СНиП 2.05.07-91* (Приложение 1)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Справочное)

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Автодорожная служба предприятия — хозяйственное подразделение предприятия, осуществляющее текущий и плановые ремонты автомобильных дорог промышленных предприятий.

Автомобильная дорога предприятия — ведомственная автомобильная дорога, предназначенная для перевозок грузов и обслуживания предприятия и находящаяся на его балансе.

Автомобиль особо большой грузоподъемности — автомобиль, автопоезд или другое автотранспортное средство, нагрузки на ось которого превышают 100 кН (10 тс), а габарит по ширине — более 2,5 м.

Автотранспортная служба предприятия — хозяйственное подразделение предприятия, обеспечивающее перевозку грузов, хранение, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств предприятия.

Безнапорный гидравлический транспорт — гидравлический промышленный транспорт, трубопровод которого работает при неполном наполнении гидросмесью (со свободной поверхностью потока).

Вагоны прикрытия — железнодорожные вагоны, дополнительно устанавливаемые перед составом или между составом и локомотивом в целях обеспечения подачи состава под погрузку (разгрузку) взрыво- и пожароопасных грузов или предотвращения заезда локомотива на запрещенный участок пути.

Веер путей — обособленная стрелочная зона с пучкообразным разделением железнодорожных путей.

Верхнее строение пути — часть конструкции железнодорожного пути, предназначенная для направления движения подвижного состава, восприятия давления от колес подвижного состава и передачи его земляному полотну; состоит из балластного слоя, шпал, рельсов, скреплении, противоугонных устройств, стрелочных переводов с переводными брусьями и глухих пересечений.

Верхний склад — склад древесины, располагаемый в непосредственной близости от лесоразработок и являющийся начальным пунктом обработки древесины и отправки ее потребителю или на нижний склад.

Весовая норма поезда — наибольшая масса поезда, установленная для данной железной дороги или отдельных ее участков.

Ветка лесовозной дороги — ответвление от магистрали лесовозной дороги, обслуживающее часть сырьевой базы лесозаготовительного предприятия.

Внешние перевозки грузов - перевозки грузов, поступающих на предприятия с общей сети дорог или отправляемых на нее предприятиями.

Внешний (подъездной) железнодорожный путь — железнодорожный путь необщего пользования, предназначенный для перевозок грузов предприятия и соединяющий станцию примыкания общей сети с промышленной станцией, а при ее отсутствии — с погрузочно-разгрузочным путем или со стрелочным переводом первого ответвления внутренних железнодорожных путей.

Внутриплощадочные и автомобильные дороги — внутренние железнодорожные пути и автомобильные дороги, располагаемые на территории предприятий и обособленных производств.

Временный погрузочно-разгрузочный путь — железнодорожный путь, устраиваемый в рабочей зоне карьера или отвала с целью размещения на нем вагонов для погрузочно-разгрузочных операций, который по мере отработки уступа карьера или расширения отвала периодически разбирается и укладывается в новое положение.

Входная сортировочная станция — промышленная сортировочная станция, располагаемая в конце подъездного железнодорожного пути и осуществляющая расформирование поездов, прибывающих с внешней сети железных дорог, а также формирование поездов, отправляемых на внешнюю сеть.

Вытяжной путь — станционный или внутриплощадочный, как правило, тупиковый железнодорожный путь, служащий для вытягивания составов и отдельных вагонов при маневрах по сортировке или перестановке их с одного пути на другой.

Габаритные ворота: а)на переездах — конструкция, состоящая из двух вертикальных стоек и горизонтальной перекладины с подвешенными к ней планками на высоте, ограничивающей предельную высоту автотранспортного средства и погруженного на него груза, ворота устанавливают с обеих сторон электрифицированного железнодорожного пути; б) на железнодорожном пути — конструкция, устанавливаемая на путях грузовых пунктов и состоящая из двух вертикальных стоек и горизонтальной перекладины с подвешенными к ним планками, которые своими очертаниями повторяют предельные очертания габарита погрузки грузов на открытом подвижном составе. При касании груза к планкам срабатывают устройства, сигнализирующие о негабаритности.

