ПП «О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы». Общие требования к конструкции ФС установлены СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» и приложением к СП 23-101-2000. Требования ко всей ФС и каждому её элементу должны быть отражены в техническом свидетельстве, выдаваемом ФГУ «Федеральный центр сертификации» Росстроя. На основе натурных огневых испытаний ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко и ВНИИПО МЧС России разработан ГОСТ 31251-2003, где установлены классы пожарной опасности наружных стен при наличии внешней изоляции, отделки толщиной более 0,5мм, оклейки и облицовки. Требования этого стандарта не распространяются, в частности, на наружные стены из светопрозрачных конструкций. Особенно сложным проведение экспертизы представляется в случае, когда здание целиком одевается в светопрозрачную оболочку. Для такого архитектурного и конструктивного решения требования пожарной безопасности в «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности», СП 2.13130.2009, СП 4.13130.2009 по существу отсутствуют. На практике при проектировании и строительстве современных общественных зданий (все чаще также и высотных жилых зданий) площадь светопрозрачной оболочки ФС достигает 100%. В этом случае одной из основных проблем, кроме снижения теплопотерь, являются требования по обеспечению пределов огнестойкости такого остекления на основании табл.21 приложения к ФЗ №123-ФЗ (ранее по табл.4* п.5.18* CНиП 21-01-97*), когда для зданий I степени огнестойкости для наружных ненесущих стен этот показатель должен быть Е30, для II – IV степеней огнестойкости – E15. В нормативных документах по пожарной безопасности, как уже отмечалось выше, эта проблема не решена, т.к., например, для ленточного остекления (при отсутствии ограничений по его площади) по п.4.1.7 МДС 21-1.2000 требуется только, чтобы противопожарные стены разделяли остекление (допускается, чтобы противопожарная стена не выступала за наружную плоскость стены). Аналогично, по существу, требование по противопожарным перекрытиям (п.4.2.1 МДС 21-1.2000), с дополнением, что их примыкание к наружным стенам  из негорючих материалов (НГ) должно быть без зазоров, а в местах пересечения целесообразно устраивать козырьки, что и нашло отражение в п.14.30 МГСН 4.19-2005. Иными словами, требований по пределу огнестойкости собственно остекления не предъявляется, а при наличии противопожарных стен и перекрытий в местах их пересечения (примыкания) к остеклению (в т.ч. сплошному) можно было бы говорить  о необходимости соблюдения требования табл.21 приложения к ФЗ №123-ФЗ, т.е. по обеспечению предела огнестойкости Е 30 или Е 15, но не всего остекления, а только его части в местах примыкания к противопожарным преградам на высоту, например, этажа или на конкретное расстояние. Ст.88. Ч.5. Предусмотрено дополнить: «Противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания, сооружения, строения или до противопожарных перекрытий 1-го типа…» и далее по тексту (так записано в п.5.4.5 СП 2.13130-2009, т.е. противопожарные стены могут быть со смещением по вертикали. Ч.17 новая редакция: «В зданиях и сооружениях высотой 28 и более метров шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха или лифтовый холл с подпором воздуха при пожаре, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта». Ч.18. Предусмотрено исключить (при оборудовании АПС или АУП лифты должны иметь блокировку и автоматически возвращаться на основную посадочную площадку при обеспечении открытия и удержания дверей кабины и шахты в открытом положении (в такой редакции это касалось и пожарных лифтов, в т.ч. для спасения МГН – см.ст.89 ч.16). В цокольных и подземных этажах вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы с избыточным давлением воздуха при пожаре (ч.20). Ст.89. Предусмотрено дополнить ч.16: «Для эвакуации МГН со всех этажей зданий допускается предусматривать устройство на этажах вблизи лифтов для МГН и лестничных клеток безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. Указанные лифты должны быть оснащены системами автоматизации и ПДЗ в соответствии с требованиями к пожарным лифтам. Данные лифты могут использоваться для спасения инвалидов по время пожара». Ст.90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений. Предусматривается требования ч.3-17 признать утратившими силу, в т.ч. ч.14 (зазоры между маршами 75мм), ч.15 (пожарные лифты), ч.17 (площадки для кабины вертолета), а также п.2 ч.1 (наружные пожарные лестницы), п.4 ч.1 (ПДЗ путей следования пожарных подразделений), п.5 ч.1 (индивидуальных и коллективных средств спасения), ч.3 (по выходам на кровлю), ч.4-13 (по пожарным лестницам. Ст.134. Ч.5 предусмотрена более «мягкая» формулировка: «каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов. Окрашенные лакокрасочными покрытиями каркасы из негорючих материалов должны быть НГ или  группы горючести Г1». Части 9, 10, 17 и 20 предусматривается исключить. Ст. 139. Предусматривает обязательные конструктивные требования к системе мусороудаления; но нет требования по АУП. Предусмотрено действующие НД дополнить требованиями, прописанными в СНиП 31-01-2003 и СП 31-108-2002, СП 5.13130.2009 о наличии обязательных устройств  пожаротушения и условиях их функционирования. Ст.144. Ч.1. Оценка соответствия объектов проводится в формах: независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности); государственного пожарного надзора; декларирования пожарной безопасности; приемки и ввода в эксплуатацию объектов, а также систем пожарной безопасности; экспертизы. Ч.2. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами РФ. С 01 мая 2009 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска. П.2 Правил: независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора между собственником и экспертной организацией. Порядок получения добровольной аккредитации установлен приказом МЧС России от 20.11.2007г. № 607 с изменениями от 23.06.2008г. и 18.09.2008г. Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области ПБ (п.3 Правил). Результаты – в виде Заключения для собственника (п.5 Правил). Согласно п.25 приказа МЧС России от 01 октября 2007г. № 517 (Административный регламент) в случае проведения независимой оценки пожарных рисков мероприятия по надзору  в отношении этих объектов не планируются. Экспертные организации, осуществляющие независимую оценку пожарных рисков, согласно ст.1096 Гражданского Кодекса РФ (ч.2) могут привлекаться к ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков соответствующей работы (услуги). Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по подготовке проектной документации, осуществляется лицом, выполнившим такие работы (ст.60 Градостроительного Кодекса РФ в редакции от 30.12.2008г.). Солидарно субсидиарную ответственность за причинение указанного вреда несут  субъект РФ и саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда СРО в отношении лица, имеющего допуск. Постановлением Правительства РФ №48 от 03.02.2010г. заметно расширены минимально необходимые требования к выдаче СРО свидетельств о допуске к работам по подготовке проектной документации для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства. Ожидается внесение изменений в ряд ФЗ, в т.ч. ФЗ №69, в части создания «пожарных» СРО.
21 марта 2011, 06:58   0    14046   0

Комментарии ()

    Введите сумму 7 + 5