Галерея — надземное, подземное или наземное, полностью или частично закрытое, горизонтальное или наклонное узкое и протяженное сооружение конвейерного транспорта, соединяющее отдельные погрузочные, разгрузочные и перегрузочные узлы и предназначенное для размещения и укрытия конвейера (конвейерной линии), а также для прохода обслуживающего его персонала.

Гидравлический транспорт — вид промышленного транспорта, осуществляющий перемещения груза в виде гидросмеси (пульпы) в трубопроводах или лотках.

Гидравлический удар — резкое изменение давления жидкости в напорном трубопроводе, вызванное мгновенным изменением скорости его течения.

Гидросмесь (пульпа) — механическая смесь с водой частиц сыпучих или измельченных твердых материалов различной крупности.

Главные пути — пути перегонов, а также пути промышленных железнодорожных станций, являющиеся непосредственным продолжением путей (подъездных или соединительные, прилегающих к станции перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах.

Глухое пересечение — пересечение железнодорожных путей в одном уровне, устраиваемое без применения стрелочных переводов и исключающее возможность перехода подвижного состава с одного пути на другой.

Горловина станции (парка) — входная (выходная) часть путевого развития железнодорожной станции с группой стрелочных переводов, соединяющих парковые пути между собой вытяжными, соединительными и подъездными путями.

Грузовая единица — количество груза, которое перемещается за один цикл работы грузоподъемной машины или вручную и которое одновременно может быть единицей хранения груза на складе.

Грузовая станция — промышленная железнодорожная станция, обеспечивающая обслуживание грузовых пунктов, а также производящая погрузку и выгрузку грузов предприятий, не имеющих собственных подъездных железнодорожных путей.

Грузовой пункт — часть территории предприятия или промышленного узла с комплексом складского хозяйства, погрузочно-разгрузочных устройств и оборудования, площадок, автодорожных путей и других коммуникаций, обеспечивающих выполнение грузовых операций.

Грузовой фронт — часть складского сооружения, на котором производятся операции по погрузке и разгрузке железнодорожных вагонов и автотранспортных средств, с прилегающим участком погрузочно-разгрузочного пути или автодорожного подъезда.

Грунтовый насос — центробежный насос с односторонним всасыванием гидросмеси (пульпы) для транспортирования ее по трубопроводу.

Диспетчерская централизация — система управления стрелками и сигналами, посредством которой участковый диспетчер с одного пункта управляет стрелками и сигналами раздельных пунктов и перегонов на определенном участке железнодорожных путей и контролирует их положение.

Диспетчерский съезд — съезд между главными путями на двухпутных участках, предназначенный для регулирования движения поездов (подач).

Дорожно-климатическая зона — условная часть территории страны с однородными по особенностям сооружения автомобильных дорог, климатическими условиями, характеризуемая сочетанием водно-теплового режима, глубины залегания подземных вод, глубины промерзания грунтов и количеством атмосферных осадков, свойственных только данной местности.

Думпкар — полувагон с автоматически опрокидывающимся на бок кузовом, предназначенный для перевозки сыпучих и глыбообразных навалочных грузов на короткие расстояния.

Железнодорожный путь предприятия — железнодорожный путь необщего пользования, предназначенный для перевозок грузов предприятия и находящийся на его балансе.

Заглубленный балластный слой (призма) — балластный слой (призма), уложенный в выемку (корыто) так, чтобы его верх находился в одном уровне с поверхностью прилегающей спланированной территории.

Закрестованная кривая — кривая железнодорожного пути в плане, расположенная непосредственно за хвостом крестовины стрелочного перевода на расстоянии не более 40 м от торца крестовины.

Застроенная территория — территория на которой имеются существующие или строящиеся, а также предусмотрены намечаемые строительству здания и сооружения, учитываемые при планово-высотном размещении транспортных коммуникаций и имеющие с ним общую систему поверхностного водоотвода и благоустройства.

Изложница — металлическая форма, служащая для отливки и межцеховой транспортировки жидкого металла и слитков.

Колесная формула автомобиля — условное обозначение типа автомобиля двумя цифрами, разделенными знаком “х”, где первая цифра обозначает число колес автомобиля, вторая — число ведущих колес.

Конвейер — машина непрерывного действия для перемещения сыпучих, кусковых или штучных массовых грузов.

Конвейерный транспорт — вид промышленного транспорта, использующий конвейеры.

Лесовозный ус — временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек.

Магистраль лесовозной дороги — основной участок лесовозной дороги, связывающий осваиваемый лесной массив с нижним складом лесозаготовительного предприятия, дорогой общего пользования или пунктом потребления и рассчитанный на весь период эксплуатации лесосырьевой базы предприятия.

Малодеятельный железнодорожный путь — железнодорожный путь с малым объемом перевозок, строительство или сохранение которого вызывается спецификой перевозимых грузов или экономической целесообразностью.

Маневровый порядок движения — организация движения на подъездных, соединительных и погрузочно-разгрузочных железнодорожных путях, при которой отправление, прием групп вагонов и выполнение маневровых полурейсов осуществляются по маневровым сигналам порядком, установленным в технико-распорядительном акте или инструкции о порядке обслуживания и организации движения.

Маневровый район — часть путевого развития железнодорожной станции или внутриплощадочных путей предприятий, на которых маневровая работа закреплена за одним локомотивом и бригадой.

Мульда: а) стальной короб вместимостью 0,25 — 3,3 м3, служащий для загрузки шихтовых материалов в сталеплавильную печь; б) форма (изложница), служащая для отливки чугунных чушек на разливочной машине.

Напорный гидравлический транспорт — гидравлический промышленный транспорт, трубопровод которого работает при избыточном внутреннем давлении гидросмеси по сравнению с атмосферным.

Незастроенная территория — территория, на которой отсутствуют все виды наземной, надземной и подземной застройки, ограничивающие применение основных норм проектирования

Нерегулируемая переездная светофорная сигнализация — постоянно включенная сигнализация, не зависящая от подхода желез-подорожных составов к переезду.

Неспециализированный сортировочный путь — сортировочный путь железнодорожной станции для накопления вагонов, следующих в адрес нескольких направлений или пунктов погрузки и разгрузки.

Нижний склад — склад, предназначенный для приемки леса, поступающего с верхних складов, раскряжевки и разделки древесины, отправления ее к потребителю. Располагается в непосредственной близости от тех видов транспорта, которыми вывозится древесина из лесозаготовительного предприятия (вблизи железнодорожных станций, водных бассейнов, автомобильных дорог общего пользования).

Нулевое место — участок земляного полотна железнодорожного пути или автомобильной дороги, на котором низ верхнего строения пути или дорожной одежды устраивается в отметках естественной поверхности земли (в том числе перехода выемки в насыпь).

Обгонный пункт — раздельный пункт на двухпутной железнодорожной линии, имеющий путевое развитие, предназначенный для обгона поездов и перевода при необходимости с одного главного пути на другой.

Осевая формула локомотива — условное обозначение типа локомотива в виде формулы с указанием вида, числа и расположения его осей.

Основной сортировочный путь — железнодорожный путь в сортировочном парке станции для накопления вагонов, предназначенных к отправлению по определенным направлениям или фронтам погрузки и разгрузки.

Отсасывающие линии — провода, соединяющие рельсовые цепи с тяговой подстанцией.

Отсевной путь — железнодорожный путь в сортировочном парке станции, предназначенный для накопления вагонов, требующих повторной сортировки.

Охранная стрелка — стрелка, устанавливаемая в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на пути подготовленного маршрута.

Передвижной железнодорожный путь - железнодорожный путь, периодически передвигаемый без разборки путевой решетки.

Питающие линии — провода, присоединяющие сеть к тяговой подстанции.

Погрузочно-разгрузочный путь — участок железнодорожного пути для размещения вагонов, подлежащих загрузке (разгрузке), а также перемещения их в процессе этих операций.

Погрузочно-разгрузочный фронт — участок железнодорожного пути или автомобильной дороги, используемый для постановки вагонов или автотранспортных средств, с которыми одновременно могут выполняться операции по погрузке или выгрузке грузов.

Подача — группа вагонов, сцепленных между собой для перестановки локомотивом на грузовые фронты или уборки их обратно.

Подвесная канатная дорога — дорога, использующая транспортные средства (вагонетки), подвешенные к канату, расположенному на опорах выше уровня поверхности земли.

Подвесная канатная дорога с кольцевым движением — подвесная канатная дорога, имеющая две ветви несущих канатов, предназначенных для движения транспортных средств раздельно в грузовом и порожнем направлениях.

Подвесная канатная дорога с маятниковым движением — подвесная канатная дорога с одной ветвью несущего каната, предназначенного для движения транспортных средств как в грузовом, так и в порожнем направлениях.

Подвесной канатный транспорт — вид промышленного транспорта, использующий транспортные средства (вагонетки), подвешенные к канату.

Подъездной железнодорожный путь — см. внешний железнодорожный путь.

Поездной порядок движения — организация движения на подъездных и соединительных железнодорожных путях, при которой отправление и прием поездов осуществляются по одному из установленных в Правилах технической эксплуатации межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта Союза ССР средств сигнализации и связи при движении поездов.

Полезная длина станционного пути — часть полной длины пути, на которой устанавливается подвижной состав без нарушения безопасности движения по смежным путям. Полезная длина может ограничиваться предельными столбиками, выходными или маневровыми сигналами, стрелочными переводами и упорами (началом засыпки балластной призмы упора).

Полная длина станционного пути: а) сквозного — длина пути между концами остряков стрелочных переводов, ограничивающих этот путь; б) тупикового — длина пути между концом остряка стрелки примыкания и упором. Полурегулируемая переездная светофорная сигнализация — светофорная сигнализация, включаемая при занятии составом перегона, на котором расположен переезд.

Пост заводской, карьерный или распределительный) — раздельный пункт, имеющий путевое развитие для производства маневровой работы по обслуживанию грузовых фронтов или регулирования движения поездов (подач).

Постоянный погрузочно-разгрузочный путь — железнодорожный путь, устраиваемый возле стационарного прирельсового склада с целью размещения на нем вагонов для погрузочно-разгрузочных операций.

Предохранительный тупик — тупиковый путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов.

Предприятие — завод, фабрика, шахта, порт, электростанция, карьер, складская база, нефтяные и газовые промыслы, лесозаготовительные, торфодобывающие и другие промышленные предприятия и организации.

Промышленная грузовая станция — промышленная железнодорожная станция, предназначенная для выполнения преимущественно маневровой работы по обслуживанию фронтов погрузки и разгрузки вагонов.

Промышленная железнодорожная станция — станция, имеющая путевое развитие и технические устройства, позволяющие производить операции по приему и отправлению поездов (подач), маневровую работу по их расформированию и формированию, подборку вагонов по погрузочно-разгрузочным фронтам и другие технические операции с учетом производственного процесса предприятия.

Промышленная сортировочная станция -промышленная железнодорожная станция, предназначенная преимущественно для формирования и расформирования составов, накопления вагонов и распределения их по станциям, маневровым районам или по фронтам погрузки и разгрузки.

Промышленный район (промрайон) - промышленные предприятия, стройки и организации, расположенные на территории крупного промышленного центра (города) и тяготеющие к нему по транспортно-производственным связям.

Промышленный тепловоз — локомотив, конструкция и параметры которого отвечают условиям работы на промышленном предприятии и первичным источником энергии для которого служит двигатель внутреннего сгорания.

Промышленный узел — группа предприятий с общими объектами.

Промышленный электровоз — локомотив, конструкция и параметры которого отвечают условиям работы на промышленном предприятии и первичным источником энергии для него служит контактная сеть.

разборочный вагонопоток — общее число вагонов, подлежащих расформированию и формированию на сортировочном устройстве.

разъезд — раздельный путь на однопутном подъездном или соединительном пути, имеющий путевое развитие, предназначенное для скрепления и обгона поездов.

регулируемая переездная светофорная сигнализация —сигнализация, включаемая или переключаемая при подходе железнодорожных составов к переезду.

рельсовая цепь — изолированный участок (блок-участок) железнодорожного пути, в котором проводниками электрического тока служат рельсовые нити, оборудованные путевыми датчиками, срабатывающими под воздействием колес подвижного состава, обеспечивая связь между ним и устройствами управления железнодорожными стрелками и сигналами.

Руководящий уклон — наибольший продольный уклон железнодорожного пути или автомобильной дороги, обеспечивающий движение с расчетной скоростью поездов установленной весовой нормы или автомобилей принятой грузоподъемности.

Сбрасывающая стрелка — стрелочный перевод без крестовины, в котором безопасное движение подвижного состава предусмотрено только по одному из направлений (по прямому или боковому пути). Для предотвращения заезда на занятый путь стрелка устанавливается в направлении, где отсутствует железнодорожная колея — на “сброс”. В этом случае при движении по стрелочному переводу, установленному на “сброс”, происходит преднамеренный сход (“сброс”) подвижного состава с рельсов, чем достигается надежная охрана основного маршрута (пути).

Седельный автомобиль — автомобиль-тягач, предназначенный для работы в сцепе с полуприцепом.

Секционные разъединители — устройства для соединения (или разъединения) отдельных секций (участков) контактной сети между собой.

Система обслуживания — организационная форма эксплуатации промышленного транспорта одного или группы предприятий, устанавливающая схему управления, организацию перевозок грузов, погрузочно-разгрузочных работ, ремонтов пути и подвижного состава.

Скользящий съезд — передвижной железнодорожный путь, применяемый в карьерах для отработки нижнего горизонта, когда устройство въездной траншеи на этот горизонт экономически-нецелесообразно.

Соединительные пути — железнодорожные пути, связывающие пути промышленных станций или отдельных производств, расположенных на обособленных площадках, между собой или с погрузочно-разгрузочными путями грузовых фронтов, с путями локомотивовагонного хозяйства, вагонных весов и других сооружений.

Сортировочная горка — элемент железнодорожного сортировочного устройства с искусственно повышенным участком пути и уклоном, по которому вагоны под воздействием собственной силы тяжести скатываются на пути сортировочного парка.

Специализированный сортировочный путь — сортировочный путь, предназначенный для накопления вагонов какого-либо одного направления.

Сплетение путей— участок двухпутного железнодорожного пути, на котором одна рельсовая колея надвинута на другую и уложена по ее шпалам с помощью двух крестовин без стрелок, что исключает возможность перехода подвижного состава с одного пути на другой.

Стандартный автомобиль — автомобиль или другое автотранспортное средство, удовлетворяющее условиям движения по автомобильным дорогам общего пользования и имеющее ширину не более 2,5 м, а нагрузку на ось — не более 100 кН (10 тс).

Станция примыкания — железнодорожная станция общей сети, к которой примыкает подъездной железнодорожный путь.

Стрелочная улица — путь, на котором последовательно расположено несколько стрелочных переводов для примыкания группы параллельных путей.

Съем вагонов — число вагонов, отправляемых с одного станционного пути в сутки.

Твердое покрытие — дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.

Тяговый агрегат — двух- или трехсекционный промышленный локомотив, состоящий из электровоза и различных комбинаций дизельной секции и моторных вагонов-самосвалов.

Улавливающий тупик — тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску.

Фронт погрузки или разгрузки — см. погрузочно-разгрузочный фронт.

Фронт подачи — участок железнодорожного пути, используемый для остановки вагонов и последующего выполнения с ними операций по погрузке или разгрузке грузов.

Эпюра укладки стрелочного перевода схема взаимного расположения элементов стрелочного перевода с указанием их основных размеров.


ОТДЕЛ 1.4  ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
мкр. ВНИИПО, д. 12, г. Балашиха, Московская обл., 143903
Тел. (495) 524-82-21, 521-83-70     тел./факс (495) 529-75-19
E-mail: nsis@pojtest.ru

Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
© ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ, 2009  Все права защищены

Комментарии (0)

    Введите сумму 6 + 5